Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

​Рычаг, регламент, декларация. Новый Закон «Об образовании в РФ» чрезмерно оброс сравнениями и ожиданиями

Учительская газета, №35 от 27 августа 2013. Читать номер
Автор:

Сколько людей, столько и мнений. Особенно ярко это правило проявляется, когда обсуждаются проблемные вопросы вроде новых законов или иных социально значимых норм, которые будут регламентировать нашу жизнь в ближайшем обозримом будущем. Характерно это и для обсуждения нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 сентября этого года. Критиковался старый закон, возлагались надежды на новый. Что ощущают в преддверии наступающего учебного года законодатели, представители образовательных ведомств, директора учебных заведений и педагоги? Готовы ли они работать по-новому? Чтобы продемонстрировать яркую и по возможности полную палитру мнений и ожиданий, «Учительская газета» постаралась задать эти вопросы всем, кого касается новый закон.

Людмила БОКОВА, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике:- Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» формулирует основные принципы государственной политики в сфере образования. Подчеркну, что в законе сохраняются базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством и оправдавшие себя на практике. Среди них: бесплатность образования, его доступность и качество, право выбора образовательной организации, обучение на родном языке, государственно-общественный характер управления образованием и другие.Одновременно законом закрепляются новые положения: современные требования к образованию (новые образовательные технологии, новые методы обучения, сетевое взаимодействие образовательных организаций); создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; вводится норма о приеме на подготовительные отделения вузов на бюджетной основе лиц, нуждающихся в социальной помощи (дети-сироты, малообеспеченные граждане и другие); предусматривается более гибкое реагирование системы образования на запросы общества с учетом требований рынка труда.Не менее сильной стороной закона является социальная составляющая. Законодательно закреплена норма о том, что расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем субъекте РФ. Также предусмотрено выделение средств на компенсацию расходов на учебники и учебные пособия. Закреплено право педагогических работников на дополнительное и профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года. Федеральным законом закрепляется обязательность учета мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации школ. Нам удалось сохранить права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Сегодня все регионы приняли свои нормативные правовые акты. Хотя стоит отметить, что предстоит еще немало работы по созданию подзаконных актов и методических рекомендаций. Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор московского центра образования №548 «Царицыно», член Общественной палаты РФ:- Вообще-то школу задолго готовили к новому закону с помощью целого ряда документов, приказов и разъяснений, рассылаемых Минобрнауки России. Но как все будет на практике, не могу сказать однозначно. Проблема в том, что наши педагоги, как правило, от каких-либо нововведений всегда ждут сиюминутного результата, чтобы все сразу стало иначе. Хотя такого не бывает, тем более что ряд статей закона вообще вступят в силу лишь через несколько лет. На правах руководителя рабочей экспертной группы по общему и дошкольному образованию, участвовавшей в разработке этого документа, могу с уверенностью сказать, что новый закон является правопреемником предыдущего Закона «Об образовании». Он ни в коей мере не ущемляет и не ухудшает положение участников образовательного процесса, делает образование более открытым и публичным. Жанна ВОРОБЬЕВА, председатель Комитета по образованию г. Санкт-Петербурга:- В Санкт-Петербурге была проведена последовательная политика по внедрению отдельных положений нового Федерального закона «Об образовании в РФ». При подготовке закона профильный комитет отправил 350 поправок, большая часть из которых была принята. Закон, понятно, устраивает не всех, но он устраивает педагогическое сообщество: он дал возможность людям высказаться о тех изменениях, которые они хотят увидеть, а все проблемы будут решаться по мере их поступления.У нас в России гарантировано бесплатное образование – оно таким и останется. Более того, 10 часов в неделю у каждого ребенка добавится к основному плану для развития его способностей – это тоже будет бесплатно. Не сократился учебный план и учеников 10-11-х классов. Напротив, увеличился на час.В рамках нового законодательства школам удобнее будет взаимодействовать друг с другом, например, заключить договор с другим лицеем на проведение определенной программы. Помимо того в законе большое внимание уделяется воспитанию ребенка в рамках школы.Достоинством нового закона также является то, что в нем четко регламентированы договорные отношения между образовательной организацией и родителями, которые будут обязаны тоже нести ответственность за конечный результат образовательного процесса.Анна ШАПОВАЛОВА, начальник отдела общего и дополнительного образования Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области:- Центральной идеей нового закона является создание условий для развития и профессионального роста человека в любом возрасте. В этой связи важно, что новый закон трактует образование как общественное благо, как прямую ответственность государства, а также не только сохраняет все социальные гарантии предыдущего Федерального закона «Об образовании», но и создает новые, прописывая реальные механизмы их реализации.В новом законе закреплено конституционное право граждан на получение бесплатного образования не только в системе государственных образовательных организаций, но и в негосударственных, а также в различных формах и их сочетании (семейное образование, образование с помощью дистанционных технологий, получение образования через систему сетевого взаимодействия как образовательных организаций между собой, так и иных организаций – спорта, культуры, бизнеса).Кроме того, в новом законе подробно регламентированы права родителей на участие в образовательном процессе – на знакомство с ходом и содержанием программ, методик, по которым занимается их ребенок, на участие в дисциплинарных расследованиях, в управлении образовательным процессом, в осуществлении контроля использования внебюджетных источников и т. д.Впервые на законодательном уровне закреплен особый правовой статус учителя: регламентированы академические права и свободы педагогических работников, зафиксирован гарантированный уровень оплаты труда педагога, который ориентирован на среднюю заработную плату в каждом регионе. Прописывается также система мер социальной поддержки педагогических работников. В новом законе отмечается необходимость создания профессионального кодекса педагога.Новый закон впервые закрепляет нормы об инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования, регулирующие апробацию и использование новых образовательных технологий, педагогических методик и образовательных моделей. Эти нормы призваны обеспечить динамичное развитие всей образовательной системы.Майя ПИЛЬДЕС, директор гимназии №56 г. Санкт-Петербурга, народный учитель России:- Что меня более всего угнетает, так это то, что в новом Законе «Об образовании в РФ» слово «школа» отсутствует. Мы теперь образовательная организация. Но что теплее звучит – «школа» или «организация»? Более чем показательно, что слово «школа» перестало существовать в главном документе об образовании. Мне кажется, это все равно что убрать слово «ребенок» и оставить слово «обучающийся». Притом что новый Закон «Об образовании в РФ» более современен и в нем много новаций, есть также вещи, непонятные для меня. Например, то, что касается бесплатных учебников. Жизнь показывает: то, что получено даром, долго не хранится. А ведь учебник – это первая научно-популярная книга, которая должна находиться в семье, а не только в школьной библиотеке.К учебникам обязательно должны быть приложены рабочие тетради. На какие деньги их приобретать? В прошлом году на обеспечение учебниками выделили 250 тысяч рублей, получилось по 100 рублей на человека, а учебника стоимостью меньше 500 рублей нет. Как быть?На мой взгляд, закон – это декларация, может, и неплохая, но далекая от практики.  Дмитрий ЕФИМОВ, директор гимназии №209 г. Санкт-Петербурга, кандидат исторических наук:- Думаю, что с введением нового Закона «Об образовании в РФ» кардинальных изменений не произойдет, поскольку этот закон в целом регламентировал и собрал в едином документе все те изменения, которые происходили в системе образования на протяжении последних лет. Очень хорошо, что наряду с принятием федерального закона 26 июня 2013 года был принят и наш, петербургский, закон «Об образовании», и мы имели возможность с ним ознакомиться. Чтобы понять, как мы будем жить с 1 сентября, важно было анализировать оба документа сразу, потому что наш, петербургский, закон «Об образовании» развивает некоторые положения федерального закона.Жизнь покажет, как работать по новому Закону «Об образовании в РФ», потому что для нашей страны характерна ситуация, когда есть закон и есть применение этого закона. Существует такая фраза: «Бес кроется в мелочах». Как эти мелочи будут прописаны, так, наверное, отчасти будет сформирована наша система образования. Опять же, повторюсь, не все зависит от закона, многое зависит от духа тех людей, которые работают в той или иной школе.Сергей АЛЕКСЕЕВ, министр образования Омской области:- В условиях противоречивости Федерального закона об образовании мы разработали региональный закон «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области», постаравшись сделать его позитивным и ориентированным на развитие системы, чтобы положение учащихся, родителей, педагогов улучшалось. Все нормы направлены только на развитие образования.Впервые областным законом вводится финансирование всех сельских и городских малокомплектных дошкольных и общеобразовательных учреждений исходя из нормативных затрат, не зависящих от количества обучающихся в школе или в детском саду. Нормативы финансирования из областного бюджета полнокомплектных учреждений и нормативные затраты на финансирование сельских и малокомплектных учреждений сформированы с учетом необходимости обеспечить охрану здоровья обучающихся и воспитанников, последовательное повышение профессиональной компетентности педагогов.При расчете затрат на оплату труда педагогических работников школ и детских садов учтены поручения Президента Российской Федерации. Заложено финансовое обеспечение соответствия средней заработной платы педагогических работников школ уровню средней заработной платы по экономике в Омской области. Также обеспечивается соответствие средней заработной платы педагогических работников детских садов средней заработной плате работников школ.Впервые на законодательном уровне предусмотрен специальный коэффициент дополнительных затрат школ на организацию сетевого обучения детей, на использование модульных и дистанционных технологий, электронного обучения. С 1 января 2014 года каждый ребенок сможет получать общее образование на бесплатной основе не только в пределах одной школы, но и вне ее, в том числе в негосударственных организациях и организациях иной отраслевой принадлежности.Александр ЩИПКОВ, начальник Томского областного Департамента общего образования: – Пожалуй, самая острая образовательная проблема в наше время – дошкольное образование. Уверен, что с помощью нового закона его качество значительно повысится. В новом законе есть положение о том, что оно является бесплатным и общедоступным. Родители имеют право выбора: отдать ребенка в детский сад или дать ему семейное образование. Выделяя финансирование на образование каждого ребенка, который посещает детский сад, субъекты РФ гарантируют бесплатность и доступность дошкольного образования. Раньше уровень образовательной деятельности в дошкольных учреждениях зависел от возможностей финансирования муниципалитета, они ведь разные, где-то богаче, где-то беднее. Теперь все детские сады будут в равных условиях.Согласно новому Закону «Об образовании в РФ» с января 2014 года меняется схема финансирования дошкольного образования. Сейчас оно финансируется из местных бюджетов, в будущем часть расходов ляжет на областной бюджет. Передача финансирования образовательных услуг на уровень субъекта позволит решить такую важную задачу, как повышение гарантий получения дошкольного образования.В новом законе больше нет 20-процентного ограничения взимания родительской платы за присмотр и уход в детском саду. Муниципалитеты получили право самостоятельно устанавливать долю родительской платы. Но бить тревогу по этому поводу не стоит. Мы проанализировали ситуацию. У всех муниципалитетов разумные подходы к установлению размеров родительской платы за содержание в детском саду. При этом в законе осталось положение о выплате родителям компенсации. Лариса СОРОКОВА, заместитель директора по научно-методической работе, исполнительный директор инновационных проектов и разработок средней школы №49 г. Томска: – В 2013 году вступает в силу новый Закон «Об образовании в РФ». Одним из его положений является перевод учебного процесса на первую смену. Сегодня в Томске есть ряд школ, которые занимаются в одну смену, но есть и школы-гиганты в густонаселенных районах, где обучение в одну смену просто невозможно. Чтобы исполнить закон, нам уже сейчас нужно внимательно изучить, сколько еще требуется образовательных учреждений.Томская область планирует увеличить учебные площади школ региона на 30%, чтобы к 2018 году, как этого требует закон, все дети учились в первую смену. Как это сделать? Возможно, проблема будет решаться за счет новых зданий и пристроек к уже существующим школам. Средства на строительство, предположительно, будут выделены из областного бюджета и в рамках долгосрочной целевой программы. Перевод учреждений среднего образования на первую смену вообще трудоемкий процесс.Кроме новых помещений понадобится больше педагогов. По стандартам на 13-14 учащихся требуется один учитель. Но, на мой взгляд, эта мера необходима. Игорь ШАПОВАЛОВ, начальник Департамента образования Белгородской области:- Новый закон об образовании по сути своей создал почву для того, чтобы мы дальше трансформировали систему образования. Наш регион с 2007 года начал активно заниматься инновационной деятельностью в образовании, в числе первых мы реализовывали комплексный проект модернизации образования.Все эти наработки, весь этот опыт мы накопили в предыдущие годы, и стало остро чувствоваться, что нам, как воздуха, не хватает современной законодательной базы.  Закон об образовании стал этим воздухом, он, с одной стороны, развязал нам руки, но с другой – задал рамки, обозначил внешние законодательные границы. Поэтому самым главным нововведением в этом году станет отработка механизмов реализации нового Закона «Об образовании в РФ» в конкретных учреждениях и муниципалитетах. Для руководителей образовательных учреждений важно будет почувствовать себя хозяином, может быть, постараться выйти на новый уровень самостоятельности.Светлана ИСТОМИНА, директор томаровской школы №1 Яковлевского района Белгородской области:- Не думаю, что из-за принятия закона у нас что-то изменится кардинально, но несколько моментов, которые хочется отметить, есть. Хорошо то, что обратили внимание на единую школьную форму. Все-таки раньше было порой тяжело доказать родителям и детям, что форма нужна, и объяснить, почему она нужна. Сейчас мы просто ссылаемся на требования закона. Еще мы хотим ввести дресс-код и для учителей, и сейчас думаем над этим.Еще один важный вопрос, который тоже получил свое отражение в законе, – это увеличение самостоятельности школ. Но мое личное отношение к этим нововведениям достаточно сдержанное. Наша школа – муниципальное бюджетное образовательное учреждение, и, на мой взгляд, такими школы и должны быть. Самостоятельной школа может быть только в достаточно богатом муниципалитете.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту