search
main
0

А нам все кино: российские кинематографисты отмечают профессиональный праздник

27 августа – День российского кино. Один из самых любимых праздников принято отмечать премьерами. В этом году их было немало – ярких, зрелищных, отмеченных призами и наградами престижных международных кинофестивалей.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

О кинематографе надо говорить стихами. Десятки российских и советских поэтов, создавая стихотворные строчки, искали вдохновение в сюжетах понравившихся фильмов. А позже признавались в любви к кино.

Жизнь моя, кинематограф

Одно из самых ярких лирических произведений, посвященных десятой музе, написано прекрасным русским поэтом Юрием Левитанским. Песни на стихи Левитанского звучат в фильмах «Москва слезам не верит», «Рыцарский роман», «Солнечный удар». Их часто декламируют на вечерах и встречах по случаю профессионального праздника. Наверняка вспомнят и сегодня, поскольку они как нельзя лучше отражают состояние людей, связанных с кинематографом.

Каждый представитель этой сложной профессии, какую бы роль не исполнял, приходит раз и навсегда, отдаваясь ей всецело. Иначе ничего не получится. День кино – это праздник огромного творческого цеха: сценаристов и режиссеров, операторов и актеров, продюсеров и художников по костюмам, каскадеров и монтажеров… Профессионалов своего дела, всех, благодаря кому талантливые произведения находят благодарных зрителей.

Немного истории

Декрет о национализации кинодела Совет народных комиссаров РСФСР принял 27 августа 1919 года. Но кино в России полюбили значительно раньше. Появлением фильмов в конце XIX века россияне и все человечество обязаны французам.

Первыми картинами, которые произвели невероятное впечатление, стали немые фильмы «Выход рабочих с фабрики», «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», показанные братьями Люмьер в 1895 году сначала в Париже, а затем и во всем мире.

Навыками неизвестного доселе ремесла будущие российские кинематографисты овладевали на ходу. Так что к 1898-му короткие документальные сюжеты снимали не только в Европе, но и в нашем отечестве. До эры игрового российского кино оставалось десять лет.

Звезда немого кино Вера Холодная

Серебряный век синематографа

Первым отечественным фильмом, снятым предпринимателем Александром Дранковым и режиссером Владимиром Ромашковым в 1908 году, стала немая короткометражная лента «Понизовая вольница» («Степан Разин»). Игровая черно-белая картина с актерами произвела настоящий фурор не только в России, но и за рубежом.

Через шесть лет появилась экранизация «Дворянского гнезда» режиссера Владимира Гардина, а следом вышла картина Якова Протазанова «Пиковая дама» с Иваном Мозжухиным в главной роли. Позже критики назовут ее в числе лучших работ этого периода.

Так начиналась эпоха жанрового кинематографа. В ней с необыкновенной легкостью уживались картины, созданные на основе классических произведений, детективы, мелодрамы и даже приключенческие фильмы. Появились звезды синематографа, за которыми ходили толпы восхищенных поклонников и поклонниц: Вера Холодная, Софья Гославская, Вера Каралли, Владимир Максимов, Иван Мозжухин.

Темпы производства картин росли на глазах. Кино оказалось востребованным видом искусства. И к 1916 году Россия вошла в число мировых кинодержав.

Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин»

От серебра до киноавангарда

Октябрьские события 1917 года заставили многих мастеров кино покинуть страну. Советский кинематограф пришлось создавать практически с нуля. Всеобщая разруха на фоне братоубийственной гражданской войны не благоприятствовала музе «важнейшего из искусств», но это не стало препятствием.

Картина под названием «Уплотнение», которая по замыслу ее создателей должна была стать пионером отечественного кино, хоть и не вызвала восторг у зрителей, охоту к творчеству не убила. Молодые, полные сил творцы рвались вперед. И вскоре появились киноростки советского авангарда.

В 1926 году на экраны вышел фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», снятый и смонтированный в рекордные сроки – всего за три месяца. Современники рассказывали, что люди буквально атаковывали кинотеатры, часами стояли в очередях в надежде купить билет. О таком успехе создатели даже не мечтали: премьерная неделя собрала более 300 тысяч зрителей.

Через 32 года на Всемирной выставке в Брюсселе картину Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» назвали одной из лучших работ в числе 12 фильмов всех времен и народов. Критики отдали ей 110 голосов из 117 возможных.

Еще через 20 лет, согласно опросу, который был проведен среди ведущих кинокритиков с мировыми именами, «Броненосец «Потемкин» возглавил список 100 лучших картин. В списке «100 лучших фильмов мирового кинематографа», опубликованном журналом Empire в 2010 году, знаменитая кинолента заняла третье место.

Во многих странах мира этот фильм признали общественным достоянием. В числе поклонников реалистичной киноленты Сергея Эйзенштейна был Чарли Чаплин, назвавший ее «самой лучшей картиной в мире».

Классикой российского кино признаны фильмы, которые были созданы современниками Эйзенштейна – Львом Кулешовым («По закону»), Всеволодом Пудовкиным («Мать), Александром Довженко («Земля»). В отряд молодых и очень перспективных кинематографистов вошли Леонид Трауберг, Григорий Козинцев, Яков Протазанов и многие другие.

Главные роли в картине «Весна на Заречной улице» сыграли Нина Иванова и Николай Рыбников

Соцреализм и современность

Советское кино преодолело множество этапов. На его пути был социалистический реализм, который, по словам современников, уничтожил дух свободолюбия. Были тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. А затем время оттепели, подарившее советскому кинематографу громкие имена. Григорий Чухрай («Сорок первый»), Михаил Калатозов («Летят журавли»), Марлен Хуциев и Феликс Миронер («Весна на Заречной улице»), Андрей Тарковский («Андрей Рублев», «Зеркало»), Андрей Кончаловский («История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»).

Навсегда вошли в историю кино картины Сергея Бондарчука «Война и мир», Глеба Панфилова «В огне брода нет», Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Чуть позже в кинематограф пришел Владимир Меньшов («Розыгрыш», «Москва слезам не верит») и многие-многие другие известные режиссеры, одарившие поклонников синематографа подлинными киношедеврами.

Золотые имена

День российского кино – прекрасный повод вспомнить о великих актерах. Татьяна Самойлова, Михаил Жаров, Вячеслав Тихонов, Евгений Урбанский, Инна Макарова, Олег Ефремов, Евгений Леонов, Сергей Юрский, Олег Янковский, Олег Табаков, Андрей Миронов, Алексей Баталов, Людмила Гурченко, Александр Абдулов, Иннокентий Смоктуновский, Нонна Мордюкова, Георгий Вицин, Александр Демьяненко, Владимир Ивашов, Николай Рыбников, Алла Ларионова, Владимир Высоцкий и многие другие. Их нет рядом, но они живут в памяти и сердцах миллионов зрителей.

Сетевое издание «Учительская газета» присоединяется к поздравлениям, которые сегодня прозвучат в адрес Олега Стриженова, Олега Басилашвили, Алисы Фрейндлих, Людмилы Савельевой, Людмилы Хитяевой, Александра Збруева, Никиты Михалкова, Зинаиды Кириенко, Анастасии Вертинской, Марианны Вертинской, Татьяны Конюховой, Ирины Алферовой, Веры Алентовой, Татьяны Дорониной, Людмилы Чурсиной, Инны Чуриковой, Веры Васильевой, Александра Михайлова, Михаила Боярского, Игоря Костолевского и других замечательных артистов.

Хотим поблагодарить гениальных сценаристов, операторов, монтажеров, костюмеров – всех, чьи профессии связаны с его величеством – Кино. Поздравить зрителей, по-прежнему оставшихся верными синематографу. Ведь все, что создано выдающимися людьми, сделано для них. С Днем российского кино!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте