search
main
0

Цель работы школы – развитие учащихся

Что значит многопрофильность ОО сегодня? Что значит управленческая команда и управленческие компетенции? Мне будет проще давать ответ на эти вопросы на примере ЦО «Измайлово» (теперь уже практически бывшего, так как происходит изменение юридического статуса и наименования и состава организации).

П​ервый и самый важный вопрос: как понимать выражение «многопрофильная образовательная организация»? Надо ли его понимать так, что основной задачей сегодня стало наращивание количества профилей обучения, например, было два профиля, через год стало три профиля, еще через год – четыре профиля? Конечно, нет! Школа сегодня строит свою работу (точнее, должна строить) на пересечении интересов трех субъектов или партнеров: государства, родителей и педагога. Мы полагаем, что цель школы совсем не подготовка учащихся к ГИА, ЕГЭ и олимпиадам, а развитие учащихся с упором на развитие общих, а не специальных способностей. Мы полагаем, что при правильной системе работы, ориентированной именно на развитие общих способностей, учащиеся всегда покажут высокий результат при любой разумной системе оценивания. Если система работы типовой школы на 90-99% выражена в уроках, то наша система к урокам не сводится ни в концепции, ни в практике. По сути, ЦО «Измайлово» представляет собой очень богатую, сверхнасыщенную возможностями среду образования, общения и развития для учащихся и самих педагогов. Если взять любую другую хорошую школу, мы увидим, что ее деятельность и результативность всегда состоят в создании среды возможностей и всегда выходят за рамки так называемой профильной школы. Хорошая школа – это всегда не только обучение, а «многослойный пирог». Конкретный рецепт «многослойного пирога», очевидно, может быть разным в зависимости от педагогических установок и традиций коллектива и запросов родителей. В нашем случае в рецепт «пирога» входят как минимум шесть слоев. Первый – высокая индивидуализация образования на всех возрастных ступенях. Второй – развитая система дополнительного образования. Третий – использование передовых разработок деятельностного и метапредметного подходов и их интеграция с традиционными педагогическими технологиями. Четвертый – воспитание эстетического отношения к миру.Пятый – применение информационно-коммуникационных технологий на всех ступенях образования.Шестой – непрерывная работа по повышению квалификации педагогического коллектива и преемственность традиций.Можно подумать, что в этом списке нет ничего нового, но в педагогике вообще мало нового. Здесь дело не в списке, а в характере реализации и мере вовлеченности учащихся и педагогов. Это не список «направлений работы», а именно слои существования каждого учащегося, в которые он непременно вовлечен, которые делают его школьную жизнь многомерной и интересной.Если мы обеспечиваем индивидуализацию, то это не два-три профиля, а ИУП каждому учащемуся. Если мы строим сферу ДО, то имеем не десять кружков, а 60, где с детьми работают не педагоги-предметники, а привлеченные профессионалы. Если говорим о педагогических инновациях, то это не плод школьной кустарщины, а настоящее сотрудничество с наукой и освоение передовых образовательных технологий, причем не одним-двумя педагогами, а значительной частью коллектива. Таким образом, многопрофильность мы расшифровываем для себя как многомерность и избыточность образовательной среды. Подчеркну еще раз: конкретный состав среды, мера ее избыточности – это вопрос свободы, он лежит на пересечении интересов конкретного педколлектива, родителей, учащихся. Государство здесь также участвует, но определяет скорее рамочные условия образовательной деятельности. Что значит управлять, что значит управленческая команда и ее компетенции? Многие полагают, что управление – обеспечение порядка и контроля за порядком, когда все функции распределены, задачи поставлены, планы написаны, критерии определены. Эта точка зрения имеет право на существование, мы называем эту часть работы организацией функционирования. Главное, чтобы вся наша работа не сводилась к этой части, к статике, поскольку школа не должна просто работать, функционировать, она должна идти в ногу с жизнью и запросами общества, должна быть и динамика. На мой взгляд, вторая сторона дела (динамика, развитие) очень важна. В этом смысле «управлять» всегда означает управлять изменениями и создавать будущее, а если объединить статику и динамику, то цель управления школой двоякая – привносить новые существенные компоненты в ту образовательную среду, которая уже есть на некий момент времени, следить за тем, чтобы «старое» не мешало расти «новому», а «новое» в своей молодой наглости уважительно относилось к старому, к традиции. Эта двоякость и двунацеленность важна, когда мы говорим об управленческой команде, причем опыт показывает, что самое сложное для управленческой команды все-таки второе – управление развитием. Так как проблема не сводится к рецептам и приемам, попробую наметить ее решение отдельными штрихами.- Педагог или группа педагогов не в состоянии самостоятельно определить приоритеты развития. Приоритеты развития возникают в коммуникации с наукой, родителями, в ходе критического изучения лучших образовательных практик, как это принято сегодня говорить, отечественных и зарубежных. Этот слой работы должен быть постоянным и многолетним в работе команды. Тогда со временем управленческая команда начнет понимать, что может стать моментом развития в существующей практике, а что просто словесная шелуха. Если же разговор о развитии идет лишь в узком педагогическом кругу, да еще и раз в год, то никакого развития в этой школе не будет никогда. Управленческая команда должна учиться мыслить глобально, а не узко педагогически.- В технологическом плане развитие есть создание и реализация проектов. Проект живет по принципу «Мысли глобально, а действуй локально!». Искусство перехода от идеи к реализации – основная технологическая компетентность, которая должна быть освоена хотя бы некоторыми членами управленческой команды. Как правило, для реализации проекта необходимо какое-то организационно-педагогическое изобретение. Управленец должен научиться не бояться действовать не по шаблону, изобретать.- На практике в школе одновременно нужно реализовывать проекты, каждый из которых находится в какой-то своей фазе реализации, – например, один проект только задумывается группой двух-трех инициаторов, второй реализуется один год силами пяти человек, третий работает 10 лет, уже не называясь проектом, а став важным компонентом образовательной среды, влияющей на существенную часть педагогов и учащихся, и частью функционирования организации. Работая с проектами, управленцы должны понимать, что только часть проектов окажется успешными, а часть будет отсеяна в ходе своей реализации по самым разным причинам, например, в силу дороговизны и нетехнологичности проекта при всей его содержательной значимости. Когда есть много проектов в разной степени реализации (а не один-два), у команды складывается компетенция «управление проектами», включающая в себя как использование принципа одновременности и аналогов сетевого планирования, так и соорганизации работы разных участников, в том числе привлеченных по контрактам.- Проблема результативности проектов сложна и требует отдельного разговора. По крайней мере важно сказать, что не следует искать прямую связь с результатами ЕГЭ. Команда должна разработать свои критерии успешности реализации проекта. – В реализацию проектов должна быть вовлечена некая критическая масса педагогического коллектива и учащихся. Что касается педколлектива – это его четверть, а лучше треть (больше не получится, да и не нужно). При этом должны быть вовлечены все 100% молодежи, а дальше жизнь сама все расставит по местам. – Важно реалистично оценивать сроки созревания проектной культуры управленческой команды и всего коллектива. Как говорится, даже если собрать девять женщин, ребенок не родится через один месяц. Мы принимаем за факт, что цикл школьного обучения сегодня примерно 10 лет. Точно так же мы должны понимать, что и проектные компетенции управленческой команды имеют свои законы развития и требуют своего времени. По нашей оценке – это опять-таки 10-15 лет. Некоторые могут счесть такую оценку плохой новостью. Хорошая новость заключается в том, что первые плоды вы получите значительно раньше, хотя некоторые из них будут поначалу кисловаты на вкус, а дальше – дорогу осилит идущий!Александр РЫВКИН, директор ЦО №1811

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте