Дистанционное обучение сегодня активно входит в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп. Дошкольники увлеченно познают мир через интересные презентации воспитателей, охотно общаются с ними через экран компьютера и создают творческие работы по аппликации и рисованию.
А насколько заняты и успешны в период дистанционного обучения были дети с особенностями развития? Этот вопрос остро встал перед многими специалистами разного профиля, которые занимаются коррекционной работой с детьми дошкольного возраста.
Задача организации дистанционного обучения встала и передо мной – учителем-дефектологом (тифлопедагогом), основой коррекционной работы которого является развитие зрительного восприятия. Как без непосредственного контакта с ребенком, который недостаточно четко все видит и различает в окружающем пространстве, обогащать его зрительный опыт, корректировать формирование его зрительных представлений и соблюдать охрану зрения при работе за компьютером?
Свои дистанционные занятия с детьми с ослабленным зрением в Zоом я построила в рамках одного цикла «Все интересное о…», где знакомила детей с увлекательными фактами из жизни птиц, насекомых, растений. Это позволило сохранять стойкий интерес дошколят от одного занятия к другому. Они с нетерпением ждали каждого подключения, и количество участвующих в видеоконференциях доходило до одиннадцати человек (при условии проведения подгрупповых занятий одновременно с двумя-тремя детьми).
Учитывая особенности контингента своих воспитанников, я строго дозировала время их непосредственной зрительной работы у экрана компьютера. С этой целью организовывала частую смену их деятельности: дети слушали стихи и аудиозаписи, отгадывали загадки, выполняли задания по аппликации и рисованию. Большое место в каждом занятии отводилось упражнениям пальчиковой гимнастики.
Особое место в дистанционных коррекционных занятиях отводилось упражнениям зрительной гимнастики как профилактике по охране зрения: ими начиналось и заканчивалось каждое занятие. К каждой теме на определенные глазодвигательные движения я подбирала соответствующий словесный материал. Таким образом, интерес детей не иссякал, и моя педагогическая копилка обогащалась.
С особой тщательностью и строгим контролем по охране зрения я подбирала весь иллюстративный материал. Старалась учесть все тонкости по компонентам зрительного восприятия: яркость и масштаб объекта, четкость контуров, зашумленность фона.
Организация дистанционных коррекционных занятий расширила и взаимодействие с семьями воспитанников: в течение времени родители из помощников в подключении к Zоом превратились в непосредственных участников. Они охотно соглашались ежедневно проводить с детьми упражнения по зрительной гимнастике, активно участвовали в создании работ продуктивной деятельности.
Значительно повысилась заинтересованность родителей в посещении видеоконференций. С этой целью регулярно на сайте школы в рубрике «Занимаемся с дефектологом» выкладывались презентации моих дистанционных занятий.
Результативность дистанционных коррекционных занятий с детьми с особенностями зрения оказалась хорошей благодаря четко и грамотно построенной совместной работе между педагогом и родителями:
– дети продолжали усваивать все разделы коррекционной программы;
– продолжалась работа по тренировке и укреплению зрительного анализатора;
– дети из-за высокой заинтересованности и посещаемости видеоконференций продолжали ощущать себя членами хоть и небольшого, но коллектива и имели возможность работать в этом коллективе;
– семьи воспитанников получили полезный опыт по включению в дистанционное образовательное пространство и возможность использовать материал занятий для дальнейшей работы по укреплению зрения и развитию зрительного анализатора у своих детей;
– дошколята имели возможность с пользой разнообразить свой досуг и пообщаться со своими друзьями.
Понимая новизну данной проблемы, пройдя через сложности ее решения, получив удовлетворение от проделанной работы, в помощь коллегам-тифлопедагогам мной были опубликованы презентации дистанционных занятий на электронном образовательном сайте «Педагогический альманах».
Накопленный опыт проведения дистанционных коррекционных занятий поможет нашим дошкольникам с дефицитом зрения войти во взрослую жизнь, быть востребованными и успешными в эпоху информационно-коммуникативных и перспективных технологий.
Ирина ЛУКАШИНА, учитель-дефектолог (тифлопедагог) школы №1370
Комментарии