Красота и величие озера Байкал несомненны для миллионов людей. Однако к прекрасному часто привыкаешь, и оно кажется чем-то разумеющимся. Живешь и не думаешь, что и у прекрасного есть своя философия, что и о нем надо заботиться, оберегать и ценить. Вот почему так важен фильм «Байкал. Удивительные приключения Юмы». Эту документальную картину Анастасии Поповой, которая стала результатом многочисленных экспедиций, снимали около пяти лет. Трогательная история нерпы и ее маленькой дочки вкупе с поражающими воображение тайнами легендарного озера завораживает и пленяет зрителей всех возрастов.
Повествование в фильме, который длится чуть больше часа, можно разделить на несколько сюжетных линий. В общем, их три. Первая знакомит с уникальными фактами о Байкале. Например, что это самое глубокое пресноводное озеро мира, по объему оно больше всех великих озер вместе взятых, но самое главное другое – обычно озеро живет около двадцати тысяч лет, стареет и умирает. Байкалу уже не один миллион лет, и в нем нет ни одного признака старения! Такая вечная молодость определяет второй пласт рассказа – философский. Перед нами возникают шаманские легенды и предания, проходят картины жизни коренных народов, населяющих территорию близ Байкала, самый многочисленный из которых – буряты. Человек и природа здесь находятся в гармонии. По крайней мере, подобным образом они представлены в фильме. Правда, если браконьерство на суше тут победили, то на воде – нет. Жертвой преступных рыбаков едва не стала главная героиня фильма Юма – маленькая нерпа, перед которой раскрывается огромный, непонятный и опасный мир. Как вы понимаете, это третий и, пожалуй, наиболее сентиментальный сюжет фильма.
В качестве повествователей выступают известные актеры Константин Хабенский и Чулпан Хаматова. Он скорее отвечает за просветительскую часть, она – за драматическую. Впрочем, все переплетается. Сопереживая нерпе, мы одновременно узнаем, что пресноводные нерпы обитают только на Байкале и могут задерживать дыхание до сорока минут – так они плавают подо льдом. Когда нерпы меняют мех, им очень больно, раз в год на несколько недель они ужасно себя чувствуют и просто лежат. За относительно небольшой хронометраж фильма зритель испытывает самые разные эмоции – от страха за судьбу крохотного существа, оказавшегося во враждебном окружении, до смеха, когда хитрая взрослая нерпа дает сигнал тревоги, чтобы все нерпы на «пляже» уплыли, и занимает лучшее место под солнцем.
Рассказ о Юме во многом история о взрослении. Юная нерпа совершает полное препятствий путешествие на Ушканьи острова, и этот путь становится своеобразным символом обретения себя, отрыва от заботливой мамы Айлу, которая еще недавно спасала своего детеныша от коварных ворон. А еще фильм о любви и сострадании, о том, что человек, которого часто упрекают в пренебрежительном отношении к природе, способен помочь нерпенку выбраться из брошенных браконьерами сетей.
И все же в невольном противостоянии двух сил человек лишь гость в бескрайнем пространстве природы. Интересно наблюдать, как сменяются времена года на Байкале. Особенно поражает озеро зимой, когда оно замерзает и кажется мертвым, но на самом деле подо льдом кипит жизнь. Там обитают живые фильтры воды – рачки вида эпишура. Только представьте, особь размером примерно 1,5 миллиметра за сутки очищает объем, равный стакану воды. Отсюда и чистота Байкала. Любопытно, что в 1990‑е в озере обнаружили нефть. Позже в ходе подводных экспедиций оказалось, что нефтью питаются микроорганизмы, и она обеспечивает питанием колонии живых существ под водой, концентрация их невероятно высока. Насколько такие выводы, заявленные в фильме, соответствуют действительности, скажут специалисты. Уж больно мало ассоциаций с положительным влиянием нефти на экологию.
А вот среди неоспоримых достоинств картины – великолепная операторская работа. Переход от величественных видов Байкала к плывущей подо льдом нерпе, к шаманам, к всадникам, скачущим на фоне дикого и манящего пейзажа, – все демонстрирует вечность озера. Байкал предстает своеобразным оберегом, отцом – не столь строгим, сколь благородным и справедливым. При всем напоре и бурлении он милостив к своей дочке нерпе. Нерпа как символ жизни в Байкале. Нерпы одиночные существа. И Байкал такой один. Подобные сопоставления не раз возникают во время просмотра фильма, понимаешь, что наблюдаешь нечто уникальное, незаменимое. Приятно осознавать себя частью этой планеты, сокровище которой – озеро Байкал.
Экологические проблемы в фильме затронуты по диагонали, но идея, что Байкал национальное достояние и его нужно беречь, все же проступает. До сих пор актуально звучат стихи Андрея Вознесенского, которые поэт написал в уже далеком 1975 году:
Я ночью проснулся.
Мне кто-то сказал:
«Мертвое море – священный Байкал».
Я на себе почувствовал взор,
Будто я моря убийца и вор.
Слышу – не спит иркутянин во мгле.
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны.
Байкал, ты хрустальная печень страны!
И кто-то добавил из глубины:
«Байкал – заповедная совесть страны».
Плыл я на лодке краем Байкала.
Вечер подсвечивал вполнакала.
Но неужели наука солгала
Над запрокинутым взором Байкала?
И неужели мы будем в истории –
«Эти, Байкал загубили которые»?
Надо вывешивать бюллетень,
Как себя чувствует омуль, тюлень.
Это не только отстойников числа –
Совесть народа должна быть чистой.
Вот почему, указав показуху,
Борются наши прорабы духа,
Чтоб заповедником стало озеро,
Чтоб его воды не целлюлозило,
Чтобы никто никогда не сказал:
«Мертвое море – священный Байкал».
Комментарии