Всероссийский открытый урок на тему \”Профессия – руководитель\” в формате онлайн прошел 10 апреля в рамках Московского международного салона образования. О том, может ли руководитель позволить себе быть добрым, выключать телефон и совмещать работу с увлечением, ребятам рассказал председатель Правительства России Дмитрий Медведев. О чем спрашивали школьники премьер-министра? Читайте в нашем материале!
Антон Комолов, ведущий, модератор урока: \”Когда Вы начинали свою карьеру руководителя, у Вас какие были мотивы? Почему вы стали руководителем?\”
— Знаете, вопрос ещё в том, кого мы называем руководителем. Ведь руководитель – это не только министр, или Председатель Правительства, или губернатор. Руководитель может быть человеком, который работает в относительно небольшой команде людей, в какой-нибудь небольшой фирме, компании. Он тоже руководитель, даже если у него в подчинении три человека. Я начинал руководить людьми уже довольно давно, это было ещё в период, когда я окончил университет и делал какие-то первые шаги в своей профессии. Но это было много лет назад.
Андрей, Губернаторский лицей №30, Санкт-Петербург: \”Как руководитель поступает, если идеального решения нет, а все предложенные недостаточно хороши?\”
— Тут каждый руководитель поступает по-своему. Можно, конечно, голосование устроить. Но если серьёзно отвечать на Ваш вопрос, нужно выбрать решение, которое принесёт наименьший вред из всех плохих решений, и на нём остановиться.
Константин Дубов, школа №4, Обнинск: \”Получается ли совмещать хобби, увлечения с работой и не отвлекает ли это от работы?\”
— Я вам скажу: получается. Если не переключаться с основной деятельности на какие-то другие вещи, другие вопросы, будет очень тяжело. Я вам всем рекомендую, когда вы уже выйдете во взрослую жизнь, будете специалистами, руководителями или ещё кем-то будете работать, – обязательно иметь в запасе несколько увлечений, которые будут вам помогать преодолевать разные трудности. Их будет достаточно на вашей основной работе. А это может быть всё что угодно. Я ещё с того времени, когда ходил в школу, начал фотографировать. Мне это в принципе нравится, я ничего выдающегося не делаю, тем не менее это позволяет иногда сохранить в памяти, в цифровых файлах впечатления, которые возникают, – я действительно много езжу. Это интересно на самом деле. Но есть и другие вещи, которые очень полезны. Я уже не говорю про спорт, который должен присутствовать в арсенале любого современного человека.
Светлана, Физико-математическая школа Тюменской области: \”Имеет ли руководитель право на ошибку или же он должен быть безупречен во всём и всегда?\”
— Конечно, безупречным. Но всякий руководитель ошибается.
Даниил Москалёв, Лицей №41, Ижевск: \”Часто ли Вам приходится совещаться со своими подчинёнными и что Вы делаете, если, например, их мнение прямо противоположно?\”
— Конечно, я каждый день совещаюсь со своими коллегами. И действительно, это мои подчинённые в основном. Я всё время с ними советуюсь. Если возникают расхождения, если их мнение отличается от моего, я анализирую все факторы, а потом принимаю окончательное решение.
Естественно, каждый руководитель должен очень внимательно выслушать все позиции. Но, если вы, будучи руководителем (хотя не все хотят быть начальниками), чувствуете, что ваше решение правильное, ответственность руководителя в том и состоит, чтобы провести в жизнь своё решение. А не чтобы «поплыть» и сказать: «Он так считает, этот по-другому считает. Я не знаю… Давайте-ка на недельку задержимся». В этом смысле определённая порция решительности руководителю нужна.
Алёна: \”Любили ли Вы ходить в школу и были ли у Вас двойки?\”
— В школу я сначала любил ходить, потом не любил – с определённого возраста. Двойки у меня, конечно, были. Я такую тайну открою, никогда об этом не рассказывал: у меня в 10-м классе (тогда 10 классов было, не 11, как сейчас) по одному из предметов (называть его не буду) была двойка даже в четверти. Но самое главное – собрать волю в кулак и правильным образом завершить учёбу. Когда я заканчивал учиться в школе, у меня не то что двоек, у меня и троек уже не осталось, я всё «зачистил». Так что двойки могут быть – хотя бы для того, чтобы понять, в чём разница между двойкой и пятёркой.
Полина Осипова: \”В чём разница между руководителем-мужчиной и руководителем-женщиной? И стоит ли их вообще сравнивать?\”
— Руководители-женщины, безусловно, лучше, чем руководители-мужчины.
\”Какими главными качествами должен обладать руководитель? И может ли руководитель позволить себе быть добрым?\”
— Руководитель точно не должен быть каким-то злодеем, сверкать очами, стучать кулаком, орать – знаете, это, как правило, ни к чему не приводит. Если ты на кого-то кричишь и тому подобное, это малоубедительно. Скажут: он что-то злится, орёт, значит, явно не прав. Руководитель должен говорить спокойно. А качества очень простые. Мне кажется, самое главное качество – понятное: руководитель должен брать на себя всю ответственность за решения, которые он принимает. Это подчас весьма непросто. Но если не делаешь этого, то лучше не руководить ничем.
Фёдор Титов: \”Говорят, что если у тебя получается хорошо управлять командой даже из нескольких человек, то с неменьшим успехом получится управлять и командой, состоящей даже из нескольких тысяч. Вы согласны с этим утверждением?\”
— Согласен. Нужно постепенно развиваться. Нельзя сразу начинать управлять большим количеством людей. Лучше вырастать потихонечку. Тогда ты будешь приобретать необходимые навыки, квалификации. Но в принципе это верный тезис. Если ты способен организовать коллектив из небольшого количества людей, то, скорее всего, у тебя получится управлять и более крупными коллективами. Пробуй!
Даниил, Липецк: \”Скажите, какое самое сложное решение в Вашей политической карьере Вы когда-либо принимали?\”
— Вопрос на самом деле непростой. Этих решений много. Я не пытаюсь уйти от ответа. Это были решения, например, которые я принимал в должности Президента. Они касались вопросов войны и мира. Это очень сложные решения! Вопросы, связанные с политическим развитием страны. Масса экономических решений, которые я принимал в разных должностях. Очень трудно выделить одно. Может быть, в силу того, что у меня довольно большой объём ответственности. Этих решений много, и каждое из них каким-то образом откладывается в твоей памяти, если хотите, оставляет зарубки в твоей душе, потому что ты потом к нему возвращаешься и постоянно анализируешь, что ты сделал правильно, а что можно было сделать несколько иначе. Это нормально.
София Нарышкина: \”В каком возрасте проявляются качества и таланты руководителя? Когда Вы в первый раз почувствовали, что можете руководить?\”
— Я думаю, как только человек по земле пошёл, сразу видно, руководитель он или нет. Можно руководить родителями, бабушкой, дедушкой. Говорить им, где им находиться, что он будет есть, что он не будет есть. Очень по-разному всё, конечно, если честно говорить. Какие-то вещи, очевидно, должны проявиться в школе. Но у всех очень по-разному.
\”Руководителю часто приходится увольнять своих сотрудников, сокращать коллектив. Как не чувствовать себя виноватым после этого?\”
— Это на самом деле непростая дилемма, непростое решение для любого ответственного лица, для любого руководителя. Поскольку, даже если это назревшие преобразования, если это оптимизация численного состава, для того чтобы лучше работала компания или другой коллектив, это всё равно касается людей, товарищей. Это человеческие судьбы. Нужно стараться по максимуму все эти решения подготовить так, чтобы люди, которые уходят, могли раскрыть себя на новом поприще. Предложить им какую-то другую деятельность. Это очень тонкое искусство. Ему нужно учиться. Но точно нельзя относиться к этому равнодушно. Тебе принесли бумажку, сказали: нам нужно сократить десять человек. Ну и ладно, до свидания, и забыл об этом. Этого быть не должно. Это касается и маленьких фирм, маленьких компаний, это касается и вопросов на уровне области, города или всей страны.
Кирилл: \”Может ли руководитель отложить свой телефон, выключить его и отдохнуть немного или же руководителю нужно постоянно быть на связи?\”
— Всё зависит от того, чем Вы занимаетесь. Я бы и рад иногда выключить телефон, но этого сделать не могу, потому что это телефон правительственной связи – он не отключается. Более того, он меня преследует, куда бы я ни передвигался: ездит специальная группа людей и этот телефон рядом со мной ставит. Так что меня найти легко – звоните!
Данила, \”Кванториум\”, г. Томск: \”Какие книги Вы бы посоветовали будущим руководителям, бизнесменам?\”
— Сейчас очень много литературы. Мне, кстати, её часто приносят мои коллеги и говорят: посмотрите, вот наши эксперты написали, вот иностранцы пишут… Очень много книг. Я уже потерялся в них. Раньше был один Карнеги, а сейчас это сотни томов. Но если честно, я не уверен, что всё это надо читать. Потому что чем больше читаешь такой литературы, тем, мне кажется, бóльшая каша в голове возникает. Для того чтобы стать хорошим руководителем – это моё мнение, – надо читать хорошую классическую литературу. На ней-то как раз можно получить и необходимый жизненный опыт в каком-то смысле, и необходимое интеллектуальное развитие. Так что читайте русскую и иностранную классическую литературу, и всё будет нормально.
Любовь Печникова: \”Какое должно быть образование у руководителя? И где его можно получить?\”
— У руководителя может быть любое образование. Всё зависит от того, чем вы хотите руководить. В некоторых случаях требуется специальное образование. Если говорить о государственном управлении, то, конечно, лучше ориентироваться в целом ряде вопросов, которые связаны с этим (право, экономика). Но если вы хотите, например, заниматься организацией кинопроизводства, образование должно быть, конечно, несколько другим. Так что всё зависит от того, какова ваша профориентация.
Алексей Школьников: \”Как стать самым классным, самым крутым и интересным предпринимателем? И руководителем?\”
— Я по-простому скажу: надо много работать. Тогда всё получится. Что делать – это суровая правда жизни. Я этого всем желаю, кто хочет стать успешным руководителем. Более того, мы, люди более старшего, взрослого поколения, очень рассчитываем, что всё получится у вас.
Всероссийский открытый урок для школьников \”Профессия – руководитель\” был организован порталом \”ПроеКТОриЯ\” и Минпросвещения России. При подготовке материала использована стенограмма Правительства РФ.
Фото Вадима Мелешко
Комментарии