Название конкурса – «Учитель года Москвы» – стало нарицательным. Оно указывает на статус учителя высшей пробы, которым отмечают лучших. Но что значит быть лучшим в такой многогранной профессии? Это вопрос не только оценки качества, но и ценностного выбора, формирующего облик нашего образования на будущее.
Вот уже второй год конкурс проходит под новым названием – «Учителя года Москвы». Это значит, что теперь он предполагает участие только команд, состоящих из пяти учителей во главе с капитаном. Капитану отводится особая роль: именно он посредник в общении организаторов с командой.
В нынешнем году команда школы №1315 прошла отборочный этап и выступила в полуфинале. Поучаствовав в конкурсе дважды за эти два года – в качестве члена и в качестве капитана команды, – я приобрела очень ценный опыт.
Конкурс дает повод познакомиться с коллегами
Мы работаем в одной образовательной организации, порой даже в одном корпусе, и при этом пересекаемся на бегу – в учительской, в коридоре, на педсовете, подписываем документы, передаем новости…
Но когда появляется возможность поделиться идеями или создать рабочую группу по их реализации? Не так-то просто решать некоторые вопросы в одиночку. Для воплощения хороших задумок лучшее решение – собрать команду учителей, с удовольствием привносящих что-то свое в рабочий процесс.
В силу принципа отбора участников конкурс «Учителя года Москвы» позволяет объединять практически не контактировавших между собой коллег. Они могли работать в разных структурных подразделениях и при этом получить возможность участия в команде.
Итак, учителя одной школы, активно участвующие в городских проектах и конкурсах, попадают в одну команду. Такие люди, как правило, уже достигли определенного уровня профессионализма, но часто не имели возможности работать вместе или даже не были знакомы друг с другом. Для них конкурс дает возможность кросс-знакомства, создает поле для креативного, деятельного общения, позволяя лучше узнать сильные и слабые стороны коллег, их интересы и навыки, характеры.
Создание команды, объединенной общей миссией
Проработка базовых принципов начинается с ответа на вопрос о целях участия в конкурсе. Показательно, что, когда в капитанском конкурсе блицтурнира предложили сформулировать вопрос, на который команде не хотелось бы отвечать, наибольшее оживление вызвал вариант «Зачем я участвую в конкурсе?». Однако именно на этот вопрос требовалось ответить в первом испытании – заявочном ролике команды.
Ответ на него предполагает анализ собственной мотивации и мотивации коллег.
Что движет людьми – возможность карьерного роста, желание отвлечься от рабочих будней или поддержать престиж образовательной организации? Осознание внутренних стимулов к участию в совместном проекте становится продуктивным этапом формирования команды.
В зависимости от характера людей интерес к участию формулируется по-разному:
- Увидеть лучших московских учителей в обычных и необычных условиях, показать себя и взаимодействовать с ними.
- Создать команду внутри школы, освоить азы командной работы на уровне локальных проектов и прочих задач, решаемых в горизонтальном взаимодействии между коллегами.
- Оторваться от рутинной работы, заниматься не только тетрадками, не только играть с детьми, но и самим оказаться в игровой ситуации, освежить взгляд, наработать опыт там, где его еще не имели.
- Победа сама по себе приятна, но есть еще своего рода долг перед образовательной организацией, желание ее поддержать. Это тоже важный стимул.
- Предложить идеи для работы в школах в масштабе города, поделиться этими идеями.
Все мотивации важны, и их продуктивное объединение требовало системной работы с коллегами. Внимание к каждому участнику группы – залог успешной командной работы. Девиз нашей команды «Образование – это люди» перекликается с идеей «Конкурс – это люди».
Задания, закалившие команду
Познание себя начинается со знакомства с другими. Участвуя в конкурсе, мы много времени посвятили выстраиванию отношений внутри команды, осознание собственных возможностей приходило только во взаимодействии с коллегами, как при выполнении заданий, так и в творческих состязаниях.
Организаторы конкурса позаботились о том, чтобы задания были максимально разнообразными. Это позволило нам испытать себя, увидеть, как мы работаем в реальных условиях, оценить значение каждого этапа, будь то командное видео, тестирование по обширным текстовым материалам, участие в блицтурнире или фотографирование на заданную тему.
Каждый был вынужден раскрываться с новой стороны, но что еще важнее – мы обретали уверенность в собственных силах по мере того, как у нас росло доверие к коллегам.
Вопросы на будущее
Когда конкурс завершился, настало время для рефлексии. Все ли получилось? Чего нам не хватило, чтобы выйти в финал?
Общее впечатление: мы проделали хорошую работу, которая останется с нами независимо от итогов конкурса.
С учетом творческого характера смотра, не обозначенных явно критериев и отсутствия обратной связи по итогам выполнения творческих заданий такой результат – это максимум, на который можно рассчитывать, и мы его получили.
Остальное – дело случая, который в нашей командной работе обязательно еще представится. Мы знаем, что реализуем еще не один проект и добьемся впечатляющих результатов. А пока будем с интересом следить за реализацией ярких творческих решений более удачливыми командами, прошедшими в финал. Они, несомненно, заслужили это.
Кира ЛИСОВСКАЯ, учитель физики и астрономии школы №1315
Комментарии