Доцент Института образования ВШЭ Татьяна Канонир рассказала об итогах исследования субъективного благополучия учеников начальной школы. Ученые выяснили, в частности, что в младших классах девочки чувствуют себя комфортнее, чем мальчики.
Татьяна Канонир и ее коллеги, измеряющие психологические конструкты в образовании, представили результаты своего исследования на сессии психологов и педагогов в Центральном доме ученых РАН.
Как сообщили в пресс-службе Института образования НИУ ВШЭ, ученые \”замеряли\” субъективное благополучие, то есть то, насколько ребенок доволен школой и отношениями с одноклассниками. В первом в России лонгитюдное исследовании этого показателя участвовали более тысячи человек. Ученые смогли оценить, как меняется восприятие детей в динамике – от третьего к четвертому классу.
Выяснилось, что уровень субъективного благополучия у девочек в России выше, чем у мальчиков. При этом во всех других странах, где проводились такие же исследования начальной школы, ситуация обстоит наоборот. Теперь ученым предстоит выяснить, почему российская среда начальной школы более дружественна по отношению к девочкам.
Принято думать, что субъективное благополучие школьников связано с их академическими успехами: кто лучше учится – тот лучше себя чувствует в школе. Впервые обратившись к начальной школе, ученые обнаружили, что здесь эта связь обнаруживается в гораздо меньшей степени. Для мироощущения младшего школьника еще не так важно, учится он на пятерки или на тройки.
Известно также, что, когда ребенок вступает в подростковый возраст, уровень его субъективного благополучия снижается. Это объясняется возрастными изменениями, усложнением программы и увеличением нагрузки. Однако исследование Института образования НИУ ВШЭ показало, что удовлетворенность понижается у детей еще раньше – до того, как они покидают младшие классы и вступают в подростковый возраст.
\”Это интересно, потому что никаких серьезных средовых обстоятельств, которые могли бы на это повлиять, еще нет. И скорее всего, мы можем наблюдать естественную возрастную динамику. Мы использовали и наши инструменты, и адаптированные международные, и видим, что снижается именно удовлетворенность школой. Детям становится менее комфортно в школе, а отношения со сверстниками приобретают большее значение\”, – прокомментировала Татьяна Канонир.
Исследование ученых НИУ ВШЭ продолжается. Осенью школьники, за которыми наблюдали несколько лет, перейдут в шестой класс, и будет сделан третий \”замер\”, который даст более полные данные.
В вузе отмечают, что проект имеет не только научное, но и практическое значение: эксперты дают учителям полезную обратную связь. Не сообщая ничего о конкретных школьниках, потому что это нарушало бы этические нормы, исследователи интерпретируют результаты для педагогов, чтобы помочь им создать более комфортную обстановку в классе.
По информации ioe.hse.ru
Фото Марии Голубевой
Комментарии