Комитет гражданских инициатив (КГИ) обнародовал доклад о \”формальных и неформальных отношениях в системах здравоохранения и образования\”. В основе документа — проведенный в 2017 году опрос \”Левада-центра\”, в котором приняли участие более 1,5 тыс. респондентов. Их просили оценить работу детсадов, школ, вузов, поликлиник и стационаров, в том числе и в части распространения \”практики коррупции\”.
Говоря о ситуации в России в целом, 57% респондентов выразили мнение, что за взятку или по знакомству можно получить неположенные по закону услуги, а 52% от общего числа опрошенных считают, что и за положенные по закону услуги в России приходится доплачивать неофициально.Как сообщает издание \”Коммерсант\”, в распоряжении которого имеется текст доклада, уровень коррупции в детсадах респонденты оценили как достаточно низкий: о частой или постоянной практике взяток за неположенные по закону услуги заявили лишь 16% опрошенных, 14% сообщили о взятках за положенные по закону услуги. Мнение респондентов о коррупции в школах практически аналогично: 16% и 13% респондентов соответственно. Репутацию российских детсадов и школ оценивают как хорошую более 80% опрошенных. \”Детский сад и школа воспринимаются как менее \”чужие\”, более \”свои\” пространства,— говорится в докладе КГИ.— В этих сферах очень высоко ценятся именно неформальные отношения со стороны персонала. Компьютерная запись в детские сады в основном приветствуется, но тогда, когда нет дефицита мест. Как только он возникает, среди родителей начинаются поиски неформальных способов получения места для своего ребенка\”.Отвечая на вопросы о вузах, уже 35% опрошенных заявили о взятках за неположенные по закону услуги и 25% — о взятках за законные услуги. При этом в исследовании отмечается: \”Репутация \”высшей школы\” высока, 87% опрошенных считают ее хорошей, несмотря на относительно широко распространенные представления о коррупции в этой сфере. Это может объясняться традиционными общественными представлениями о российском высшем образовании как \”лучшем в мире\”\”. В то же время в докладе говорится:\”«Исследование создает впечатление, что покупка студентами академических зачетных результатов (от экзамена до диплома) — заурядная практика. Это не значит, что коррупция тотальна. Она существует как параллельная возможность наряду с номинальной процедурой прохождения всех этапов обучения и сертификации. Для многих студентов разница между легальными и нелегальными выплатами стерта, это элементы единой калькуляции\”. Групповые дискуссии со студентами показали, что компетентный студент (второй курс и старше) ориентируется в обстановке в своем вузе, знает, у каких преподавателей можно купить те или иные услуги, а преподаватели \”уверены, что обращающиеся к ним студенты знают правила сделок и не будут их нарушать\”.Коррупция является \”обычным явлением в поликлиниках\”, заявили 38% и 34% респондентов. Репутация поликлиник является самой низкой по сравнению с другими фигурирующими в исследовании учреждениями: хорошей ее считают 49% респондентов. Похожая ситуация и с больницами: о возможной коррупции говорят 42% и 40% респондентов, а хорошей репутацию больниц считают 53% опрошенных. \”Формализм работы этих учреждений вкупе с недостатком ресурсов для обслуживания пациентов вызывает острую критику со стороны части последних!,— говорится в докладе. Авторы считают, что формализм пациенты пытаются преодолеть за счет перехода на неформальные отношения, в том числе с помощью \”подарков\” медработникам.
Комментарии