В Ломоносовском городском доме культуры Петродворцового района Санкт-Петербурга состоялось торжественное подведение итогов пятого, юбилейного, фестиваля «Педагог – личность творческая».
Бесконтактный термометр вновь демонстрирует довольно странную цифру «35,3°». Впрочем, что еще можно ожидать от озябших рук из-за февральских морозов? В фойе городского Дома культуры непривычно многолюдно. Радостные приветствия заметно контрастируют со сдержанными рукопожатиями – о дружеских объятиях в нашей коронавирусной реальности не стоит даже думать.
На входе в зал зрителей и участников фестиваля просят надеть медицинские маски. В самом зале уже собрались несколько десятков педагогов, отчего возникает приятное предчувствие, что «затворническая» жизнь, ставшая нормой за последний год, постепенно подходит к концу.
Несомненно, прошедший концерт войдет в историю профсоюзного движения Северной столицы как первое более-менее массовое очное мероприятие с начала пандемии.
В рамках фестиваля более 500 педагогов – членов профсоюза Петродворцового района Санкт-Петербурга продемонстрировали плоды своего творчества. Танцы, картины, песни, произведения декоративно-прикладного искусства, фотография, театральные сценки, стихи – все это многообразие объединяли две общие черты: время и условия их создания.
В самый разгар пандемии, когда сводки о заболевших напоминали фронтовые потери, когда нас окружала полнейшая неопределенность, творческие люди находили спасение в своих увлечениях. Однако каждому артисту, художнику, танцору, поэту и мастеру нужен свой зритель. Возможно, именно с этим связан более чем двукратный рост числа участников фестиваля.
Удивительно было наблюдать за многообразием номинаций, в которых соревновались педагоги. Названия некоторых техник становились настоящим открытием для присутствовавших.
Например, знаете ли вы, что такое квиллинг?
Оказалось, что искусством бумагокручения занимаются сразу несколько педагогов Петродворцового района. Причем в фестивале участвовали не только учителя труда, музыки и воспитатели детских садов, в профессиональной деятельности которых невозможно обойтись без творчества, но и математики, физики, химики, биологи и даже социальные партнеры профсоюза. Всего же в этот день кубки Гран-при фестиваля получили 32 профсоюзных таланта Петродворцового района.
Разумеется, мы не могли упустить возможность пообщаться с организаторами и участниками юбилейного фестиваля «Педагог – личность творческая».
Председатель Территориальной организации Петродворцового района Санкт-Петербурга Николай Сенников, которому, кстати, в этот вечер был вручен нагрудный знак Федерации независимых профсоюзов России «За активную работу в профсоюзах», не без гордости начал свой рассказ с некоторых статистических показателей:
– Число участников фестиваля превысило 500 человек. Для нашей небольшой районной организации, в которой всего около 3300 членов профсоюза, это, безусловно, высокий показатель.
О популярности фестиваля также свидетельствует тот факт, что в этом году на конкурс было подано свыше десятка работ, авторы которых оказались не членами профсоюза. Поскольку им было отказано в участии в фестивале, они сразу же вступили в профсоюз и также были отмечены наградами. Получается, что фестиваль играет важную мотивационную роль.
– Николай Михайлович, а с чем еще может быть связана такая популярность фестиваля?
– Для кого-то показательным может стать еще и тот факт, что сейчас в нем принимают участие не только педагоги, но и сотрудники образовательных учреждений иных профессий: бухгалтеры, административные работники, руководители и заместители руководителей.
В этом году заявки подали даже двое государственных служащих – главные специалисты отдела образования, которые не просто продемонстрировали свои таланты, но и заслуженно завоевали высокие места в номинациях и были награждены соответствующими дипломами.
Кроме того, результаты фестиваля учитываются при аттестации педагогов на квалификационную категорию. Наша районная организация вместе с Территориальной организацией Общероссийского Профсоюза образования обеспечивает публикацию литературных произведений победителей, что также влияет на аттестацию.
– А как вы думаете, изменилось ли значение фестиваля для его участников в контексте пандемии коронавируса?
– Безусловно, пандемия повлияла как на организацию фестиваля, так и на работу жюри, проведение заключительного концерта и награждение победителей. Ограничение коммуникаций между людьми, вынужденная самоизоляция, удаленный метод работы – все эти факторы не только усложняли фестивальные мероприятия, но и создавали тот режим одиночества, который необходим творческому человеку для осмысления своих идей, рождения новых замыслов.
Видимо, именно по этой причине наблюдается увеличение почти вдвое числа участников фестиваля по сравнению с прошлым годом.
Общаясь с участниками фестиваля, мы много говорили о пандемии коронавируса и об условиях, в которых творили талантливые люди, однако оказалось, что не у всех педагогов, находившихся в режиме самоизоляции, появлялось больше времени для хобби.
Юлия Морина, воспитатель Детского сада №33 Петродворцового района Санкт-Петербурга, обладатель Гран-при:
– В период изоляции я творила с удвоенной силой. Я и раньше считала, что любое хобби излечивает от хандры, а уж на домашнем режиме, кажется, только совсем ленивый не начал творить! В разгар пандемии у меня родилась вторая внучка, и могу с уверенностью сказать, что творчество очень отвлекло (если не спасло!) от тревоги и переживаний за дочь.
Татьяна Галкина, педагог дополнительного образования детско-юношеского центра «Петергоф» Петродворцового района Санкт-Петербурга, обладатель Гран-при:
– Творчество – это радость. В сложный период страха и неопределенности творческая работа увлекала меня в другой мир. Это поиски решений. Новые планы, проекты. Сложный период был очень плодотворным. Думаю, что это начало нового интересного творческого пути (иконопись, мозаика).
Елена Абрамова, педагог-организатор ДДТ «Ораниенбаум», председатель первичной профсоюзной организации, обладатель Гран-при:
– Во время пандемии времени на творчество у меня было меньше. Дистанционная работа, а особенно дистанционное обучение сына, отнимало практически все силы. Поэтому каждая свободная минутка, когда можно было заняться любимым делом, ценилась гораздо выше.
Елена Малахова, учитель школы №439 Петродворцового района, обладатель Гран-при в номинации «Декоративно-прикладное искусство»:
– К сожалению, во время самоизоляции практически не было времени на ручной труд. Вместо практических заданий приходилось выискивать в Интернете, а потом обрабатывать теоретические работы и задания. Это занимало много времени. Было не до творчества.
Александр Мокин, педагог-организатор ДДТ «Ораниенбаум», обладатель Гран-при:
– Пандемия, безусловно, внесла свои коррективы в жизнь любого творческого человека. Но в таком виде искусства, как вокал, мне кажется, самоизоляция многим пошла на пользу. Появилось время на то, что не успевал в повседневной суете. Отношение к творчеству не поменялось, но изменилось отношение к выступлениям и зрителю, которого в это время очень не хватало.
Стоит отметить, что многие участники фестиваля заявлялись сразу в нескольких номинациях. Удивительно, как представители одной из самых энергозатратных профессий в мире умудряются сохранять силы и творить в стольких направлениях искусства.
Юлия Морина, воспитатель детского сада №33 Петродворцового района Санкт-Петербурга:
– На самом деле я не могу сказать, что нашла себя. Я до сих пор в поиске. Очень люблю рисовать, пишу маслом, занимаюсь энкаустикой (это рисование утюгом), расписываю камни, леплю из холодного фарфора и полимерной глины. Броши из бисера мастерю два года. Мой путь в профессию был непрямым, что уж тут говорить о хобби! Школьницей я мечтала работать в кукольном театре, причем делать куклы мне хотелось даже сильнее, чем управлять ими. Наверное, я все еще на пути к своей мечте.
Татьяна Галкина, педагог дополнительного образования детско-юношеского центра «Петергоф» Петродворцового района Санкт-Петербурга:
– Я человек творческий. Это мой образ жизни, мысли, состояние души. Я люблю танцевать, 10 лет занимаюсь фламенко, с 2008 года увлекаюсь фотографией. Летом научилась делать мозаики из опалового стекла, cделала римскую мозаику из смальты и камня. Сейчас изучаю современную мозаику из смальты прямым набором в цемент. Пишу икону «Казанская Богородица» натуральными пигментами на яичной эмульсии, так как учусь в русской иконописной школе при Самарской семинарии.
Я не нахожу увлечения. Они сами приходят. То рассылка в почте появится, то в Сети пост выскочит. Слушаю отклик сердца на информацию. Если понимаю, что хотела бы этим заниматься, иду и учусь. Знания расширяют горизонты, общение.
Всех этих творческих людей смог объединить профсоюз, и каждый из педагогов уверен: в следующем году его работа станет одним из украшений нового фестиваля «Педагог – личность творческая».
Сергей ВЬЮНКОВ, главный специалист Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского Профсоюза образования
Комментарии