Основные направления деятельности классного руководителя (классного воспитателя) Если мы попытаемся построить функции воспитателя с точки зрения самого ребенка, его интересов и возрастных потребностей (и будем иметь в виду при этом нашу зрелую, взрослую оценку ситуации), то первая задача – не только родителей, но и классного руководителя – защитить ребенка и тем самым создать условия для свободного развития его духовных и физических сил. Ведь известно, что одной из жизненно важных потребностей человека является потребность в защите: от жизненных невзгод, конфликтов, от холода, голода, одиночества и т. д.
Продолжение. Начало в №№31, 34, 40, 44, 48 за 2008 год, №4 за 2009 г.
Попробуем обосновать эту точку зрения. Представим себе все компоненты социальной среды, о которых говорилось выше, и посмотрим, кто в них выступает защитником ребенка.
В семье – прежде всего мама, ей помогают в этом папа, бабушка, дедушка, братья и сестры.
В товарищеской среде – ближайший друг или подруга.
Школа же не осознает своего предназначения защищать ребенка, выражать его интересы. Она перекладывает эту задачу на семью. Отсюда и дети не видят в учителях тех людей, на которых можно рассчитывать в трудные минуты. Гуманистическая идея, если она приходит в школу, должна приносить с собой и идею защиты ребенка.
Кто в школе может взять на себя эту функцию? Кто ближе всех стоит к личности растущего человека? Конечно, классный руководитель.
Представим, что он входит в класс, беседует с отдельными детьми не для того, чтобы делать замечания по жалобам других учителей, а для того, чтобы узнать, почему так трудно мальчику или девочке, отчего он груб, что мешает ему жить в дружбе с другими детьми, получать хорошие отметки. И главное – узнать ему это надо, чтобы защитить, а не обвинить ребенка. Такая позиция делает классного руководителя истинным другом детей, стоящим на защите их интересов.
Вы скажете: как же защитить ученика, если он плохо учится и плохо ведет себя? Это трудный, непростой вопрос. Но представим себе нравственное состояние, скажем, семиклассника, который понимает, что он действительно мешал другим заниматься на уроке, и последовавшая за этим угроза вызова родителей – в общем-то, логичное завершение этого конфликта. Но тут неожиданно классный руководитель говорит: «Я понимаю, ты расшалился (или тебе стало обидно, что тебе поставили двойку, или ты что-то хотел доказать кому-то из ребят), но стоит ли из-за этого вызывать родителей? Я поговорю с Марией Ивановной, попробуем обойтись без родителей». Следствием такой позиции классного руководителя является, во-первых, доверие подростку, обращение к его нравственному чувству и его человеческой порядочности. Во-вторых, можно прогнозировать, что в следующий раз он сам просигналит воспитателю класса о том, что у него возникли какие-то проблемы, и попросит помощи.
Школьник становится носителем не абстрактной функции «ученика», а превращается в человека. Отсюда у классного руководителя появляется возможность построения программы человеческой работы.
Позиция защиты становится фундаментом работы педагога с личностью, основой индивидуального подхода.
Подход к ребенку с точки зрения его защиты, естественно, подводит нас к задаче обеспечения его здоровья. Один ваш ученик жалуется на головную боль, его что-то нервирует, но он не знает, что у него ухудшилось зрение. Другой постоянно раздражен, вспыльчив, его реакции неадекватны: оказывается, у него (как утверждают медики, в 70% случаев) это связано с заболеванием желудочно-кишечного тракта или отсутствием нормального сна. Врачи знают, если у школьника хронический насморк, кашель, то это симптом возможного заболевания селезенки, надпочечников, желез внутренней секреции. Что из этого следует для классного руководителя – защитника ребенка? Прежде всего нужны знания физиологических особенностей и основных показателей функциональных расстройств организма ребенка.
Таким образом, первая целевая программа, которую должен освоить и реализовать культурный педагог (а таковым мы видим классного воспитателя), – программа «3доровье».
Она предполагает самообразование учителя в этой области, совместную его работу с участковым педиатром (районной детской поликлиникой), школьным врачом, который на основе данных диспансеризации может дать каждому ученику его личную программу питания, физических упражнений, закаливания, систему дыхательных упражнений.
Совместно с родителями воспитатель вырабатывает оптимальный для данного ученика режим жизни и работы дома в соответствии с его индивидуальными особенностями, состоянием здоровья, количеством требующегося для него сна и отдыха. В настоящее время есть примеры, когда учителя овладевают методами релаксации (расслабления), точечного массажа и самомассажа, к этой работе подключают членов семей.
Олег ГАЗМАН, Александр ИВАНОВ
Продолжение следует
Комментарии