– Есть ли у директора школы право отозвать учителя из отпуска досрочно, если возникает необходимость дополнительной подготовки школы к новому учебному году?
– В соответствии со ст. 125 Трудового кодекса РФ отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. При этом вообще не допускается отзыв из отпуска работников в возрасте до 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Ключевым условием для отзыва сотрудника из очередного отпуска является не потребность администрации учреждения, а согласие работника. Порядок получения такого согласия четко не определен законом, поэтому администрации школы следует его получить оформленным письменно, чтобы избежать разногласий с работником. В свою очередь работник имеет полное право не давать такого согласия, и никаких санкций за это администрация школы применить не вправе.После получения согласия работника администрация образовательного учреждения оформляет приказ о его отзыве из отпуска. В приказе может быть закреплен порядок использования работником оставшейся части отпуска. Содержание данного приказа должно быть доведено до работника под роспись.Напомним, что трудовое законодательство предусматривает возможность замены денежной компенсацией части отпуска в порядке, установленном ст. 126 Трудового кодекса РФ. Учитывая, что продолжительность отпуска учителя школы составляет 56 календарных дней, то по письменному заявлению работника часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией.Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до 18 лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении).Если после отзыва работника из отпуска происходит суммирование ежегодного оплачиваемого отпуска или его перенесение на следующий рабочий год, денежной компенсацией может быть заменена часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части. Расчет денежной компенсации за отпуск производится по правилам ст. 139 Трудового кодекса РФ.Напоминаем, что ст. 60 ТК РФ прямо запрещает требование от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.- Какова процедура признания ребенка нуждающимся в получении жилья по достижении 18 лет? – В соответствии с п. 3.1 письма Минобрнауки России от 08.10.2012 №ИР-864/07 «О направлении рекомендаций» (вместе с Рекомендациями по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) по договору найма специализированного жилого помещения жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются следующим категориям граждан:- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;- лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:1) не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилого помещения;2) являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, но их проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным.Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список должно осуществляться на основании:- заявления законных представителей несовершеннолетних (попечителей, руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В случае несвоевременной подачи заявления законными представителями детей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, ответственный за формирование списка, самостоятельно принимает меры по включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список;- заявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объявленных полностью дееспособными (эмансипированными), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если указанные лица не были включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 г.Документы, представляемые в орган исполнительной власти субъекта РФ, формирующий список, вместе с заявлением должны быть определены законом субъекта РФ в виде примерного перечня. В такой перечень рекомендуется включать документы, необходимые для определения нуждаемости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предоставлении специализированного жилого помещения: выявления имеющегося жилого помещения и установления возможности или невозможности проживания в этом жилом помещении.Орган исполнительной власти субъекта РФ, формирующий список, обязан оказывать содействие законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в истребовании и получении соответствующих документов.Орган опеки и попечительства субъекта РФ включает гражданина, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также – гражданин), в список после проведения проверки представленных документов и наличия установленных Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и законодательством субъекта РФ оснований (обстоятельств).Предоставление жилого помещения должно осуществляться по норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма. Норма предоставления – это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (часть 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ). Норма предоставления по общему правилу устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.Договор найма специализированного жилого помещения заключается сроком на пять лет. Этот срок не может быть сокращен.Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый срок только один раз. При заключении договора найма специализированного жилого помещения срок действия нового договора, как и первоначального, составляет 5 лет и не подлежит сокращению.Для сведения сообщаем, что Минюстом РФ подготовлена официальная информация «Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июля 2015 года.- Можно ли продлить каким-либо законным способом отпуск тем работникам, кто потерял право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск в связи с принятием нового постановления Правительства РФ от 14.05.2015 г. №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»?- Продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических работников и руководителей образовательных организаций, а также педагогических работников организаций, осуществляющих обучение, теперь регулируется постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 г. №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (далее – постановление №466), принятым в соответствии со статьей 334 Трудового кодекса РФ, пунктом 3 части 5 статьи 47, частью 7 статьи 51 и частью 4 статьи 52 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».Указанное постановление вступило в силу 26 мая 2015 г. (по истечении 7 дней после дня его первого официального опубликования, первая публикация размещена на официальном интернет-портале правовой информации 18 мая 2015 г.).В связи с принятием вышеуказанного постановления признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 01.10.2002 г. №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (с изменениями и дополнениями) (далее – постановление №724).В такой ситуации теперь нет правовых оснований для предоставления ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков для руководителей и иных работников организаций, не являющихся образовательными организациями, которыми они пользовались до принятия постановления №466.К ним относятся:- директора (заведующие), их заместители, заведующие отделами и другими структурными подразделениями, методисты, педагоги-психологи учебных, учебно-методических, методических кабинетов (центров);- директора (заведующие) организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (если основной целью их деятельности в соответствии с уставом не является образовательная деятельность), их заместители, руководители структурных подразделений, их заместители;- заведующие педагогической частью учреждений здравоохранения, учреждений и организаций социального обслуживания. Для указанных работников ежегодный основной отпуск после вступления в силу постановления №466 должен предоставляться общеустановленной продолжительности, составляющей 28 календарных дней (согласно ст. 115 ТК РФ).Вместе с тем до возможного урегулирования в централизованном порядке вопросов продолжительности отпусков перечисленных категорий работников, которые в соответствии с постановлением №724 (с изменениями и дополнениями) пользовались ежегодными основными удлиненными оплачиваемыми отпусками, может быть решен вопрос о сохранении прежней продолжительности отпуска указанных работников путем отнесения соответствующих должностей работников к работникам с ненормированным рабочим днем, учитывая, что руководители и другие работники учебных, учебно-методических, методических кабинетов (центров), а также руководители других организаций, не являющихся образовательными организациями, как правило, привлекаются к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени.Поскольку действующим трудовым законодательством максимальная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска для работников с ненормированным рабочим днем не установлена, то указанным работникам в порядке, установленном статьей 119 ТК РФ, может быть установлен ежегодный дополнительный отпуск, общая продолжительность которого с учетом ежегодного основного оплачиваемого отпуска будет составлять либо 42, либо 56 календарных дней.При решении указанного вопроса необходимо исходить из того, что предоставление работнику дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день не связано с дополнительными финансовыми затратами, если не требуется замена работника на период его дополнительного отпуска, поскольку фонд оплаты труда предусматривается на 12 месяцев, за счет которого за рабочее время работнику выплачивается заработная плата, а за дни дополнительного отпуска производится оплата отпуска. Такие рекомендации, в частности, дает Профсоюз работников образования и науки РФ.Обращаем внимание, что согласно ст. 119 ТК РФ продолжительность дополнительного отпуска, предоставляемого работникам с ненормированным рабочим днем, не может быть менее 3 календарных дней.Продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка учреждения и зависит от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.Право на дополнительный отпуск возникает у работника независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня.
Комментарии