Осенью 2021 года в школах Москвы стартовал проект «Осмысленное чтение», целью которого является повышение читательской грамотности и формирование критического мышления современных школьников.
Юлия ЗОЛЬНОВА, учитель русского языка и литературы школы №1302:
– Цель программы «Осмысленное чтение» – помочь обучающимся понимать, анализировать, интерпретировать любой текст, ведь эти навыки необходимы не только при выполнении домашнего задания или же при поиске информации в Сети, но и для подготовки к экзаменам, и даже при выборе будущей профессии. Умение читать в любой обстановке, быстро концентрироваться на тексте и визуализировать его – важные на сегодняшний день компетенции.
Проект состоит из пяти модулей: «Читаем в любой обстановке», «Управляем скоростью чтения», «Эффективно работаем с разными текстами», «Управляем вниманием», «Превращаем текст в инфографику». Каждый модуль полезен и важен при работе с текстом. Стоит отметить, что представленные для анализа тексты относятся к разным стилям, а большинство текстов взяты из реальных статей, содержащихся в СМИ. Это является большим плюсом проекта, так как подобная информация сопровождает нас повсеместно: в блогах, рекламе, газетах, вывесках. При постоянной работе с такими текстами у школьников не возникнет трудностей в выявлении главной информации из большого потока.
Также использование реальных статей помогает ребятам расширить кругозор, узнать факты, которыми они никогда бы не стали интересоваться. Тематика текстов разнообразна и интересна. Это тексты об экологии, лингвистике, географии, спорте, архитектуре, астрономии и многом другом. Все материалы сопровождаются красочными картинками и схемами, которые школьники заполняют в группах, парах или самостоятельно. Такая подача информации для большинства детей является увлекательной, сотрудничество в группах учит их прислушиваться к мнению друг друга, входить в дискуссию, доказывать собственную точку зрения, приходить к общему выводу.
Многие приемы, используемые в данной программе, учителя успешно вносят в основные уроки, от чего занятия становятся более интересными, а результат – эффективным. Проект «Осмысленное чтение» дал хороший инструментарий учителям для профессионального развития, а ученики с нетерпением ждут новых уроков.
Ирина МИЛОВАНОВА, учитель русского языка и литературы школы №1564 имени Героя Советского Союза А.П.Белобородова:
– Многие приемы, которые были предложены методистами, мне нравятся, они входят в мою педагогическую копилку находок и секретов, на своих уроках использую их давно, например «ассоциативный куст». Учитель пишет ключевое слово на доске, учащиеся высказывают свои ассоциации к нему, предполагают ход будущего текста, сравнивают его с предложенным, задают проблемные вопросы. Мир ассоциаций очень обширен и разнообразен, иногда у ребят возникают парадоксальные ходы будущего повествования. Хорошо работать с текстами художественного стиля, так повествование может строиться непредсказуемо, например в новелле – прозаическом произведении с неожиданной развязкой. Если раньше согласно традиционной методике важно было грамотно прочесть текст, то теперь основное внимание уделяется этапу предчтения. Например, цель работы со словарем (или глоссарием): знакомство с происхождением или значением слова, его толкованием. Интересный прием – «рассечение вопроса» – догадка о содержании текста на основе заголовка. Великолепно развивает мышление такой прием, как «ромашка Блума», который помогает классифицировать тексты по значению: простые, уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные, практические. Ребята вначале путаются и ошибаются, но если есть таблица с лепестками и образцами, то дальше работа идет очень слаженно и эффективно.
Марина СМИРНОВА, учитель русского языка и литературы школы №1564 имени Героя Советского Союза А.П.Белобородова:
– Излюбленным приемом на уроках литературы для меня стал прием «толстых и тонких вопросов». Удивительно, что учителя их так не классифицируют, они просто задают простые вопросы, ответ на которые равен одному слову, например: «Как звали героя? Сколько ему лет? Какое время года отражено на странице произведения?» И «толстые», то есть сложные, которые начинаются со слов: «Почему? Докажи… объясни, в чем различие между…?». Мне также нравится работа с проверочным листом, который составляется для учащихся на первых этапах изучения смыслового чтения. Предлагается ряд заданий: краткий пересказ, определение основной мысли, главных мыслей текста и деталей, средств связи, языковых средств. Затем работа в группах или парах, проверка задания.
Анастасия ЖДАНОВА, учитель русского языка и литературы школы №1564 имени Героя Советского Союза А.П.Белобородова:
– Моим ученикам полюбился прием «шесть шляп», который помогает в групповой форме рационально решить образовательные проблемы. Класс делится по карточкам или по желанию на 6 групп по цвету: белая – назвать факты; желтая – только положительные моменты; черная – высказать контраргументы, критику; красная – поделиться своими эмоциями после прочтения текста; зеленая – предложить новые решения заданной ситуации. Обычно такая работа проходит очень эмоционально, иногда дискуссионно, ребята шумят и доказывают свою точку зрения. Главное, что такие уроки не остаются незамеченными, ребята ждут их и просят провести еще и еще.
Проект «Осмысленное чтение» может применяться не только в урочной, но также и во внеурочной деятельности, ведь он формирует познавательный интерес, развивает речь и мышление, учит работать с информацией. Как сказал Тургенев, осмысленное чтение и его строгий выбор «воспитывают свой вкус и мышление».
Комментарии