Данный дидактический материал может быть использован в качестве универсального в 5-11-х классах, изучающих русский язык по разным программам для наиболее полного и глубокого усвоения данной темы.
Понятие об односоставных предложениях учащиеся получают уже в 5 классе при изучении тем «Подлежащее» и «Сказуемое». В 8 классе эта тема представлена гораздо шире: дается понятие о видах односоставных предложений, о полных и неполных предложениях. На наш взгляд, самое сложное для восьмиклассников – научиться отличать односоставные полные от двусоставных неполных предложений.
При изучении темы «Сложносочиненное предложение» в 9 классе знания об односоставных предложениях актуализируются, так как ученики испытывают затруднения в постановке запятой перед союзом “и” в предложениях, где одна или обе части являются предложениями односоставными.
В 11 классе в материалах ЕГЭ в части В также есть задания, в которых требуется знание материала об односоставных предложениях. Теперь уже необходимо найти в достаточно объемном отрывке текста сложные предложения, в состав которых входят односоставные предложения определенного вида.
Задание 1.
1. Найдите и определите вид односоставных предложений.
I вариант.
1. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина.
2. В дверь несмело постучали.
3. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
4. Мне не спится.
5. На улице ни звука.
6. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной.
7. Нам посоветовали вернуться назад.
8. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии.
9. Напиши мне письмо.
10. И снова мне легко.
11. Пришлось, однако, сделать над собой усилие и пойти на переговоры.
12. Мне поручили записать беседу с Ермасовым, начальником стройки канала, по поводу заполнения озер.
13. Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.
14. К известиям Левинсона отнеслись различно.
15. В чужбине свято наблюдаю родной обычай старины: на волю птичку выпускаю при светлом празднике весны.
II вариант.
1. Потом расследовали одну запутанную историю
2. Весна берет свои права.
3. Тепло на солнышке.
4. Серой белкой прыгну на ольху, ласточкой пугливой пробегу.
5. Мне в душу повеяло жизнью и волей.
6. Работы у Фомина прибавилось
7. Да отрежут лгуну его гнусный язык.
8. Шепот. Робкое дыханье. Трели соловья.
9. Утро ясное, морозное.
10.Снег замел дорогу.
11. За лето школу отремонтировали.
12. Не бери в лес ружье.
13. Ему протягивают металлический трос.
14. Тихая, звездная ночь.
15. Тает мгла.
III вариант.
1. Брожу по набережной снова.
2. Изба лесничего. Медвежье царство.
3. Последние шутки, объятья.
4. Повеет полем, первой бороздой.
5. Загляну в глаза волжанке.
6. Задули теплый рыжий очаг.
7. В Сибири не любят горячку и спешку.
8. Весны без грозы не бывает.
9. Десять суток дают на отдых.
10. Вхожу в родную квартиру по лестнице ледяной.
11. Черемуху ломают ветками огромными.
12. Забайкалье, зарево заката, запоздалый птичий перелет.
13. Тянет холодом зимних дней.
14. Ожиданье парохода, соловьи, весна.
15. И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем.
IV вариант.
1. Вижу высоко над головой сосны, облака, голубизну.
2. Его везли из крепости, из Бреста.
3. Хлестало в окна дождиком косым.
4. Не зря меня сюда манило, притягивало и влекло.
5. Лес, палатка, плеск речной волны.
6. От родных и близких почты ждут новогодней.
7. Багровые горизонты, оборванные провода.
8. У одержимых нет дороги вспять
9. Плеск речной волны.
10. Что делать вам в деревне?
11. Вхожу нелепая и робкая.
12. Грозят заградительными отрядами.
13. Серо и волнисто.
14. Предместье старого Парижа.
15. Сейчас будем чай пить.
1. В этом году не любят говорить о землетрясении.
2. Тысяча девятьсот шестнадцатый год.
4. Садимся на ковёр.
5. Прежде всего надо сохранять хладнокровие.
6. Очень жарко.
7. Марину посадили рядом с шофёром.
8. В саду было тихо.
9. Звуки двери.
10. Мечика умыли.
11. Вот наконец и перевал.
12. Расскажу всем одно истинное событие
13. Дождь и ветер.
14. В землянках редкие огни.
15. Невыносимо было слушать их разговор во время игры
Задание 2.
2.1. Найдите определенно-личное предложение.
А. Весна берет свои права.
Б. Под музыку осеннего дождя иду во тьме.
В. Наступает длинный зимний вечер.
Г. Тепло на солнышке.
Д. Осенний день прошуршал ломкой листвой.
2.2.Найдите неопределенно-личное предложение.
А. Мужайся, сердце, до конца.
Б. Было бы глупо даже приступать к этому вопросу.
В. В детстве мне ни разу не удалось запустить змея.
Г. Не слышно шума городского.
Д. Бумагу для обертывания книг берут прочную.
2.3. Найдите безличное предложение.
А. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Б. В дверь негромко постучали.
В. Из воды пустой масла не извлечешь.
Г. Мне в душу повеяло жизнью и волей.
Д. Приветствую тебя, пустынный уголок.
2.4. Найдите определенно-личное предложение.
А. С давно забытым упоением смотрю на милые черты.
Б. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
В. На пригорке то сыро, то жарко.
Г. По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой.
2.5. Найдите неопределенно-личное предложение.
А. Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.
Б. Ради розы терпят и шипы.
В. Нигде жилья не видно на просторе.
Г. Со скрипом опустили трап.
Д. Еду-еду в чистом поле.
2.6. Найдите безличное предложение.
А. Ведут ко мне коня.
Б. Не спится, няня.
В. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня.
Г. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей.
Д. Кому-то принесли от мастера ларец.
Задание 3
Составьте предложения по схемам, подчеркните основы, в односоставных предложениях укажите, чем выражено сказуемое.
[назывное], и [безличное],
[двусоставное], и [безличное],
[назывное], и [двусоставное].
Задание 4
Расставьте знаки препинания. Определите вид односоставного предложения. Укажите, чем выражено сказуемое.
1. Нет дождя и все сохнет.
2. Уже давно рассвело и лампу потушили.
3. Конец мая и в поле все еще прохладно.
4. Наступил август и по ночам стало холодно.
5. Теплое утро и чуть – чуть моросит.
6. Тихо и синева висит между деревьями.
7. Мне и трудно и грустно порою и пути нелегки.
8. Березка невзрачного роста и нет даже тени над ней.
9. Я родился в Ялте и об этом говорится даже в паспорте моем.
10. Не скрипят в сенях ступени и в саду темно.
11. Потеплело и от зари до зари не смолкают певчие птицы.
12. Весна и уже тепло.
13. Уже смеркалось и в комнате стало темно.
14. Посидите на берегу с удочкой и вы почувствуете прилив сна.
15. Осень и листья опадают с деревьев.
16. Вошли в лес и перед вами вдруг открылась река.
17. В саду было тихо и лишь откуда-то издалека доносился шум колес.
18. Лес тянулся на несколько километров и можно было заблудится в нем.
19. В ушах у гостя забренчало и закружилась голова.
Задание 5
Запишите номера односоставных предложений и определите их вид.
1. У Андрея сжималось сердце.
2. Поздний вечер.
3. Было раннее утро.
4. Марютин был вдовцом.
5. И легче стало дышать.
6. Зазвонил телефон.
7. К ночи становилось тихо, как по заказу.
8. Марина стала читать.
9. Всё-таки его задело сильно.
10. Через сорок минут надо было ехать на аэродром.
11. Началось это после бури.
12. Был вечер.
13. В воздухе пахло водой.
14. В песках ночью хорошо думается.
15. В суд подавать – долгая песня.
16. Лицо её приняло выражение растерянности и обиды.
17. Утром было сыро.
18. Стук в дверь.
19. Порой она мне кажется наивной девчонкой.
20. Под вечер вернулись.
21. Карабаш надеялся попасть в посёлок пораньше.
22. Вечером выпал снег.
23. Меня слушали молча и внимательно.
24. Зрители свистели.
25. Но до утра им сидеть не пришлось.
26. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
27. Клин клином вышибают.
28. Старое старится, а молодое растёт.
29. Утро ясное, морозное.
30. Снег замел дорогу.
Задание 6
Найдите среди предложений неполные двусоставные и полные односоставные.
1. В поле вьюга-завируха,
В трех верстах гремит война.
На печи в избе – старуха,
Дед-хозяин у окна.
(А. Твардовский.)
2. У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том.
(А. Пушкин.)
3. Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всем белом свете!
(А. Блок.)
Задание 7
Среди примеров есть неполные двусоставные предложения, которые ошибочно можно принять за назывные. Выпишите их; восстановите опущенные члены предложения; определите, каким членом предложения является существительное в именительном падеже. Установите тип остальных предложений по структуре.
1. Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. (И. Никитин).
2. Нынче, праздник веселый у нас (С.Маршак).
3. –Пять часов? – подумала Варюша. – Рань-то какая! И тишь! (К.Паустовский).
4. Ночь. Вокруг тишина (С. Есенин).
5. Березовая рощица. За ней сосновый лес. А вот налево – пасека. Направо – МТС (С. Михалков).
6. В чаще шорох потаенный. Дуновение тепла. Тополь, сверху озаренный, перед домом вознесенный, весь из жидкого стекла (И. Бунин).
7. А на озере и утки, и гуси, и бакланы, и нырки, и всякая водяная птица. Купаются, ныряют, отряхиваются, кричат. Хорошо им. Воды много (Е. Чарушин).
Марина Кружкина, Людмила Павлова, Светлана Рыбакова, учителя русского языка и литературы гимназии №4 Великого Новгорода
Комментарии