Наверное, каждый когда-либо задумывался о том, какую роль биосфера играет в жизни человека, зачем ему знать о ней вообще. Обратимся к древности: откуда же появилось понятие живой природы?
В философии Древней Греции термин «природа» трактуется как многообразие явлений и предметов. Сюда входят как элементарные частицы, представленные в окружающей реальности, так и биосфера в целом: начиная с микромира и заканчивая космическими телами. По мнению мудрецов того времени, природа является объективной реальностью, поскольку у нее нет начала и конца, то есть, по сути дела, она бесконечность во времени и пространстве, находящаяся в непрерывном изменении и развитии.
Понятие природы включает как фундамент – неживую ее составляющую, неорганические тела, так и надстройку – живые организмы.
Важно отметить и то, что мы сами являемся частью живой природы, которая нас, можно сказать, породила. А это значит, что человек должен ценить и любить ее, поскольку без живой природы он не будет способен существовать. Помните, как у Виталия Бианки в рассказе, а точнее, в сказке «Плавунчик»: «Так мы и ушли, ни разу не выстрелив. Больше уж я на этой яме не охотился. А плавунчиков я никогда не трогаю. Они ведь совсем беззащитные и, главное, очень уж верят людям. Совсем людей не боятся. А ведь так приятно, так хорошо на душе становится, когда в тебя крепко верят и ждут от тебя только хорошего. Особенно когда так в тебя верит беззащитное маленькое существо. Пусть хоть птичка».
Здесь автор попытался показать, что любовь к природе у человека должна быть в крови. Нам необходимо ценить и уважать окружающий мир. Возможно, это и есть посыл, на который направлены мои лекции в клубе «Природа – всем». Я уже довольно давно пытаюсь привить любовь к природе людям, повествуя о самом прекрасном объекте живой природы, которым я считаю птиц. В процессе эволюции этих существ появилось многое на нашей планете. Сейчас разнообразный птичий мир насчитывает около 10000 видов, включая открытые сравнительно недавно.
Мои лекции о них создают у людей положительные эмоции и чувство умиротворения. Приходя на лекцию, человек познает мир вокруг себя, исследует братьев наших меньших. Я популяризирую бережное отношение к природе, которое рассматриваю на примере отношения к птицам.
Уже давно известно: когда человек погружается в мир природы, у него возникают в голове живые и стоящие реализации мысли, свежие идеи, он успокаивается и начинает испытывать удовольствие от созерцания и изучения красоты вокруг себя.
Великий ученый-почвовед Евгений Дмитриевич Никитин на одной из своих лекций в музее землеведения МГУ в сентябре 2016 года продолжил мысль Владимира Ивановича Вернадского о ноосфере, сказав, что человечеству необходимо сделать все, чтобы создать еще одну оболочку, а именно геобионоосферу. В последней, по его мнению, человеческое общество и сообщества живой природы, то есть растительный, животный и почвенный мир, могли бы сосуществовать.
С мнением Евгения Дмитриевича я полностью согласен. Нам действительно важен этот момент, который, возможно, в будущем позволит осознать всю значимость нашего существования на планете, а развитие экологии благодаря этому пониманию выйдет на новый уровень. Разумеется, это вовсе не означает, что лекции о живой природе и ее многообразии станут никому не нужны. Их будут продолжать читать, поскольку без подобных рассказов, без регулярной просветительской деятельности мы не добьемся бережного отношения человека к природе, как бы этого ни хотели.
Комментарии