search
main
0

«Думовочка Дуня»: педагогическая сказка от Андрея Иоффе

Самая бесконфликтная и деликатная из педагогических сказок.

Жили-были, трали-вали, кошки драли и устали. А мы стойко поведаем очередную педагогическую сказку, героиней которой будет маленькая девочка, которую прозвали Думовочкой, а имя её было Дуня. Она любила впадать в задумчивость, выключаться из текущего процесса (и не только на переменах или во время отдыха). А кому это понравится? Готовишь класс к контрольной, а потом «находит» такое выключение из реальности, а потом вся статистика обученности падает. Или в группе работают учащиеся, а Дуня свою работу не выполняет, потому что вдруг за окном что-то увидела, да и погрузилась в свои мысли.

Вот как-то раз важную контрольную с небес голубь сизокрылый принёс (это так только говорится, а мы-то все знаем, кто это «спускает» и откуда). Думовочка возьми и погрузись в самом начале в размышления воздушные. Но если голубю позволено парить над всеми, то ученикам такого не позволено. Нельзя подвести своего учителя, школу, город или село, район, да и вообще весь свой регион. Вот такой легион ответственности ложится на их плечи. В итоге отпущенного времени не хватило выполнить все задания. Потом уже разговоры с родителями, советы психолога, причитания классного руководителя. Но что делать с этой мечтательностью и воздыхательностью? И не конфликт даже тут возникает. Скорее общая растерянность, печаль, желание как-то помочь и непонимание происходящего. С «кто виноват?» в последнее время в образовании научились быстро определяться, а вот до «что делать?» руки пока еще не дошли.

Нельзя сказать, что ничего не предпринимала педагогическая общественность вместе с родителями. В хор «Ква-Ква» решили запихнуть, чтобы к какому-то общественному делу приобщить. Делать ничего не надо – только рот открывай, шевеление губ имитируй, улыбку до ушей растягивай, жалостливую слезу пускай по ситуации. Но Думовочка по сторонам смотрела, «ворон считала», о «небесных кренделях» мечтала, а рот разевать забывала. А в хоре тоже не просто стоять надо, тут своя дисциплина и правила игры.

ru.freepik.com

Потом ударились в другую крайность – решили Дуню-Думовочку усиленно развивать в техническом направлении. Классный руководитель Злата Норушковна Мышкина посоветовала обратиться к своему старому и проверенному знакомому – специалисту с безупречной репутацией. Так она сосватала Думовочку репетитору по физике Кроткому Учёту Запасовичу. Любил Кроткий всё подсчитывать и продумывать, учитывать силу действия и противодействия. А больше всего любил анализировать поток денег за проведенные занятия. Особенно поток усиливался за три месяца до экзаменов итоговых. Тогда Учёт Запасович не давал ни вздохнуть, ни белого света увидеть своим подопечным. Загружал их теорией и практикой, засыпал задачами и проверками, тестами и всякими диктантами. Как раз перед Дуней и нарисовалась эта финишная прямая. Надо было окончательно выбрать специализацию и принять решение.

Тяжело было на душе у нашей героини Дуне-Думовочки. Не лежало сердце к проторенному пути высоких технических достижений и престижных на текущий момент профессий. Окружающие взрослые благостно и уверенно твердили одно, а смутное беспокойство предупреждало об опасности свернуть на какие-то кривые дорожки, с которых потом и сойти будет нельзя, а прийти к чему-то интересному невозможно. Тут Думовочке и друг повстречался – Думвовочка (надеемся, читатель внимательно прочитал имя и увидел различие). Они случайно столкнулись в коридоре на перемене. Разговорились. Оказывается, на переменах можно не только «в телефоне сидеть». Думвовочка рассказал ей, что в их естественно-научном классе смотреть на облака и наблюдать их перемещения не только не возбраняется, но даже поощряется. Отслеживать популяцию ворон тоже можно. Изучать окружающий ландшафт необходимо. Вот так узнала Думовочка, что и ей есть место в учебном процессе, что не всё сводится к зазубриванию формул и решению разных задач. Так что не все Вовочки одинаково хулиганисты, как гласит народная молва. Есть и другие. Просто не надо на них ставить крест заранее. Хорошо, когда есть с кем разделить свои интересы. Как сложились эти отношения в дальнейшем мы не знаем, потому что границы педагогической сказки нарушать не планируем и в личную жизнь вмешиваться не собираемся. И другим не советуем. Пусть эти отношения каждая личность выстраивает самостоятельно, а образование косвенно и деликатно помогает. На деликатности хочется настаивать.

ru.freepik.com

Да и молодая учительница биологии Элла Полётовна Эльфова не дремала и увидела у нашей Думовочки интерес к окружающей природе. Потому что отвлекалась она не просто так, а любовалась живыми существами и цветением деревьев, движением облаков и парящими в них птицами. Даже обыкновенная муха могла нашу героиню погрузить в созерцание. Эльфова поставила вопрос о том, что в борьбе за новомодные тенденции к физико-математическому образованию не надо забывать о самих детях, о разности их интересов и склонностей, увлечений и способностей. Привлекла Элла Полётовна и достижения психологии, убедительно опиралась на важность мотивации. К счастью, педагоги не только на бумаги и отчеты обращали внимание, но и детей живых перед собой замечали. В последнюю минуту все-таки принято было решение записать Думовочку в естественно-научный класс. Конечно, не без бесед с родителями и самой Дуней. А той с первых шагов понравилось, что порхать с цветка на цветок не считается криминальным. Крылья выросли, взлетела. Интересно было изучать живых существ в природе, а не абстрактные теории. Конечно, в итоге оказалось, что без научности и здесь нельзя обойтись. И формулы нужны, и задачки решать необходимо. Только когда это близко к твоим склонностям, то и переносить значительно легче.

Наша сказка закончилась хорошо. Всегда ли так происходит? И от кого это зависит? Тут важно искусство найти свой интерес, умение прислушиваться к окружающему миру и правильно понимать его знаки. Но не поддаваться давлению со стороны. Места под солнцем для всех достаточно. Стоит помнить, что оно есть и в лабораториях, и на полянках, и в лесу, и в разных экспедициях, даже на страницах художественной литературы. Много где. Нужно только найти это самое место и распознать его для себя. А если еще и поможет кто-то, то будет совсем замечательно.

И еще одна важная вещь. Если кто-то много думает, то не стоит сразу записывать его в неудачники и единоличники. Такие люди могут принести огромную пользу, только нужно терпение с ними и ненавязчивость. Одним словом – деликатность педагогическая и вообще всякая. Так что герой сказки не только Думовочка, но и Деликатность, которая незримо присутствовала или отсутствовала в каждом эпизоде. О ней редко открыто заявляют в образовании. Её не славят и не включают в официальные документы. Это хорошо, потому что соответствует природе Деликатности. Только хочется, чтобы не забывали и не пренебрегали ею. Вот и сказочке конец, а всем деликатным педагогам, кто еще не бросил чтение, скажем: «Молодец!».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте