Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Теория и практика

Делай, как я! У тебя все получится

Рассказывают классные руководители
УГ - Москва, №46 от 12 ноября 2019. Читать номер
Автор:
Принцип «Делай, как я говорю» больше не работает, работает принцип «Делай, как я». Насколько это утверждение, на ваш взгляд, применимо к современной школе? Может ли оно стать стержнем для построения воспитательной работы? Предложите свои варианты организации активностей внутри класса (школы) в соответствии с этим принципом.

Мария СИЛКИНА, классный руководитель Курчатовской школы:
– Принцип «Делай, как я» основан в первую очередь на психологии ребенка. В любом возрасте ему хочется казаться взрослым, поэтому он даже неосознанно повторяет поведение взрослого, который для него является авторитетом (особенно в начальной школе).
На мой взгляд, этот принцип можно положить в основу построения воспитательной работы класса: на определенном этапе (для начальной школы, например) он, безусловно, может стать стержнем для построения воспитательной работы. Но быть единственным, на мой взгляд, не может. Каждый классный руководитель может взять его за основу, если он с полной ответственностью понимает, какие обязательства это на него накладывает.
Например, мы всем классом приняли решение идти навстречу экологичному будущему. Началось все со сбора крышек в акции «Добрые крышечки»: ребята увидели, что каждую неделю я приношу горсть крышек в общую копилку. А потом вслед за мной они стали собирать батарейки, чтобы грамотно их утилизировать. Следующим шагом (уже по инициативе моих учеников) стал постепенный отказ от использования пластиковых стаканчиков: ребята стали приносить свои бутылки для воды, а после предложили отказаться от одноразовой посуды на чаепитиях. Я знаю, что на этом наши «экологичные инициативы» не закончатся, только теперь они уже будут инициативами ребят, а не моими.

Екатерина КОСТЫНЕНКО, классный руководитель школы имени Артема Боровика:
– «Делай, как я!» С одной стороны – призыв к действию, позиция активного человека. С другой – «как я». Как кто? Как говорил Кролик из сказки про Винни Пуха, «Я бывают разные!» И именно это кажется мне, руководителю класса, ключевым в данном принципе.
Каждый член классного коллектива – личность, обладающая уникальными способностями и талантами. Задача взрослого – создать условия, где ребенок мог бы свои способности, таланты реализовать. Ведь нужно судить не по словам, а по делам! Именно через дело ребенок может получить общественное одобрение, признание, почувствовать себя успешным, поделиться своим опытом: «Делай, как я!» Ситуация успеха мотивирует не только непосредственного участника, но и наблюдателей. Получилось у одноклассника, получится и у меня!

«Делай, как я!» – слоган, который звучит честно лишь в устах человека, чьи действия продуктивны и эффективны, потому что имеют наглядный результат. В рамках класса результат деятельности ребят и учителя должен быть не только личностным, но и социально значимым, полезным обществу. И значит, вновь это задача руководителя класса – транслировать своим ученикам ценности и моральные принципы. Как?

А.Макаренко в «Книге для родителей» писал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома». Это высказывание абсолютно справедливо для современного учителя и классного руководителя, с которым дети проводят (или не проводят) времени не меньше, чем с родными.
Я классный руководитель 8‑го класса, работаю с подростками. Мне хотелось бы видеть моих учеников образованными, эмоционально зрелыми, компетентными, самостоятельными и ответственными. Поэтому планка качества воспитательной работы высока – мы участвуем в проекте «Московское кино в школе», где каждый фильм – событие и повод для разговора. Мы не первый год изучаем Москву с олимпиадой «Музеи. Парки. Усадьбы», не только заново открывая для себя свой город, но и развивая параллельно умение работать с информацией, работать в команде. Мы учимся рефлексии, ежедневно отвечая на вопрос, почему сегодняшний день прожит не зря (на классном стенде есть специальная рубрика для этого). Мы организуем и проводим в школе самые разные мероприятия для младших классов, своим примером мотивируя других. Мы посещаем лекции, мастер-классы и занятия в московских вузах, ребята получают специальности, обучаясь по программам колледжей.
Предлагаемые примеры – лучшие, рекомендуемые занятия – качественные, используемые техники – проверенные и одни из самых эффективных.
Чтобы в результате каждый ребенок мог сказать: «Делай, как я, у тебя все получится!»

Пресс-служба Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt