12 апреля в 75 павильоне ВДНХ открылся Московский международный салон образования 2017, организованный Министерством образования и науки Российской Федерации. В этом году ММСО впервые проходит под патронатом ЮНЕСКО: с 2017 года Салон официально вносит вклад в выполнение стратегических целей программ ЮНЕСКО в сфере образования.
Тема ММСО-2017 – \”Новая экосистема образования\”. В деловой программе Салона предусмотрено более 600 мероприятий и более 4 500 спикеров.В первый день Салона 75-й павильон ВДНХ посетили более 17 тыс. человек.
Торжественная церемония открытия началась с приветственного слова министра образования и науки Ольги Васильевой. \”Я рада приветствовать вас на открытии Московского международного салона образования: в этом году он проходит в четвертый раз. Важным событием для нас стало сотрудничество с ЮНЕСКО\”, – заявила Ольга Васильева. Министр отметила большую роль многих ведомств и организаций в подготовке Салона.
\”Особые слова благодарности – нашим коллегам учителям, которые будут в течение нескольких дней показывать свое мастерство. Это специалисты высочайшего класса. Вместе с вами я хочу сказать большое спасибо нашим детям, потому что для них и с их участием организовывается этот Салон. И в заключение хочу поблагодарить прессу: с большим удовольствием отмечаю, что сегодня на Салоне в два раза больше представителей прессы, чем в прошлом году\”, – заявила Ольга Васильева.
Космонавт, Герой России Сергей Ревин поздравил участников с открытием Салона и Днём космонавтики, подчеркнув, что день открытия салона, 12 апреля, особый – в этот день впервые российский гражданин Юрий Гагарин совершил полет в космос.
На площадке Салона состоялись двухсторонние переговоры министра образования и науки РФ Ольги Васильевой с министром просвещения Сирийской арабской Республики Хазван Аль-Ваззом и министром высшего образования Сирийской арабской Республики Атеф Наддафом.\”Мы обсуждали вопрос о расширении наших связей, возможности расширения квот для преподавателей русского языка\”, – рассказала Ольга Васильева после завершения встречи.
В результате встречи было подписано соглашение о сотрудничестве, по которому Минобрнауки России увеличивает квоту бюджетных мест для граждан Сирии в российских вузах с 400 до 455.\”20 мест будут отданы для будущих преподавателей русского языка, остальные – на приоритетные для Сирии специальности\”, – отметила глава Минобрнауки России.
На пленарной дискуссии \”Глобальное образование: Новые вызовы и возможности\”, модератором которой выступил заместитель министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Каганов, российские и зарубежные эксперты обсудили современные тренды международного образования. Присутствовавшим на обсуждении международным экспертам – вице-председателю компании NetDragon, председателю совета директоров компании Promethean Саймону Леунгу, старшему директору по работе с системами образования (регионы Европа, Ближний Восток, Африка) корпорации Microsoft Education Реджине Мюррей, Президенту Ассоциации Didacta Василиосу Фтенакису –были вручены первые медали Салона за большой вклад в сотрудничество по развитию образования. Медаль для Банка России получил Михаил Мамута, Руководитель службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России.
В рамках Салона прошло очередное заседание Совета ректоров московских вузов, на котором обсуждались вопросы развития научно-технического творчества молодёжи. Состоялось заседание оргкомитета Второго Всероссийского фестиваля \”Наследники традиций\” с участием заместителя председателя Совета федерации Юрия Воробьева.
Несколько важных событий этого дня были посвящены дополнительному образованию. Состоялось заседание рабочей группы стратегического проекта \”Развитие дополнительного образования для российских детей\” и установочный семинар для участников этого проекта из регионов России.
Заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов и генеральный директор ФГБНУ \”Республиканский мультимедиацентр\” Марина Ракова рассказали о задачах приоритетного проекта Правительства РФ \”Доступное дополнительное образование для детей\”. Проект ориентирован на повышение качества управления образованием в регионах и профессионального мастерства педагогов. \”Нам необходимо до 2020 года поэтапно \”перезагрузить\” систему образования для детей: это означает, что в любом регионе каждый ребенок должен получить доступ к современному и качественному образованию и возможность самостоятельно выбирать нужные ему компетенции, – заявил заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов. Реализовать проект в регионах планируется с помощью модельных центров.
В первый день работы Салона ректоры российских вузов обсудили роль современных университетов в развитии регионов и городов. \”Современные университеты – это глобальные институции, которые позволяют городам и регионам развиваться и выдерживать высокую конкуренцию, так как 98% населения сейчас живет в 600 городах\”, – считает Александра Энговатова, заместитель проректора МГУ им. М.В. Ломоносова. Ректор Костромского государственного технического университета Александр Наумов заявил, что для того, чтобы уменьшить отток молодежи и социально активного населения из регионов, необходимо три условия: это расширение социальной активности, развитие передовых технологий и благоприятной для позитивных изменений среды.
В дискуссии \”Россия и мир: векторы развития международного сотрудничества\” эксперты обсудили перспективы продвижения российского образования за рубежом. По мнению врио директора Международного департамента Минобрнауки России Игоря Ганьшина, сделать это поможет перевод ряда академических курсов в естественных и точных науках на английский язык, модернизация комплекса общежитий, а также совершенствование правовой базы. Игорь Ганьшин назвал образование \”несырьевым экспортом\”, который предстоит \”увеличить в разы\”. Так, за период до 2025 года планируется увеличить число иностранных студентов в РФ приблизительно с 217 тыс. до 437 тыс., а объем внебюджетных средств, получаемых за счет их обучения – с 78,5 млрд рублей до примерно 200 млрд. При этом Россия в международных образовательных рейтингах должна подняться с шестого места на пятое.На мероприятии также шла речь о создании совместных научных центров российских вузов: такие организации уже есть в Словении, Китае, Индонезии, странах СНГ.
Университеты России смогут присоединиться к партнёрской программе \”Национальной платформы открытого образования\”. Первым договор с платформой, предлагающей онлайн-курсы по базовым дисциплинам бакалавриата, изучаемым в российских университетах, подписал в рамках Московского международного салона образования Томский государственный университет. \”Мы рады присоединиться к Ассоциации \”Национальной платформы открытого образования\”. Мы сделали важный шаг для создания цифрового университета. Нашим студентам будет доступная гибкая система образования – исходя из их предпочтений и возможностей, а также они смогут прослушать онлайн-курсы лучших преподавателей\”, – заявил ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.
На Салоне обсуждались возможные нововведения в системе дошкольного образования: по мнению экспертов, фактором повышения качества дошкольного образования может стать индивидуализация программ. \”Дошкольное образование – это не подготовка к следующему этапу. Детство важно само по себе. Нельзя ни в коем случае проводить аттестацию маленьких детей, это запрещено ФЗ \”Об образовании в Российской Федерации\”. К сожалению, об этом часто забывают в подготовке к начальной школе\”, – подчеркнула директор Института психолого-педагогических проблем Российской академии образования Татьяна Волосовец.
В рамках работы Салона педагогам представили новые формы обучения длительно болеющих детей и возможности информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. В последние три года специальные центры инклюзивного образования создаются не только в Москве, но и во многих регионах России. Педагоги из Хабаровского края, Воронежской области других регионов поделились опытом работы по существующим программам. Учитель географии из ГБОУ \”Школа № 109\” г. Воронежа Иван Гусев провел мастер-класспо обучению в больничном классе, акцентировав роль педагога в этом процессе. \”Без хорошего учителя обучение тяжелобольных детей невозможно. Только учитель может вселить в ребенка веру в высокие цели\”, – сказал Гусев.
На дискуссии \”Новое в образовании – хорошо забытое старое\” обсуждались проблемы подготовки кадров для агропромышленного комплекса России: спикеры обсудили актуальные вопросы сельскохозяйственного образования и предложили пути их решения. Ректор МСХА им. К.А. Тимирязева Галина Золина подняла вопрос о необходимости изменений в агрообразовании: \”Мы должны вернуться к той системе качественного профессионального образования, когда учебный план учреждал производитель\”. По мнению Золиной, только зная нужды работодателя, можно успешно готовить специалистов в институтах.Для повышения интереса к агрообразованию заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области Игорь Жаров предложил создавать специализированные агроклассы для старшеклассников, нацеленные на поступление в сельскохозяйственные вузы. Важным, по мнению Жарова, является и пересмотр программ обучения в сторону получения практических навыков.
Традиционно на площадке Салона анонсируется старт новых программ и проектов Министерства образования и науки. В первый день работы ММСО состоялось официальное открытие Федерального ресурсного центра по образованию детей с нарушениями интеллектуального развития. Выступая на церемонии, заместитель Председателя комитета по образованию Государственной Думы Олег Смолин поздравил участников и подчеркнул важность вовлечения регионов в методическую работу. Этот Центр будет создан на базе Псковского госуниверситета при поддержке Правительства Псковской области.
На ММСО состоялось подведение итогов Всероссийского фестиваля Детской робототехники \”Деталька\”, церемония собрала несколько сотен родителей с юными участниками.
Всего в течение первого дня работы Салона образования прошло более 150 мероприятий. Все запланированные мероприятия деловой программы прошли при полных залах.
Комментарии