Продолжаем дискуссию
Информация или мотивация?
Многие проблемы повышения квалификации педагогов были подняты “Директорским клубом “УГ” (NN 37, 45 за 1996 год). На этот раз предлагаем новый поворот в дискуссии: как усилить мотивацию эффективной работы специалистов учреждений повышения квалификации.
ункционирующая сегодня система повышения квалификации работников образования характеризуется рядом существенных противоречий, которые значительно снижают эффективность работы этого звена непрерывного педагогического образования.
Слушатели курсов повышения квалификации, как правило, лишены не только внутренних, но и внешних мотивов совершенствования своего профессионального мастерства.
Не всегда мотивирована заинтересованность и у работников учреждений повышения квалификации. Цель нашего обсуждения состоит в поиске и апробации такой структурной организации УПК, которая способствовала бы повышению эффективности обучения работников образования, т.е. в разработке модели гибких технологических подструктур институтов, позволяющих при минимальных затратах (количестве обслуживающих людей, финансирования и т.д.) добиться максимального в данных конкретных условиях повышения качества обучения и увеличения количества слушателей.
Реализацию указанной цели мы попытаемся достичь посредством решения нескольких организационно-технологических проблем и создания определенных социально-психологических условий для работников подразделений:
– формирования у работников образования положительной мотивации к повышению своего профессионального мастерства путем участия в работе курсов и УПК;
– отказа от месячных курсов и проведение только проблемных курсов (с тем чтобы слушатели были полностью и конкретно ориентированы на то, чему хотят научиться и чем должны овладеть в итоге);
– четкого распределения функциональных обязанностей преподавателей и методистов;
– создания социально-психологических условий для формирования у преподавателей ИПК потребностей в разработке нового содержания, технологий и форм обучения слушателей;
– создания социально-психологических условий для формирования у методистов положительной мотивации к обучению слушателей курсов повышения квалификации и увеличении их количества;
– создания материальной заинтересованности работников УПК в улучшении количества и качества осуществляемой ими профессиональной деятельности.
Мы полагаем, что разрешение противоречий в организационно-технологической сфере системы повышения квалификации и устранение несоответствия структурной организации УПК и стоящих перед ним задач можно добиться посредством создания специальных структурных подразделений. Они должны отвечать за весь технологический цикл повышения квалификации: “до”, “во время” и “после” обучения. Это подразделение должно включать профильную кафедру (способную содержательно обеспечить занятия и оказывать методические консультации педагогам) и методистов, разрешающих не только организационные, но и рекламные и методические вопросы по данному предметному профилю.
Реализация указанной цели и апробация высказанного нами предположения могли бы быть организованы следующим образом.
Важнейшими плановыми показателями деятельности УПК являются количество слушателей, повысивших свою профессиональную квалификацию за календарный год, и количество учебных часов, которые они выполнили (так называемые “человеко-часы”). Организационно-регулятивные вопросы, связанные с количеством слушателей на потоке, решает методист, и, очевидно, он должен быть заинтересован (и прежде всего материально) в увеличении этого количества. Этой заинтересованности можно добиться, например, посредством установления нормы слушателей, которые должны побывать на организованных им курсах. За каждого курсанта сверх этой нормы методист должен получать соответствующую денежную прибавку. В этом случае посредством повышения своей методической, рекламной и других видов деятельности он будет стремиться к формированию у педагогов потребности в повышении своей профессиональной квалификации и увеличения таким образом как количества слушателей на потоке, так и числа самих курсов. В результате количество методистов УПК может быть сокращено, а сэкономленные финансы пойдут на оплату сверхнормативной работы активно работающих методистов. В итоге исчезнет социальная уравниловка в оплате, не отражающая трудовой вклад каждого.
Аналогичным образом должен оплачиваться и труд преподавателя, который начнет получать материальную надбавку за учебные часы, выполняемые сверх установленной в УПК нормы. Для этого ему необходимо работать так, чтобы педагоги испытывали потребность, желание и ощущали пользу от его занятий. Этого он может добиться посредством разработки актуальной для практики тематики занятий, повышением их качества, их постоянным обновлением и разнообразием как по содержанию, так и по форме. При этом преподаватель, заинтересованный в привлечении курсантов, начинает все более четко ориентироваться в направлении авторских и проблемных курсов. Именно там он может познакомить своих слушателей с современным содержанием, технологией и последними достижениями той науки, которую он представляет. Вместе с тем при таком обучении преподавателю легче проектировать результаты как своей работы, так и слушателей. В этом автономном режиме работы ему не приходится бороться с “огрехами” других лекторов и проще брать ответственность за итог работы.
Организовывать проблемные и авторские курсы легче и методисту. Действительно, в этом случае с него снимается ряд проблем, связанных с согласованием расписания, содержания и подходов нескольких преподавателей и т.д. Ему легче работать с педагогами и в межсессионный период (только по одной проблеме), легче формировать у будущих курсантов потребность в получении именно этих (профильных) знаний и способностей (т.к. он знаком и разбирается в них).
При этом не происходит смешения функций преподавателя и методиста. Преподаватель ориентирован на научную составляющую, содержательные и технологические аспекты своего курса и формирование у практиков потребности в повышении своей профессиональной квалификации. Методист – на методические аспекты и анализ образовательной практики, организацию курсов и опытно-экспериментальной работы и т.д. При этом преподаватель и методист не могут работать автономно. Их деятельность взаимосвязана и взаимозависима. Поэтому эту деятельностную и содержательную взаимосвязь оформить в УПК легче и формально: создать факультеты, на которых преподаватель будет заниматься содержанием учебного процесса, а методист – его организацией. Эти факультеты смогут не только гибко и оперативно реагировать и строить обучение, адаптивное к запросам практиков (учителей), но формировать у них потребности в получении актуальных в данных социальных и экономических условиях профессиональных способностей.
Теперь, обнаружив свою нужду в тех или иных знаниях, педагог выбирает для своей учебы факультет и курс.
Например, молодой учитель, испытывающий трудности в установлении педагогически целесообразных отношений с детьми и коллегами, поедет на психологический факультет, на котором есть курс по педагогическому общению. Классный руководитель сможет поучиться в РЦРО на факультете воспитательной работы, где курс по нравственному развитию школьников поможет решить ему возникшие в практике проблемы. Подобным образом учитель математики включится, например, в работу курса по методике решения задач общеобразовательного факультета. При этом каждый из них не просто отправится повышать свою квалификацию, не представляя себе конкретных целей и результатов своего обучения в УПК, а будет четко осознавать свою потребность, проектировать результаты и рассчитывать на формальное подтверждение своего профессионального приобретения знаний и способностей посредством соответствующего сертификата. Последний должен играть четко обозначенную в регионе роль при аттестации педагога.
С целью предварительной оценки эффективности функционирования реализуемой гибкой адаптивной технологической подструктуры УПК нами был проведен ряд замеров. Они осуществлялись посредством анкетирования преподавателей, методистов и слушателей курсов в Новгороде, Нижнем Новгороде, Иванове, Ханты-Мансийске. Результаты этой работы свидетельствуют о разделении нашей позиции и ее одобрении подавляющим большинством интервьюированных всех трех категорий (слушателей, методистов, преподавателей).
Изложенные соображения, а также анализ трехлетней работы кафедры психологии Новгородского регионального Центра развития образования над реализацией некоторых существенных компонентов этого подхода к организации системы повышения квалификации позволяют предположить, что создание в УПК таких подразделений даст возможность:
– заметно повысить положительную мотивацию слушателей к повышению квалификации;
– существенно повысить положительную мотивацию преподавателей и методистов центра к результатам своей работы;
– повысить качество обучения педагогов;
– чутко и динамично реагировать на потребности слушателей (настоящих и будущих);
– связать содержательные и организационные вопросы в единую систему;
– повысить ответственность каждого работника за результаты своего труда и “снять” попытки перекладывания ответственности друг на друга;
– апробировать простой, надежный и, главное, обьективный механизм оплаты труда работников центра в соответствии с количеством и качеством работы;
– резко сократить количество обслуживающего персонала и тем самым поднять зарплату работающим.
Илья КАПЛУНОВИЧ, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Новгородского регионального Центра развития образования
Верность вечным истинам
Он победил! Он как умелый лоцман провел “свой корабль” с детьми и их наставниками через рифы и отмели жизни. Вот долгожданный берег. Новое здание школы действительно напоминает белый корабль, только плывет он среди вечно зеленых сосен, уходящих своими вершинами в голубое небо. Они (эти сосны) с великой радостью приняли в свой мир большую, шумную и дружную семью, одарили их свежестью и здоровьем своей зелени, мудростью долгожителей, счастьем и радостью общения.
тот год – 1986-й – был для Владимира Ивановича Шарова особенно трудным. Год будней, постоянных забот о “хлебе насущном” для старой, полуразрушенной временем и судьбой школы в отдаленном уголке города, годом начала строительства другой школы, его будущего.
У него об этом времени сохранился интересный документ, напоминающий дневник-эссе с подробным описанием каждого дня по часам и минутам. Открываем первую страничку: 11 декабря 1986 г., 11 часов – был в исполкоме, обещали включить строительство школы в план на новый год; 21.01.87 г. – на стройке – тишина; 19.02 – установлен кран, но работы не начаты; 21.05.87 г. – напечатан общественный запрос в газету “Северный рабочий”. И так день за днем. Читая эти школьные тетради с записями сейчас, 10 лет спустя, поражаешься его воле, выдержке, терпению и находчивости.
Строительство надо было совмещать с уроками, директорскими заботами, делами в старой школе (а там зимой температура доходила до 8-10 градусов, рушились потолки, выходили из строя отопительные котлы и еще, и еще что-то каждый день). Необходимо было заниматься и комплектованием оборудования для новой школы, педагогическими и медицинскими проблемами. Но все когда-то кончается: в 1988 году были открыты двери новой санаторно-лесной школы.
Небольшой уютный кабинет директора. Здесь нет компьютера и телевизора, нет современного телефона, да и мебель сюда перекочевала из прошлого десятилетия, но зато здесь, в этом директорском кабинете, несмотря на внешнюю строгость хозяина, можно получить исчерпывающий, как в справочнике или инструкции, ответ на любой вопрос, получить нужный и добрый совет.
Двенадцатилетний Никита Матвеев пишет в своем сочинении: “Здесь удивили меня покой и тишина. В той школе, где я учился раньше, всегда было шумно, и я очень уставал, а здесь мне уютно, как дома. Я хотел бы учиться здесь до 11-го класса”.
Директор умело просчитывает настоящее и будущее школы. Расширяя профиль школы, открыл на ее базе реабилитационный центр для лечения детей с неврологическими и гастроэнтерологическими заболеваниями, создал фонд помощи педагогам и сотрудникам школы, организовал ежегодный лагерь с санаторной сменой для детей учителей города. Так постоянно, из года в год “творя, выдумывая, требуя”, он создавал современный имидж санаторно-лесной школы.
По-прежнему детей вкусно кормят, проводят все необходимое лечение. Пополняются игровые комнаты, открыты кабинеты фитотерапии и психологической помощи, компьютерный класс, созданы уголки отдыха в каждой классной комнате, приобретена новая школьная мебель (одноместные парты), даже сшиты на заказ новые костюмы для танцевально-драматической студии. Как все это удается!
Одна учительница как-то сказала в разговоре: “Как бы я рано ни пришла в школу, Владимир Иванович уже там: да, с утра у него в школе дел немало – проверяет, как спят дети, не заболел ли кто ночью, тепло ли, что готовят на завтрак, а уже потом, после встречи с детьми, начинаются директорские будни и еще… уроки”. Уроки для Владимира Ивановича – не просто минуты, часы обучения, а прежде всего – общение, а это для него высшее творчество, какое только может желать учитель, и в нем он черпает те силы и жажду преобразования, которые ведут его во всей остальной работе.
Есть у заслуженного учителя Российской Федерации и общественные обязанности – депутат муниципалитета, председатель комитета по социальной политике. И здесь те же принципы, которые можно было бы выразить словами: “Совесть. Благородство. Достоинство. Милосердие”. С этими вечными истинами он идет по жизни.
В этом году его юбилей. Многие, с кем свела Владимира Ивановича разнообразная, многоступенчатая работа в Ярославле (он прошел путь от учителя физики и математики в школе N 57 до заведующего гороно), придут к нему в школу и скажут “Спасибо! Живите долго и счастливо!”.
Ирина КАЗАНЦЕВА, заслуженный учитель РФ
Ярославль
От редакции. Владимир Иванович Шаров также получает символическое удостоверение члена “Директорского клуба “УГ”. Успехов вам!
Вместе сильнее?
Продолжает работать созданная год назад Ассоциация развития образования Центрального Черноземья, учредителями которой стали органы управления образованием Белгородской, Воронежской, Курской, Тамбовской, Липецкой, Орловской областей, ассоциация экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона “Черноземье”.
Ассоциация занимается разработкой межрегиональной программы развития образования, способствует развитию творческого потенциала преподавателей, методического и научного взаимодействия учреждений образования областей.
Системы образования всех областей Центрального Черноземья переживают схожие трудности: задержка выплаты заработной платы преподавательскому составу, отсутствие финансирования на ремонт, строительство и обеспечение материально-технической базы учреждений образования, долги и задержка ассигнований на приобретение топлива ставят под угрозу срыва учебный процесс во многих школах, профтехучилищах.
На заседании президиума ассоциации были рассмотрены предложения, которые должны несколько стабилизировать ситуацию в регионе. Они были направлены в Правительство РФ, зампредседателю правительства А.Я.Лившицу, председателю Государственной Думы Федерального Собрания Г.Н.Селезневу, министру общего и профессионального образования В.Г.Кинелеву.
Ассоциация, со своей стороны, независимо от того будут ли предприняты правительством шаги в поддержку сферы образования, продолжает взятый курс.
Сергей РОГАЧЕВ, президент Ассоциации развития образования Центрального Черноземья, действительный член Академии педагогических и социальных наук
От редакции. Таких межрегиональных ассоциаций, по нашим сведениям, уже более пяти. Нам очень интересен первый опыт их работы. Приглашаем их руководителей на страницы “Директорского клуба” для обсуждения путей решения актуальных проблем в управлении и содержании образования.
Комментарии