Тема “Настоящая дружба”
В основу урока положен рассказ “Великий заячий ум” из книги “Я, ты, мы”, в котором говорится о четырех животных. Поддавшись на уговоры зайца Грегсона, они вторглись в чужой дом. Заяц не хотел слушать своих друзей, когда те говорили ему, что он не прав.
На этом уроке можно обсудить проблемы истинной дружбы и выбора друзей, роли лидера в группе и личной ответственности за поступки друзей, а также углубить понимание значения неписаных правил для человеческого общежития и разграничить такие понятия, как “подстрекательство” и “пособничество”. Учитель должен подвести детей к осознанию того, что человек несет ответственность за свои поступки, независимо от их умышленного или неумышленного действия.
Ключевые понятия: правила, ответственность за неправильное поведение, выбор друзей, групповое поведение, последствия совершенного деяния, умышленное действие.
Материал для занятия: рассказ “Великий заячий ум”, рабочие тетради.
Ход урока
Игра “Добрый поступок”. В конце игры можно спросить детей, что они чувствовали, когда совершали эти поступки, привлечь внимание к значению добрых поступков для окружающих.
Перед чтением рассказа учитель акцентирует внимание на том, что действующими лицами являются животные, которые себя считают друзьями.
После чтения рассказа дети должны решить, так ли это на самом деле.
Рассказ “Великий заячий ум” дети читают по ролям. После такого чтения учитель проводит дискуссию по вопросам.
Вопросы к дискуссии:
1. Какие правила из тех, которые вы считаете правильными, справедливыми, были нарушены животными? Почему это хорошие правила?
2. Грегсон считал, что он прав, когда шел в чужой дом. Был ли он прав, не слушая того, что ему говорят его друзья? Он не заметил нежелания других идти в дом – так ли это? Почему нет?
3. Дельфи знал, что дверца была только для кошек. Был ли он прав, что пошел? Почему?
4. Был ли прав Дигби, что ел котлетки, оставленные для другой собаки? Почему? Знал ли он, что плохо поступает, когда шел в дом?
5. Сьюки серьезно противилась тому, чтобы идти в дом. Права ли она, что шла за другими? Почему она не пыталась убедить остальных не идти за Грегсоном? Должна ли она была остаться около дома и ждать друзей, если была не согласна с ними?
По ходу дискуссии (вопросы 2-5) дети одновременно в таблице рабочей тетради делают записи о каждом герое: что плохого он совершил? Вот примерные записи:
“Заяц заставил всех войти в чужой дом, сломал компьютер, всеми командовал”;
“Пес съел чужие котлеты, вошел в чужой дом”;
“Кот залез в чужой дом”;
“Мышь залезла в чужой дом”.
Заполнив таблицу, дети увидят, что заяц Грегсон был вожаком компании. До заполнения таблицы дети могут говорить о том, что кот плохой, а мышь вызывает симпатии, т.е. дети не видят ее вины, а после заполнения таблицы они приходят к выводу о том, что заяц Грегсон – подстрекатель, а все остальные – пособники.
Завершая разговор по рассказу, учитель просит детей ответить на проблемный вопрос, поставленный перед чтением: “Были ли животные настоящими друзьями?” Далее уместно спросить детей, как они понимают настоящую дружбу.
Работа со словарем: подстрекатель и пособник.
Для углубления понятий подстрекатель и пособничество учитель предлагает детям обсудить следующую ситуацию: Джейсон с друзьями захотели развлечься. Они нашли пустой дом и решили пострелять из рогатки по окнам. Джейсон наблюдал за улицей, пока другие стреляли. Вдруг из сада вышел мужчина и поймал ребят. Друзья могли быть привлечены к уголовной ответственности. Джейсон сказал, что он не виноват, так как смотрел только на дорогу. В ходе обсуждения поступка Джейсона дети с помощью учителя должны прийти к выводу о том, что Джейсон был подстрекателем и пособником, поэтому по закону он может быть обвинен в совершении преступления.
Младшим школьникам трудно понять термины “последствия совершенного деяния” и “умышленное и неумышленное действия”. Для уяснения этих понятий учитель организует работу в группах, предлагая обсудить детям следующие ситуации:
1. Сахель играл на компьютере своего друга Майка. Когда автомобиль на экране снова потерпел аварию, расстроившись, он стукнул кулаком по клавиатуре. Экран погас. Сахель вдруг понял, какую глупость он совершил и, подумав секунду, выключил компьютер. Он притворился, что ничего не случилось, вместо того чтобы пойти к Майку, во всем признаться и попросить прощения.
2. Андриан знал, где отец хранил шоколад – на верхней полке кухонного серванта. Однажды, когда отца не было дома, Андриан полез за шоколадом. К сожалению, он нечаянно толкнул лучшие чашки, которые упали и разбились.
При обсуждении ситуаций дети поймут и скажут, что является “умышленным или неумышленным действием”, и сделают вывод: любой плохой поступок наказуем.
Домашнее задание: придумать конец истории “Великий заячий ум”.
Дополнительные рекомендации: для проведения урока можно привлечь работников правоохранительных органов и социальных педагогов, которые в доступной форме на конкретном жизненном материале разъяснят учащимся такие понятия, как “подстрекательство” и “пособничество”, покажут разницу между терминами “последствия совершенного деяния”, “умышленное действие”.
Урок можно считать результативным: дети поняли, что они несут ответственность не только за свои поступки, но и за поступки своих друзей; осознали, что должны ответственно относиться к выбору друзей; поняли, что за любые плохие поступки отвечают перед людьми и обществом.
Дополнительная литература: И. Дик “Красные яблоки” (Бунеев Р.Н. Книга для чтения в 3-м классе, ч. II, с. 126).
Тема “Дружба и одиночество”
На этом уроке, опираясь на рассказ из той же книги – “Полли делает шаг навстречу”, необходимо показать особенности человеческих взаимоотношений, вспомнить правила поведения в школе, поговорить о дружбе, назвать основные качества настоящих друзей. Обсудить проблемы отношения к новичкам, привести примеры притеснений и издевательств одних над другими. Разговор должен способствовать тому, чтобы ученики задумались, как вести себя в подобных ситуациях и как выходить из них.
Материал и оборудование: пословицы и поговорки о дружбе, магнитофон. Записи песен о дружбе.
Ключевые понятия: просто друг, настоящий друг, одиночество, притеснения и издевательства.
Ход урока
Любая игра из III раздела “Психотехнических игр”, направленная на свободное общение, межличностное доверие, на умение находить сходство и расхождение.
Чтение рассказа по ролям. За автора читает учитель, за Полли и Сэма – дети. После чтения учитель организует дискуссию по вопросам:
Должны ли дети быть дружелюбнее к новеньким? Почему?
Должны ли люди помогать друг другу в беде?
Вспомните двух девочек, которые дразнили Полли, считая, что это просто весело и безобидно. Что вы им можете сказать, чтобы они поняли всю серьезность своих действий?
Почему Полли солгала маме? Как вы оцениваете чувства Полли?
Правильно ли, что люди всегда должны говорить правду? Назовите известные вам формы притеснений и издевательств одних детей над другими. Как вести себя в таких ситуациях?
Правильно ли наябедничать на того, кто задирается?
Можно ли обидеть словами?
Что, по-вашему, должна была сделать Полли, когда заметила, что новый мальчик Адам одинок? А другие дети?
Выводы обсуждения: “Мы должны быть дружелюбнее к новеньким, так как им в классе одиноко. В жизни бывают ситуации, когда невозможно сказать правду. Человека можно обидеть словами”.
Затем разыгрывается ситуация по рассказу. Двое учеников играют роли Адама и Полли. Дети предлагают словами и действиями свой выход из ситуации.
Самостоятельная работа в тетрадях: учащиеся записывают выражения, которые, на их взгляд, характеризуют основные качества настоящих друзей. По окончании работы дети зачитывают свои записи.
Для расширения и углубления понятия “настоящий друг” провести беседу по вопросам:
Люди часто говорят: “Мой лучший друг”. Может ли быть два или три лучших друга?
Бывает ли школа местом, где дети одиноки? Что значит быть одиноким? Что служит этому причиной?
Дети, обсуждая понятие “одиночество” и его причины, могут обдумать свое поведение и критически оценить его. Говоря об одиночестве и сочувствии, предлагаем детям выбрать в тетради рисунки, которые отражают одиночество.
Работа с пословицами о дружбе. Учитель записывает их на доске до начала урока:
Единственный способ найти друга – стать самому другом (Ральф Эмерсон).
Дорога к дому друга никогда не бывает длинной (датская пословица).
Друзья не допустят, чтобы их друзья попали в беду.
Дружба – это дерево, которое следует поливать (немецкая пословица).
Не имей сто рублей, а имей сто друзей (русская пословица).
Желательно провести работу над смысловым значением пословиц.
Работа в парах. Это упражнение направлено на выявление общих интересов, черт характера, различий. Желательно, чтобы в парах работали дети, которые мало общаются друг с другом. Работать могут в течение 3-5 минут, задавая разнообразные вопросы. Учитель ходит по классу, слушает, подсказывает вопросы. Работа направлена на развитие умения понимать других людей.
Игра “Воображаемый друг”. Дети сидят, закрыв глаза, успокаиваются. Скажите им, чтобы они сделали глубокий вдох, а затем медленно выдохнули. Повторите это еще два раза. Затем они должны постараться представить себе какое-то особое место, любимое место в мире (или даже в космосе, где они гуляют в своем воображении). Мысленно представьте здание, дом, куда они входят, чтобы найти особую комнату. Комната имеет раздвижную дверь в одной стене, которая открывается, поднимаясь вверх. Дверь медленно поднимается, и по мере этого появляется особый друг, которого они никогда ранее не видели, сначала его ноги и, наконец, его лицо. Этот друг может быть старым или молодым – каким угодно. Этот друг всегда там, и всякий раз, когда ребенку кто-то нужен, чтобы поговорить, к кому-то обратиться, он может прийти к нему или к ней снова, если захочет. Закройте дверь, уйдите из этого дома и возвращайтесь в класс. Пусть дети обменяются впечатлениями о том, что они представили себе во время групповой беседы.
Домашнее задание: нарисовать своего друга. Поговорить с родителями, бабушками и дедушками об их лучших друзьях, нарисовать 4 кадра к фильму: “Чего не должно быть в нашей жизни”.
Дополнительные рекомендации: на этом занятии учитель может поделиться воспоминаниями о своих друзьях. Во внеурочное время можно организовать встречу трех поколений, где в непринужденной обстановке дети могут поговорить со взрослыми как с равными на общие темы, расспросить старших об их лучших друзьях. Дети будут иметь возможность выслушать не только мнение своих родных, но и родителей, бабушек и дедушек своих одноклассников.
Ожидаемый результат: урок можно считать успешным, если все активно включились в дискуссию, высказывают свое мнение о дружбе, о верных и настоящих друзьях; разыгрывая ситуацию прихода нового ученика в класс, предлагают свою помощь, понимая одиночество новичка, осознают личную ответственность за новичка в классе; если по их жестам, мимике при разыгрывании ситуации учитель видит, что дети понимают, о чем они говорят; если учащиеся проявляют навыки критического и логического мышления, анализируя ситуации с новичками.
Тема “Личная ответственность”
2 урока
В рассказе “На рыбалку” говорится о том, что мальчик Пауль совершает благородный поступок и спасает сестру вожака компании. За это компания принимает Пауля к себе. Играя с этими ребятами, Пауль совершает такие действия, которые граничат с преступными и противозаконными. Но он вовремя понимает это и осознает неправильность своего поведения. Рассказ дает возможность обсудить вопрос выбора друзей, остановиться на проблеме нравственного выбора и выхода из разных затруднительных обстоятельств, а также позволяет поговорить с детьми о влиянии на них дурных компаний и ответственности человека за свое поведение. На занятии учителю необходимо показать разницу между плохими и противозаконными поступками.
На тему отводится два часа.
Ключевые понятия: затруднительные обстоятельства, преступный, противоправный, противозаконный, жертва преступления, умысел, закон.
Оборудование урока: рассказ “На рыбалку”, рабочая тетрадь.
Ход первого урока
Он начинается с психотехнической игры, направленной на сплочение группы.
Проверка домашнего задания. Ребята по желанию рассказывают о своих лучших друзьях или друзьях своих родителей, дедушек, бабушек. Учитель, обобщая ответы детей, может поделиться с классом своими собственными воспоминаниями.
Чтение рассказа и пояснение классу, что такое кража с точки зрения закона для выявления определения разницы между поступками плохими и противозаконными и понятием “нарушение закона”. Записать на доске ответы, какие недостойные поступки совершил Пауль. Дети объяснят, почему они думают, что именно эти поступки плохие. Какие из этих поступков противозаконны? Какие нет?
Беседа по вопросам: есть ли разница между плохими поступками и противозаконными? Почему это не одно и то же?
Беседу провести, опираясь на содержание рассказа. В конце беседы учащиеся делают вывод: иногда неправильные действия могут привести к нарушению закона. Учитель должен пояснить, что не всегда закон нарушают с умыслом, иногда это случается неосознанно, случайно, но ответственности за совершенные поступки это не снимает.
Работа со словарем: в рабочих тетрадях дети записывают слова: преступление, жертва преступления, закон, противоправный, умысел.
Ход второго урока
Игра на сплочение
Проверка домашнего задания. Дети читают по рабочей тетради отгадки сканворда, которые выполнили дома. Учитель фиксирует ответы на доске. По вертикали: нарушение закона, кража, умысел; по горизонтали: жертва преступления, ответственность.
Вопросы классу: “Кто является жертвой преступления в рассказе “На рыбалку”? В каком положении находится жертва преступления? Что за чувство – быть жертвой? Опишите, каковы, на ваш взгляд, эти чувства”. Ответы необходимо обсудить с классом. Выслушиваются различные точки зрения. Такой разговор поможет детям задуматься о последствиях своих возможных поступков, в результате которых кто-то окажется их жертвой.
Чтение конца рассказа, где говорится о том, какое решение принял Пауль после разговора с другом. Вопросы для обсуждения: “Как Марк отнесся к поступку Пауля? Как вы понимаете слова Марка о том, что у Пауля могли быть большие неприятности? Может ли Пауль оказаться в подобной ситуации?” В случае необходимости учитель помогает детям раскрыть причины переживаний Пауля.
Фронтальная беседа о влиянии дурных компаний, о затруднительных обстоятельствах, в которых могут оказаться дети, о путях выхода из них. В результате беседы учитель на доске, а дети в рабочих тетрадях записывают “Правила на всякий случай”. Они могут быть следующими:
1. Отказываться сразу и категорически.
2. Не поддаваться уговорам, не реагировать на насмешки.
3. Объяснить свой отказ не боязнью, а тем, что это плохой поступок.
4. Если видишь, что тебе не удается убедить вожака или компанию, то лучше покинуть их.
В заключение можно прочитать статью 20 Всеобщей декларации прав человека, в которой говорится, что никого нельзя принуждать к вступлению в какую-нибудь группу или организацию.
Домашнее задание: в рабочей тетради составить закон о правах детей в школе.
Дополнительные рекомендации: к проведению занятий можно привлечь работников правоохранительных органов, психологов из центра реабилитации семьи.
Дополнительная литература: отрывок из повести В. Железникова “Чучело”.
Урок можно считать успешным, если дети принимали активное участие, включались в дискуссии, правильно формулировали такие понятия, как “противозаконные действия”, “кража”, осознали, что они несут личную ответственность за совершенные поступки.
Раиса БЕСКОРОВАЙНАЯ,
Татьяна ГРИГОРЬЕВА,
Галина ИВАНОВА
Чебоксары
Комментарии