search
main
0

Алексей Муранов, заместитель директора по начальной школе Центра образования №1811, Москва: Какие проблемы решают новые СанПиНы?.

1 сентября вместе с началом внедрения новых стандартов начального образования вступает в силу и документ, где сформулированы санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в школах. Сейчас сложно представить себе, например, организацию групповой работы без возможности сесть вокруг стола, урок без интерактивной доски и просто белых маркерных досок. В век, когда компьютер стал постоянным обязательным инструментом любого человека, занимающегося умственным трудом, нормы использования компьютера в школе безнадежно устарели.

Напомню, что в самом конце 2010 года наконец были приняты новые Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиНы 2.4.2.2821-10, постановление Главного санитарного врача Российской Федерации №189 от 29.12.2010, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, рег. номер 19993). Этот документ вступает в силу с 1 сентября 2011 года вместе с началом внедрения новых стандартов начального общего образования.

Какие же вопросы решены в новых требованиях? Полностью сняты ограничения по времени использования компьютеров в образовательном процессе. Остались только совершенно разумные ограничения по непрерывному использованию одного вида деятельности, в том числе и работы с одним техническим средством. Эти требования изложены в разделе 10.18, в котором написано, что средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос) в 1-4-х классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11-х классах – 10-15 минут. Такие ограничения могут быть нарушены только на контрольных работах. Непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой не должна превышать в 1-4-х классах – 15 мин., в 5-7-х классах – 20 мин., в 8-11-х классах – 25 мин. Приблизительно такие же ограничения устанавливаются на просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения. При этом нет различий между доской меловой и интерактивной. Исходя из новых требований наиболее правильным будет такой урок, на котором равномерно чередуются различные формы работы. Работа с тетрадью и учебником чередуется с работой с компьютером, работой с интерактивной доской. В пункте 5.7 говорится о том, что допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Это требование действительно очень важно, ведь именно наличие пятен повышенной яркости вредно и мешает восприятию информации с экрана или доски. Но эту проблему легко решить правильным выбором и расположением проектора. Можно избежать появления яркого светового пятна на любой доске в том случае, если использовать потолочное крепление проектора, позволяющего корректировать трапецию. В пункте 5.6 остались требования по расстановке столов рядами, однако четко указано, что такая расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками. Поэтому в классах, оборудованных интерактивными досками, можно легально использовать расстановку мебели, позволяющую организовать групповую работу. К сожалению, новые требования по-прежнему содержат достаточно много неоправданных ограничений, мешающих развитию образования, а также достаточно много норм, которые реально не выполняются в школах и не могут быть выполнены. Они также входят в противоречие с вводящимся подушевым финансированием образовательных учреждений. Например, в пункте 4.9 говорится, что площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета: – не менее 2,5 кв. м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий; – не менее 3,5 кв. м на одного обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий. В большинстве школ Москвы (например, во всех пятиэтажках) площадь кабинетов не превосходит 48 кв. м. Учитывая, что не меньше двух метров занимают шкафы для хранения различных материалов, при фронтальной работе число учеников в классе не может превосходить 18 человек, а при групповой работе, необходимой для реализации требований новых федеральных стандартов начального общего образования, должно быть не больше 13 человек. Такие требования очень разумны при проектировании и строительстве новых школ, учебные классы в которых не должны в этом случае быть меньше 100 кв. м. Совершенно невыполнимыми для значительного большинства школ остаются отдельные дополнительные требования по обучению в 1-м классе (п. 10.10): – использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый); – для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), трехразового питания и прогулок. Для организации 35-минутных уроков необходимы отдельные здания или, по крайней мере, отдельные этажи с хорошей звукоизоляцией для первоклассников, а требование по организации дневного сна практически ставит крест на работе школ полного дня. Однако, несмотря на оставшиеся недостатки, необходимо сказать, что новые Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиНы 2.4.2.2821-10) стали определенным шагом вперед на пути обеспечения условий для работы школы в соответствии с современными требованиями и новыми федеральными государственными стандартами.

Алексей МУРАНОВ, заместитель директора по начальной школе Центра образования №1811, Москва Информация к сведению В СанПиНах предусмотрено Общие положения и область применения IV. Требования к зданию 4.1. Архитектурно-планировочные решения здания должны обеспечивать: – выделение в отдельный блок учебных помещений начальных классов с выходами на участок; 4.6. Обучающиеся начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях. Рекомендуется учебные помещения для обучающихся 1-х классов размещать не выше 2-го этажа, а для обучающихся 2-4-х классов – не выше 3-го этажа. 4.7. …В учебных секциях (блоках) для обучающихся 1-4-х классов размещают: учебные помещения с рекреациями, игровые комнаты для групп продленного дня (из расчета не менее 2,5 м2 на одного обучающегося), туалеты. Для обучающихся 1-х классов, посещающих группы продленного дня, должны быть предусмотрены спальные помещения площадью не менее 4,0 м2 на одного ребенка. 4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета: – не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий; – не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий. Расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели в соответствии с разделом V настоящих санитарных правил. 4.11. Площадь кабинетов информатики и других кабинетов, где используются персональные компьютеры, должна соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. 4.20. Рекреации общеобразовательных учреждений должны быть предусмотрены из расчета не менее 0,6 м2 на 1 обучающегося. Ширина рекреаций при одностороннем расположении классов должна составлять не менее 4,0 м, при двустороннем расположении классов – не менее 6,0 м. При проектировании зоны рекреации в виде зальных помещений площадь устанавливается из расчета 2 м2 на одного учащегося. 4.21. В существующих зданиях общеобразовательных учреждений для медицинского обслуживания обучающихся должны предусматриваться на первом этаже здания помещения медицинского назначения, размещенные в едином блоке: кабинет врача площадью не менее 14,0 м2 и длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и процедурный (прививочный) кабинет площадью не менее 14,0 м2. Все помещения медицинского назначения должны быть сгруппированы в одном блоке и размещены на 1-м этаже здания. V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений 5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

Фото с сайта http://www.mamatalk.info/119

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте