Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Профессиональные конкурсы

Учителя года Москвы

УГ - Москва, №15 от 13 апреля 2021. Читать номер
Автор:

Название конкурса – «Учитель года Москвы» – стало нарицательным. Оно указывает на статус учителя высшей пробы, которым отмечают лучших. Но что значит быть лучшим в такой многогранной профессии? Это вопрос не только оценки качества, но и ценностного выбора, формирующего облик нашего образования на будущее.

Вот уже второй год конкурс проходит под новым названием – «Учителя года Москвы». Это значит, что теперь он предполагает участие только команд, состоящих из пяти учителей во главе с капитаном. Капитану отводится особая роль: именно он посредник в общении организаторов с командой.

В нынешнем году команда школы №1315 прошла отборочный этап и выступила в полуфинале. Поучаствовав в конкурсе дважды за эти два года – в качестве члена и в качестве капитана команды, – я приобрела очень ценный опыт.

Конкурс дает повод познакомиться с коллегами

Мы работаем в одной образовательной организации, порой даже в одном корпусе, и при этом пересекаемся на бегу – в учительской, в коридоре, на педсовете, подписываем документы, передаем новости…

Но когда появляется возможность поделиться идеями или создать рабочую группу по их реализации? Не так-то просто решать некоторые вопросы в одиночку. Для воплощения хороших задумок лучшее решение – собрать команду учителей, с удовольствием привносящих что-то свое в рабочий процесс.

В силу принципа отбора участников конкурс «Учителя года Москвы» позволяет объединять практически не контактировавших между собой коллег. Они могли работать в разных структурных подразделениях и при этом получить возможность участия в команде.

Итак, учителя одной школы, активно участвующие в городских проектах и конкурсах, попадают в одну команду. Такие люди, как правило, уже достигли определенного уровня профессионализма, но часто не имели возможности работать вместе или даже не были знакомы друг с другом. Для них конкурс дает возможность кросс-знакомства, создает поле для креативного, деятельного общения, позволяя лучше узнать сильные и слабые стороны коллег, их интересы и навыки, характеры.

Создание команды, объединенной общей миссией

Проработка базовых принципов начинается с ответа на вопрос о целях участия в конкурсе. Показательно, что, когда в капитанском конкурсе блицтурнира предложили сформулировать вопрос, на который команде не хотелось бы отвечать, наибольшее оживление вызвал вариант «Зачем я участвую в конкурсе?». Однако именно на этот вопрос требовалось ответить в первом испытании – заявочном ролике команды.

Ответ на него предполагает анализ собственной мотивации и мотивации коллег.

Что движет людьми – возможность карьерного роста, желание отвлечься от рабочих будней или поддержать престиж образовательной организации? Осознание внутренних стимулов к участию в совместном проекте становится продуктивным этапом формирования команды.

В зависимости от характера людей интерес к участию формулируется по-разному:

  1. Увидеть лучших московских учителей в обычных и необычных условиях, показать себя и взаимодействовать с ними.
  2. Создать команду внутри школы, освоить азы командной работы на уровне локальных проектов и прочих задач, решаемых в горизонтальном взаимодействии между коллегами.
  3. Оторваться от рутинной работы, заниматься не только тетрадками, не только играть с детьми, но и самим оказаться в игровой ситуации, освежить взгляд, наработать опыт там, где его еще не имели.
  4. Победа сама по себе приятна, но есть еще своего рода долг перед образовательной организацией, желание ее поддержать. Это тоже важный стимул.
  5. Предложить идеи для работы в школах в масштабе города, поделиться этими идеями.

Все мотивации важны, и их продуктивное объединение требовало системной работы с коллегами. Внимание к каждому участнику группы – залог успешной командной работы. Девиз нашей команды «Образование – это люди» перекликается с идеей «Конкурс – это люди».

Задания, закалившие команду

Познание себя начинается со знакомства с другими. Участвуя в конкурсе, мы много времени посвятили выстраиванию отношений внутри команды, осознание собственных возможностей приходило только во взаимодействии с коллегами, как при выполнении заданий, так и в творческих состязаниях.

Организаторы конкурса позаботились о том, чтобы задания были максимально разнообразными. Это позволило нам испытать себя, увидеть, как мы работаем в реальных условиях, оценить значение каждого этапа, будь то командное видео, тестирование по обширным текстовым материалам, участие в блицтурнире или фотографирование на заданную тему.

Каждый был вынужден раскрываться с новой стороны, но что еще важнее – мы обретали уверенность в собственных силах по мере того, как у нас росло доверие к коллегам.

Вопросы на будущее

Когда конкурс завершился, настало время для рефлексии. Все ли получилось? Чего нам не хватило, чтобы выйти в финал?

Общее впечатление: мы проделали хорошую работу, которая останется с нами независимо от итогов конкурса.

С учетом творческого характера смотра, не обозначенных явно критериев и отсутствия обратной связи по итогам выполнения творческих заданий такой результат – это максимум, на который можно рассчитывать, и мы его получили.

Остальное – дело случая, который в нашей командной работе обязательно еще представится. Мы знаем, что реализуем еще не один проект и добьемся впечатляющих результатов. А пока будем с интересом следить за реализацией ярких творческих решений более удачливыми командами, прошедшими в финал. Они, несомненно, заслужили это.

Кира ЛИСОВСКАЯ, учитель физики и астрономии школы №1315


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt