search
main
0

Дмитрий Ливанов свое обещание не выполнил: отчетности в школах меньше не стало

Бумажная работа по-прежнему душит директоров и педагогов

Завершается учебный год. И уже почти год у руля Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов. На пост министра он был назначен 21 мая 2012 года.

В августе прошлого года новый министр образования и науки побывал в Хабаровске, где на педсовете пообещал на федеральном уровне серьезно заняться снижением бюрократической нагрузки на российские школы и учителей – с помощью современных информационных технологий и путем сокращения дублирования избыточной отчетности.

\”Все люди, которые работают в школах, испытывают чрезмерную и очень часто необоснованную необходимость заполнения различного рода отчетов\”, – сказал тогда министр. И отметил, что по данным анализа работы школ в разных регионах выяснилось, что каждая из них в месяц заполняет до 50 отчетов в адрес самых разных учреждений и организаций, которые не имеют отношения к образованию!

\”Мы хотим навести порядок. Безусловно, отчетность нужна, но она должна быть достаточной и необходимой\”, – заключил Дмитрий Ливанов.

Стало ли меньше той самой бюрократической нагрузки спустя почти год после обещания министра? С этим вопросом мы и отправились в школы. Разговаривать с нашим корреспондентом на эту тему директора и педагоги соглашались только на условиях анонимности. За откровенность сейчас вполне можно поплатиться директорским креслом. Тем более что поводов для радости в школах, увы, нет. Вопреки обещаниям министра легче жить и работать не стало. Школы по-прежнему тонут в бюрократическом омуте.

\”Некоторые управленцы на совещаниях быстроту выполнения отчета ставят в пример\”

Как рассказала директор одной петербургской школы, отчетность как таковая никуда не делась, просто она спряталась за другими словами: – Отчетность видоизменилась. Если раньше были краткие формы для отчетов, то теперь мы постоянно должны осуществлять мониторинг или специально готовить и сдавать всевозможные количественные, качественные характеристики, сведения финансового характера. В прошлом году отдельный вид мониторинга сдавали раз в квартал, теперь – раз  в месяц. Кроме того, федеральных отчетов стало больше! Например, если раньше сдавали только отчет по кадрам, то несколько последних лет сдаем годовой федеральный отчет по физкультуре и спорту. Также введен новый отчет по дополнительному образованию детей. Есть разновидность отчетов, когда они отчетами не называются. Например, итоги учебной работы за весь учебный год. Итоги работы по воспитательной работе за прошедший год. Это фолианты громоздкие и увесистые, потому что в них нужно указать сведения об учителях, оформляя бумагу в зависимости от запроса, –  в столбиках по горизонтали или по вертикали… Но это называют не отчетом, а информацией. Слово, конечно, другое, но суть та же. К нашему ужасу, отчеты множатся. Чтобы их заполнить, нужно вовлекать все большее количество людей!

Еще большая проблема – полное отсутствие документального взаимооборота в отделах образования. Такое впечатление, что в ведомственном комитете между соседними кабинетами не существует взаимосвязи! У каждого специалиста свой мирок, своя база данных. Например, у одного табличка в компьютере оформлена по вертикали, а в соседнем кабинете все то же самое, но по горизонтали. И каждый требует сведения для себя! Но почему один специалист не может воспользоваться данными своего коллеги из соседнего кабинета, минуя школу. Да, он может отвечать за другое направление, но у него есть сведения из первых двух столбиков его таблицы, которые подходят его соседу по кабинету. И наоборот. Почему нам нужно заново сдавать таблицу?! Не сдать отчет невозможно. Недисциплинированность школы аукнется всему району! Мы все завязаны и переплетены. Как в системе. И некоторые управленцы на совещаниях быстроту выполнения отчета уже ставят в пример, подгоняя отстающие школы.

Облегчить положение сейчас можно только одним способом – придумать разные унифицированные формы, чтобы в школах просто вносили в них данные, обмениваясь по локальной внутри-школьной сети и отправляя потом документ «наверх». В своей школе мы и стараемся так делать, но официально таких форм облегчения жизни учителей не существует! Здесь все зависит от руководителя. Другой директор школы был еще менее оптимистичен:

– Мне кажется, сегодняшняя ситуация обусловлена тем, что у нас подводят итоги по документам. Это происходит не только в сфере образования. Посмотрите, как сегодня принимают на работу? По резюме. Хорошее резюме, значит, есть шанс. А на человека никто не смотрит, никто не общается напрямую. Это тенденция нашего времени – об учреждении, о человеке судить по документам. Красиво и качественно составил бумажки – стал победителем проекта «Образование». Сегодня главное умение – грамотно составить документы. Практическая направленность мало кого интересует.

Сегодняшние отчеты –  своеобразный ЕГЭ для взрослых. Поставил галочки, где нужно, оформил правильно и интригующе портфолио – и ты уже заслуженный человек, профессионал. И не суть, что пока собирал бумажки, просмотрел своих учеников! За бумажками ведь не видно. Как и не видно самого учителя. И возникает вопрос, если отчетность растет с целью объять необъятное, увидеть систему в масштабе, в срезах и разрезах, то будет ли информация объективной, если главное за ней все равно не просматривается? Ну не судить же в самом деле о воспитательной работе по отчетам о воспитательной работе? Или о здоровье детей по отчетам о пропущенных уроках физкультуры? Спрашивается, тогда зачем это нужно? И тут, как говорят в Одессе, вы будете смеяться, но есть подозрение, что на ключевой вопрос «Зачем?», есть вполне логичный ответ – «Для отчета».

\”Дети в школе лишние\”

На учительских порталах и форумах об уменьшении отчетности тоже не слышно. Вот лишь несколько сообщений:

«В последнее время кажется, что дети в школе лишние. Пора уже проводить мониторинги количества заполняемых отчетов и планов. В школе я работаю заместителем директора и курирую воспитательную работу. Если проанализировать количество рекомендуемых нам обязательных акций, мероприятий, на каждое из которых мы составляем планы и пишем отчеты, то в день должно проводиться не по одному мероприятию. О каком качестве образования может идти речь?! Мы утонули в бумажках, именно в бумажках, так как юриста и грамотного делопроизводителя в школах не предусмотрено. Мы и делопроизводители, и юристы, и бухгалтеры». Впрочем, в ответ на учительские стенания на конференциях и форумах часто можно услышать торжествующее чиновничье: «Какие такие отчеты? Пойдите, найдите в засылаемых документах слово «отчет». Его нет. А на нет и бюрократии нет!»

«Так надеялась, что отчетность сократится, но надежда рухнула. Если посмотреть мониторинг «Наша новая школа», то он состоит из одних отчетов. Мы должны регулярно отчитываться раз в месяц на одну тему, раз в две недели на другую».

«Детьми в школе теперь заниматься некогда. Каждый день объявления: сдать… собрать… переслать…  заполнить! Одни только пропуски занятий оформляются и в классном журнале, и в электронном, и в специальной папке социального педагога, которого тоже проверяют».

…Что ж, говорят, обещанного три года ждут. Один учебный год после обещания министра Ливанова уже прошел. Осталось еще два?

Фото Ольги Максимович

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте