search
main
0

Аттестация директоров школ и педагогических работников: подходы серьезны и обоснованны

Руководители образовательных организаций Северо-Восточного округа приняли участие в традиционном семинаре для директоров, который состоялся в Департаменте образования. При обсуждении алгоритмов аттестации директоров школ и педагогов предложения по повышению качества работы внесли руководители 1-го Московского образовательного комплекса Юрий Мироненко, гимназии №1518 Марина Фирсова.

Аттестация руководителейВ Москве сохраняются основные правила и требования прохождения процедуры аттестации руководителей образовательных организаций, утвержденные приказом Департамента образования от 23.09.2013 №602. Кратко алгоритм проведения аттестации руководителей можно представить таким образом:    формирование и подача представления на аттестацию руководителя ОО его работодателем (отдел кадров ОУО);    запрос в СФК, УГНиК, ДОгМ результатов проверок и обращений граждан по работе ОО, руководитель которой проходит аттестацию;    проведение квалификационных испытаний;    составление итоговой аттестационной справки и ее согласование с начальником окружного управления образования и аттестуемым;    утверждение повестки и предварительное рассмотрение аттестационных справок на заседании предкомиссии в Департаменте образования;    передача утвержденной повестки и аттестационных справок членам комиссии;    заседание аттестационной комиссии в режиме онлайн;    утверждение решения комиссии приказом ДОгМ.Основанием для аттестации руководителя ОО, как и прежде, остается представление работодателя. Представление имеет стандартизированную форму, в которой сгруппированы качественные и количественные показатели деятельности образовательной организации, которой руководит аттестуемый руководитель. В этом учебном году в форме представления усилены акценты на показатели эффективности деятельности образовательной организации, которые отражают:- результаты итоговой аттестации, независимых диагностик,  предметных олимпиад;- итоги работы по профилактике правонарушений;- участие в социально значимых олимпиадах;- итоги работы дошкольных групп: количество воспитанников подготовительных групп, пришедших в 1-й класс этой же ОО;- кадровые условия, которые  выражены показателями педагогического состава и уровнем заработной платы всех работников при расчете децильного коэффициента;- эффективность использования фонда оплаты труда исходя из количества обучающихся на 1 сотрудника (интегративный показатель эффективности);- эффективность использования финансовых средств, выделенных на образование и полученных от приносящей доход деятельности.Таким образом, цифры объективно и прозрачно отражают уровень компетентности руководителя, зафиксированный в измеряемых величинах.Помимо представления на аттестуемого аттестационная комиссия  учитывает результаты проверок Службы финансового контроля и Управления госнадзора и контроля, а также наличие обращений граждан в Департамент образования по вопросам работы ОО. Квалификационное испытание проводится в форме компьютерного тестирования для определения уровня владения профессиональными  управленческими знаниями. Круг вопросов, включенных в контрольно-измерительные материалы тестирования, ориентирован на мотивирование руководителей к повышению уровня своей теоретической подготовки и совершенствованию управленческих компетенций. Предлагаемые на тестировании вопросы обновляют, они  проходят экспертную оценку членов городской  аттестационной комиссии по руководителям, которые в большинстве сами  работают руководителями  учреждений, с большим опытом и знаниями в области управления. Порядком аттестации закреплена возможность упрощения процедуры аттестации руководителей, чьи образовательные организации входят в Топ-400.  Руководителей образовательных организаций, находящихся в рейтинге:По итогам аттестационных процедур (представление, результаты проверок, обращений, квалификационных испытаний)  информацию вносят в аттестационную справку, которую отправляют на согласование начальникам управлений образования и самим аттестуемым, только после согласования формируется повестка.За 5-7 дней до заседания самой аттестационной комиссии в департаменте проходит заседание предкомиссии, куда приглашают представителей окружных управлений образования и проводят предварительное обсуждение и утверждение повестки заседания АК.За 3-4 дня до заседания комиссии утвержденную повестку и аттестационные справки передают членам аттестационной комиссии.В третий вторник каждого месяца проходит заседание аттестационной комиссии с прямой трансляцией и последующим размещением видеозаписи на сайте ДОгМ.С марта 2014 года к участию в заседаниях аттестационной комиссии привлечены председатели межрайонных советов директоров, которым по приказу ДОгМ от 19.03.2014 даны полномочия по участию  в работе аттестационной комиссии на правах члена комиссии, голос которого учитывают при  рассмотрении  аттестации директоров, входящих в данный межрайонный совет. Собеседование с аттестационной комиссией, которое транслируется в прямом эфире, сегодня стало стандартной для Москвы формой,  способствующей  вынесению объективного решения в случаях, когда в отношении аттестуемого руководителя возникают вопросы, связанные с результатами аттестационных процедур. Таким образом, процедура аттестации – это циклическая, закономерная процедура для руководителя ОО, которая  создает условия для подведения итогов, оценки результатов и проектирования новых рубежей своей управленческой деятельности. Аттестация педагогических работниковВ июне 2014 года вступил в действие новый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. №276 г. Приказом ДОгМ от 29.08.2014 №736 было утверждено Положение о городской аттестационной комиссии (ГАК) по аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационные категории. Этим Положением  установлены как полномочия и регламент работы ГАК, так и порядок приема и рассмотрения заявлений на аттестацию с целью установления первой и высшей квалификационной категории.Для удобства подачи заявления на аттестацию разработан и действует электронный модуль «Аттестация», который запущен в работу с  3 сентября 2014 г. Решением городской аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников закреплен упрощенный алгоритм процедуры аттестации для школ Топ-400. Педагогу  при этом достаточно только нажать одну кнопку для формирования заявления –  на это ему потребуется 30 сек. Ответственный за аттестацию внутри ОО прикрепляет к заявлению педагога старый аттестационный лист и сопроводительное письмо руководителя, которым он подтверждает, что представлена достоверная копия старого аттестационного листа, у педагога нет взысканий и руководитель согласует проведение упрощенной аттестации для этого педагога. На это  потребуется не более 5-7 минут. Для педагогов школ, не вошедших в Топ-400, к автоматически сформированному заявлению на аттестацию необходимо заполнить табличные формы результатов профессиональной деятельности педагога. Модуль «Аттестация» представляет собой электронный ресурс для быстрого структурирования и представления в ГАК результативности педагога, работающего в  школе, не входящей в Топ-400. С одной стороны, процедура аттестации сегодня в Москве  максимально упрощена:    не оцениваются и никогда не оценивались анкетные данные педагогов;    не оценивается освоение или не освоение им  программ дополнительного образования в рамках повышения квалификации;    не оцениваются текущие процессы, которые организует педагог;    педагоги, работающие в школах Топ-400, эффективность работы которых подтверждена самой организацией, не подвергаются никакой дополнительной оценке в ходе аттестационных процедур.С другой стороны, в новом федеральном порядке усилены требования к установлению квалификационной категории. Нельзя быть аттестованным по совокупности заслуг и благодарностей, иногда весьма сомнительна заслуга педагога, получившего сертификат слушателя онлайн-конференции или благодарность от оргкомитета по проведению коммерческих конкурсов типа «Росток», «Олимпус», где заявлено, что все, кто оплатил участие в конкурсе, получают благодарственные письма или дипломы. Аттестованы могут быть все, но только по результатам профессиональной деятельности педагога, отображенным в успехах их учеников и воспитанников!По предложению руководителя Департамента образования Исаака Калины  городская аттестационная комиссия в рамках своих полномочий утвердила возможность прохождения аттестации в упрощенной форме педагогам, которые стали экспертами по проверке экзаменационных работ в ходе итоговой аттестации выпускников школ. Мы располагаем полной информацией, подтверждающей эффективность их работы и при установлении квалификационной категории  педагогов этой группы оценке подлежит только качество их работы в рамках процедур государственной итоговой аттестации (отсутствие третьей проверки). То есть если педагог в заявлении пишет, что он эксперт ЕГЭ или ОГЭ, то наша задача как организации, сопровождающей деятельность городской аттестационной комиссии,  проверить эту информацию и при отсутствии к нему замечаний как к эксперту предложить комиссии аттестовать  этого  педагога тоже без дополнительной оценки. Для информации: несмотря на вступление в силу нового  порядка аттестации, который не предусматривает формирование и выдачу аттестационных листов, многие работники кадровых служб и руководители учреждений продолжают требовать от аттестованного работника образования аттестационный лист. В связи с этим еще раз хочу напомнить, что результаты аттестации утверждают приказом Департамента образования и размещают на официальных сайтах ДОгМ и МЦКО. Дополнительно, решение комиссии об установлении/не установлении педагогическому работнику заявленной квалификационной категории размещается в личных кабинетах МРКО уже на следующий день после заседания комиссии. Алексей РЫТОВ, директор Московского центра качества образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте