Ежегодно 8 сентября отмечается Международный день грамотности, объявленный ЮНЕСКО еще в 1966 году по рекомендации \”Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности\”. Этот день призван активизировать усилия общества по распространению грамотности.
– Новейшие технологии, в частности, достижения в области телефонной сотовой связи, открывают новые возможности для распространения грамотности в интересах всех людей. Мы должны больше инвестировать в эту работу, и сегодня я призываю государства и всех наших партнеров удвоить усилия как в политической, так и в финансовой областях с тем, чтобы грамотность получила полное признание в качестве одного из наиболее мощных факторов устойчивого развития. Будущее, к которому мы стремимся, начинается с алфавита, – отметила в сообщении генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова.
Таким образом, в этом году празднование Международного дня грамотности будет посвящено изучению ключевых связей и взаимодействия между грамотностью и будущими Целями устойчивого развития, которые будут приняты в ходе 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2015 года.
Как и в предыдущие годы, Международный день грамотности 2015 года будет отмечаться по всему миру, объединяя правительства, двусторонние и многосторонние организации, НПО, представителей частного сектора, общины, преподавателей, учащихся и экспертов. Сегодня также состоится церемония вручения Международных премий ЮНЕСКО за распространение грамотности 2015 года.
В преддверии Международного дня грамотности в МИА \”Россия сегодня\” прошла пресс-конференция, в рамках которой эксперты обсудили ситуацию с языковой грамотностью в нашей стране в настоящее время.
В частности, по словам директора Института русского языка и культуры МГУ Веры Степаненко, говорить о тотальной безграмотности школьников – преждевременно. \”Если ребенок употребляет вульгаризмы, молодежный сленг, это еще не значит, что он пишет безграмотно. Многие школьники неплохо сдают ЕГЭ, где достаточно строгие требования\”, — цитирует эксперта РИА Новости.
Между тем, она она отметила, что школьники, много общающиеся на сленге в повседневной жизни, испытывают трудности, когда им необходимо выступить публично, выполнить творческое задание, изложить свои мысли в сочинении. \”Им трудно выразиться обычным русским языком, если этим с ними не занимаются дома\”, — подчеркнула Вера Степаненко, добавив, что существует и другая негативная тенденция. \”Грамотность всегда была связана с чтением. Чем больше человек читает, тем он более грамотен. Сейчас дети читают меньше\”, — констатировала эксперт.
В свою очередь проректор по науке Государственного института русского языка им. Пушкина Михаил Осадчий отметил, что сейчас возник своеобразный язык, названный специалистами устно-письменным языком, — язык Интернета.
\”Креативность и подвижность этой среды достаточно часто стимулирует пренебрежение орфографией и пунктуацией со стороны пользователей интернет-ресурсов, но, нужно понимать, что подобная неграмотность является целевым элементом языковой игры. Это нужно понимать. Если человек отвечает в эсэмэске \”щас\”, это не означает, что он не знает, как правильно пишется \”сейчас\”. Так просто короче\”, — отметил Михаил Осадчий.
Кстати, опять же на сайте ЮНЕСКО опубликован Атлас грамотности, основанный на данных Института статистики организации. Он дает информацию о грамотности молодого, взрослого или пожилого населения той или иной стране и т.д. У России на этой карте – одни из самых высоких показателей.
По информации unesco.org, ria.ru
Фото Марии Голубевой
Комментарии