Есть теория, а есть практика, есть знание, а есть умение, есть методические рекомендации к урокам, а есть конкретный опыт их проведения. Понятия связаны, но длина этой связи огромна.
У всех учителей общая цель одна, но каждый идет к ней своей дорогой. Сейчас речь о тех, кто на этой “дороге” оказался вместе с большим количеством подростков. Разговор о тех, у кого в классе около 30 человек, 30 учеников, разных по способностям и интересам. А у многих интерес еще не сформировался вообще. Все, что их объединяет, – это микрорайон большого города да календарный возраст. И все. Как сделать так, чтобы в течение целых 45 минут они все одновременно работали? Если говорить понятным языком, перед учителем на уроке стоят всего две задачи. Первая – дать небольшой (а точнее, маленький) объем информации, вторая задача – оценить знания детей и их умение размышлять. Можно сказать больше и менее понятно, но это уже дело специалистов, не для газеты.
Опыт преподавания биологии в самой обычной школе показывает, что урок целесообразно делить на две примерно равные части (но не на 10 частей, как советуют некоторые теоретики от образования). Первая часть уделяется для новой информации, так как во второй половине урока внимание заметно слабеет. Конечно, дать надо самое-самое главное, и, конечно, дать кратко. Для этого очень полезно перечислять основные мысли по пунктам и записывать их на доске. Многие ученики машинально хотя бы переписывают с доски в тетради, и потом эти записи, возможно, пригодятся благодаря их краткости. Тут нужны цифры, факты, гипотезы. Очень важно, чтобы информация была по возможности интересной, еще лучше – удивительной. Ведь именно с удивления, как считал еще Аристотель, начинается мышление. В школьном обучении это самое главное. Не размышляя, не запомнишь и не поймешь. Усвоение материала очень облегчают неожиданные сравнения и забавные истории. Дети в большинстве ценят юмор и очень быстро устают от однообразия. Тут допустимы даже актерские преувеличения и нарушения научной строгости.
20 минут урока позади, и пора менять характер работы. Учитель уже устал, особенно если урок 8-й или 9-й, что не редкость в наших школах. Подростки утомились тоже. Слушать вообще трудно, особенно если к данной теме не возник интерес. А он появляется, как правило, уже на первых минутах или не появляется совсем. (Как при первом знакомстве, у человека только 15 минут, чтобы понравиться, потом уже в отношении к нему принципиально ничего не меняется). Вторую часть урока, на которой оцениваются знания, можно сделать интересной для всех. Для этого нужны поурочные тесты, составленные к каждому параграфу учебника. Их можно использовать сразу в двух вариантах – устном (для 3-9 человек одновременно) и письменном (для всех остальных незанятых). Такое поголовное тестирование решает целый ряд проблем и является надежным методом контроля и одновременно методом обучения. Во-первых, с урока каждый ученик уходит с оценкой, а некоторые и не с одной. Следовательно, результат труда виден сразу. Это привлекательно для всех, а для детей – особенно. Во-вторых, тестирование интересно, поскольку представляется процессом заманчивым (варианты ответов даны, только выбирай). Устный ответ менее привлекателен, ведь трудно строить фразы и говорить связно. Есть надежда и на удачу (вдруг повезет – и угадаю). В-третьих, исчезают сомнения и споры по поводу справедливости полученной оценки. (Современные дети уже давно не боятся возражать учителю, порой в очень грубой форме). Если есть сомнения в справедливости или желание, возможна еще попытка. Самые строптивые после нескольких попыток в конце концов соглашаются с полученной оценкой. В-четвертых, дети, выбирая варианты ответов, волей-неволей рассуждают, думают, а значит, не зря пришли в школу. В-пятых, оценки получаются быстро.
В-шестых, заняты абсолютно все, естественный шум в классе стихает, и учитель может немного перевести дух. Конечно, процесс составления поурочных тестов очень трудоемок, но он того стоит. (Метод устного тестирования подробно описан в сборнике “Биология”, NN 38 и 41 за 1998г.).
При таком способе ведения уроков недостатком можно считать лишь отсутствие у ребят возможности устно излагать свои мысли. Но с возрастом (с 9-го по 11-й класс) у детей в силу естественных причин это желание гаснет, о чем свидетельствует их выбор в пользу устного тестирования при оценке знаний.
Особая проблема – самостоятельные работы остальных учеников, пока примерно треть класса участвует в устном тестировании. Здесь ребятам остро не хватает продуманных заданий, составленных на базе учебника (напомним, речь идет о биологии). Без участия авторов учебников учителю очень трудно. Ведь задание нужно дать каждому (а это примерно 15-20 человек), лучше индивидуальное, чтобы исключить списывание. И проверка выполнения заданий должна быть легкой и быстрой, тем более уставшему после уроков учителю, да и не у одного класса. Такие задания – предмет особого разговора. Рабочие тетради с открытыми тестами (пиши сколько хочешь) неудобны для учителя и скучны для ученика. И оценка, как правило, получается очень субъективной, как, впрочем, и оценка за устный ответ или сочинение в свободной форме. Очень хороши таблицы, которые надо просто заполнить краткими ответами, но они должны быть к каждому уроку. А этого нет ни в одном учебнике по биологии, ни даже в лучших рабочих тетрадях по этому предмету.
Здесь открывается необъятное поле для совместного творчества учителей, заинтересованных в совершенствовании своих учебников авторов и издателей. Игра стоит свеч. В течение года при работе таким методом, который можно кратко назвать “Один урок – одна оценка”, удается оценить знания каждого учащегося от 60 до 120 раз и поставить такое же количество оценок. Со старинным методом (выслушивание устных ответов на поставленный вопрос) описанный метод сравниться не может в силу своей исключительно высокой производительности. При таком количестве текущих оценок итоговая оценка, разумеется, получается гораздо более объективной.
Метод устного тестирования для проведения уроков биологии разрабатывается уже 8 лет. Автор статьи надеется на отклик в первую очередь авторов учебников по биологии и тех, кого волнуют проблемы современного отечественного образования. Давно пора переделывать учебники, сообщать в них гораздо больше информации и снабжать их обширными наборами устных тестов и многочисленными заданиями для самостоятельной работы в классе, удобными для проверки. Этого требует сама жизнь, а с ней надо считаться.
Сергей Дикарев,
учитель биологии школы N 262
Москва
Комментарии