search
main
0

​Веселые минутки на занятиях

С 2009 года работая учителем-дефектологом в группе для детей с множественными нарушениями развития (интеллектуальные нарушения, синдромы Дауна, Вильямса, эмоциональные нарушения и др.), я на собственном опыте убедилась в том, что их потенциальные возможности довольно значительны. Практика моей работы показала, что использование в работе с этими детьми речедвигательной гимнастики в различных ее формах позволяет стабилизировать их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки, поддерживает положительное отношение к занятиям.

Речедвигательная гимнастика может использоваться как самостоятельное занятие или как его часть. Это отработанная система двигательных упражнений с одновременным произнесением под музыку звуков, слогов и слов. При движении тела и одновременной работе речевого аппарата снимаются монотонность и напряженность речи, а использование игровых упражнений способствует нормализации речевого дыхания, развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики и координации движений, улучшению фонематического слуха и ритмико-интонационной стороны речи, формированию умения изменять силу и высоту голоса, созданию успешной базы для постановки звуков и, конечно же, повышению речевой активности детей. Я использую методику Железновых «Музыка с мамой», для работы по которой необязательно иметь музыкальное образование. Эти занятия включают в себя элементы оздоровительной направленности: общеразвивающие упражнения, работу над певческим дыханием и развитием голоса. Используемые в песнях звукоподражания доступны детям с системным недоразвитием речи.Обычно каждое коррекционно-развивающее игровое занятие по речедвигательной гимнастике состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.Вводная часть включает ритуал планирования упражнений и выбор ведущего – ребенка, которому предоставляется возможность выбрать мелодию, под которую он будет показывать движения остальным. Детям нравится самим проводить занятие, это улучшает их эмоциональный настрой, повышает уверенность в своих силах.Основная часть занимает большую часть времени – 15-25 минут. Для выполнения движений «Лягушата» группа может сидеть на ковре или на стульях, а во время игры «Автобус» расставляются ряды стульев, выбираются водитель и контролер. Дети «покупают» билеты для проезда, то есть в процессе занятия речедвигательной гимнастикой происходит и усвоение правил поведения в общественном транспорте. Для игры «Сороконожка» дети становятся друг за другом, паровозиком. По тексту песни последний ребенок в «сороконожке» становится первым и ведет дальше всю группу детей. Таким образом происходит взаимодействие между детьми. Заключительная часть занятия – своеобразное подведение итогов, когда мы аплодируем друг другу.В начале учебного года на занятиях по речедвигательной ритмике дети испытывают значительные трудности: многие движения, даже такие простые, как сжимание и разжимание пальцев в кулак, им недоступны. Они не реагируют на музыку сосредоточением и ритмическими движениями. Поначалу движения выполняются неточно, медленно, дети не успевают за музыкой. Однако спустя несколько месяцев занятий мои воспитанники уже хорошо знают все движения и справляются с упражнениями.Следует отметить, что не все дети любят музыку. В такой ситуации передо мной стоит задача заинтересовать ребенка, научить его получать положительные эмоции в процессе занятия, наблюдая за игрой и движениями других детей, реагировать на новизну и разнообразие впечатлений в процессе общения на занятиях по речедвигательной гимнастике.Валентина КОРНЕЕВА, учитель-дефектолог начальной школы – детского сада компенсирующего вида №1853

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте