Всероссийские проверочные работы плавно вошли в учебную жизнь школьников, став для них обычной формой деятельности. В этом году в школах страны они пройдут с марта по май согласно графику проведения проверочных работ (утвержден Рособрнадзором, приказ №1139 от 16.08.2021).
Фото: издания для подготовки к ВПР по математике, получившие положительную экспертную оценку ФГБНУ «ФИОКО»
Грамотная работа учителя на протяжении учебного года, нацеленная на подготовку к ВПР, дает положительные результаты. Ребята не считают это испытание чем-то страшным и непонятным, относятся к данной работе как к диагностике своих учебных навыков. Им самим интересно, как они справились с заданиями, также важно понять, где и почему допустили ошибки.
Из своего опыта работы могу рекомендовать пособие «Всероссийские проверочные работы. Математика. 5 класс» под редакцией И.В.Ященко издательства «Экзамен». Данное пособие прошло экспертизу Федерального института оценки качества образования. Что особенно важно, авторы сами являются разработчиками ВПР. По их задумке, задания, направленные на повторение и отработку учебных навыков и умений, следует включать в различные этапы урока. Ведение индивидуальных маршрутных листов позволяет мне как учителю фиксировать и в дальнейшем анализировать изменение в развитии учебных умений ученика.
Если с заданиями на вычисление и решение текстовых задач, где необходимо применить 1-2 действия, ребята справляются достаточно хорошо, то при выполнении заданий 6, 13, 14 некоторые учащиеся допускают ошибки в составлении цепочки логических рассуждений, что приводит к неверным ответам. Возможно, проблемы с выполнением данных заданий возникают из-за неумения правильно их прочитать, непонимания, что нужно найти и как использовать данные условия.
Рассмотрим задания, которые вызывают наибольшие затруднения у учащихся.
Вариант 6. Задание №6:
«Одновременно зажгли три свечи одинаковой длины, но разного диаметра. Длина каждой свечи 24 см. Первая свеча была самая толстая, вторая – потоньше, а третья – самая тонкая. В тот момент, когда догорала третья свеча, первую и вторую тоже потушили. Оказалось, что огарок от первой свечи в два раза длиннее, чем от второй. За какое время полностью сгорает третья свеча, если известно, что первая сгорает за 6 ч., а вторая за 4 ч.? Запишите решение и ответ».
Для решения подобных заданий предлагаю учащимся внимательно прочитать текст задачи, цветными карандашами подчеркнуть необходимые данные и занести их в таблицу.
Для вычисления времени необходимо длину свечи разделить на время сгорания:
1) 24 : 6 = 4 см/ч – скорость сгорания первой свечи;
2) 24 : 4 = 6 см/ч – скорость сгорания второй свечи.
Полученные данные необходимо записать в таблицу и отметить в тексте, что огарок от первой свечи в два раза длиннее, чем от второй.
Далее записываем, что произойдет с длиной свечей по прошествии одного, двух, трех часов – до тех пор пока не получим необходимое утверждение.
Через 1 час длина первой свечи составит 20 см, второй – 18 см. Через два часа длина первой свечи – 16 см, второй – 12 см. Через три часа длина первой свечи – 12 см, второй – 6 см, что и составляет необходимое соотношение. Ответ: 3 ч.
Наибольшие затруднения вызывает задание №14 повышенного уровня сложности. Например, задание №14 из 9-го варианта:
«Ваня увлекается нумизматикой – коллекционированием монет. У него уже большая коллекция. Если разложить Ванины монеты в стопки по 12 монет, то останется 8 монет. Сколько монет останется, если разложить Ванины монеты в стопки по 6 монет в каждой? Обоснуйте свой ответ».
При решении задания предлагаем учащимся для начала нарисовать стопки монет по 12 штук. Затем разделить данные стопки на стопки по 6 монет и сделать вывод, что количество монет останется без изменений, а количество стопок удвоится. Из оставшихся 8 монет можно сложить еще одну стопку по 6 монет. Таким образом, останется 2 монеты.
Второй вариант решения: использовать свойства и признаки делимости. Число монет делится на 12 с остатком 8, значит, оно делится на 6 с остатком 2.
В данном сборнике задания собраны таким образом, что есть возможность отработать различные типы заданий (причем не только на уроке, но и в качестве домашнего задания), выполнить работу над ошибками и еще раз попробовать выполнить верно. При решении задач говорю своим ученикам: «Используйте ошибку на пользу себе». Я приучаю своих учеников к мысли, что ошибка не неудача, а обратная связь, учу их правильно относиться к ошибкам. Детям нравится прием «Эксперт», когда после отработки одного типа заданий они меняются решениями и задачами, проверяют рассуждения, находят ошибки, ставят оценки.
Пособия издательства «Экзамен» отражают все последние изменения, созданы разработчиками ВПР. Они содержат 10, 15 и 25 вариантов типовых экзаменационных заданий, все необходимые инструкции, детальные разборы выполнения заданий, подробные критерии оценивания, ответы, которые в случае необходимости легко изымаются из пособия.
Могу с уверенностью сказать: использование данного пособия не только облегчает жизнь мне как учителю в плане рационального использования времени при подготовке к урокам, проверке выполненных заданий, но и помогает воспитывать и развивать функционально грамотную личность, умеющую рассуждать, анализировать и применять полученные знания на практике.
Наталья ЕКУШЕВА, учитель математики школы №1, р. п. Степное, Советский район, Саратовская область
Комментарии