Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Звук, цвет и слово

Учительская газета, №17 от 27 апреля 2010. Читать номер
Автор:

Интегрированный урок на тему «Связь искусств как основа развития творческого воображения в создании художественного образа».

Татьяна Гусева: Ребята, вы молодцы. Работали активно, творчески, с удовольствием. Давайте вместе сделаем вывод. Так что же такое художественный образ? ()

Досье «УГ»ПриложениеЛегенда «Лебедь»Наклонив гибкую шею к зеркалу воды, лебедь долго всматривался в свое отражение. Он понял причину усталости и озноба, пронизывающего все тело словно в зимние холода.Теперь он доподлинно знал, что час его пробил и настала неотвратимая пора прощания с жизнью.Его перья были так же прекрасны и белоснежны, как и в далекие годы юности. Ему удалось пронести в незапятнанной чистоте свое одеяние через все жизненные невзгоды и испытания, через зной и стужу. И теперь он был готов спокойно и достойно закончить свои дни.Изогнув красивую шею, он медленно и величаво подплыл к старой плакучей иве, под сенью которой любил, бывало, пережидать летний зной.Опустился вечер, и закат окрасил в пурпур воды озера.В глубокой вечерней тишине, воцарившейся вокруг, послышалось лебединое пение. Никогда ранее лебедь не пел с такой проникновенной задушевностью и щемящей тоской. Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, воде, земле…- Лебедь поет, – прошептали зачарованные прощальной песней рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов и лугов. – Это песня умирающего лебедя.Нежная грустная песня эхом разнеслась по округе и замерла с последними лучами солнца.

Цели урока: соединение различных видов искусств в раскрытии лирического образа, реализация идеи свободного творчества.

Задачи урока: углубление знаний детей о связи искусств; развитие внутреннего слуха, внутреннего зрения; развитие исполнительской и слушательской культуры; воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию; накопление сведений о композиторах, художниках, поэтах.

Оборудование

Для педагога: музыкальный центр, DVD-проигрыватель, репродукции картин, комплекты открыток, карточки слов, наглядные пособия в виде рисунков, таблиц, кроссворда.

Для детей: бумага (подготовленная для граттажа), карандаши, штихели.

На доске: символы видов искусств (лира, кисть и спектр цветов, перо, маска), эпиграф (стихотворение Николая Рыленкова), ассоциативный ряд, репродукции картин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Татьяна Гусева: Мне бы хотелось начать наш урок фрагментом стихотворения поэта Николая Рыленкова.

Здесь мало увидеть,

здесь нужно

всмотреться,

Чтоб ясной любовью

наполнилось сердце.

Здесь мало услышать, здесь

вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

нахлынули дружно.

2. Закрепление пройденного и изучение нового материала.

Татьяна Гусева: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь изображены символы разных видов искусств. Как вы думаете, что это за виды искусств?

Ответы детей.

Дидактическая игра «Ассоциации»

Татьяна Гусева: На листочках с изображением постарайтесь в течение минуты дорисовать то, что вам подскажет ваше воображение. (Ребята рисуют.) Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Просмотр рисунков.) У всех получились разные изображения. Почему?

Дети: Потому что мы все разные, по-разному думаем и представляем.

Татьяна Гусева: Ребенок, взрослый или художник создает что-то свое – то, что он увидел, представил или вообразил. Это можно назвать одним словом – образ. Так что же такое художественный образ?

Художественный образ – это представление, выраженное по-своему. (Определение появляется на доске.)

Сегодня наш урок будет посвящен лирическому образу в искусстве. Давайте подберем слова, близкие по чувствам и настроению к слову «лирический». Мы будем показывать карточки, а вы будете выбирать, говоря коротко «да» или «нет». (Работа с карточками.)

Итак, слова, близкие по чувствам и настроению к слову «лирический», – добрый, нежный, красивый, спокойный, светлый, грустный, влюбленный, взволнованный.

Елена Киселева: Во все времена художники, поэты и музыканты, каждый по-своему, создавали лирический, то есть светлый, нежный образ. В переводе с греческого слово «образ» означает «икона», или «изображение». Издревле самым возвышенным образом, созданным руками художника, является образ Богоматери. Перед вами икона Владимирской Богоматери, написанная византийским художником ХII века, – воплощение тепла, нежности и доброты. Рассматривая изображение Богоматери на картине великого Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна», созданной в эпоху Возрождения, мы замечаем, что спустя 300 лет образ Богоматери изменился.

Всмотритесь внимательно и ответьте на следующие вопросы:

1. Кто главный персонаж картины?

2. Что она делает?

3. Что она чувствует?

4. Какие чувства возникают у вас?

5. Можно ли остаться равнодушным рядом с этой картиной?

Татьяна Гусева: Вы раскрыли внутреннее содержание картины, ее настроение, то есть чувства, вызываемые в ответ на изображение (образ). Картина дарит нам душевное умиротворение, она полна добра. На нее хочется не просто смотреть, но и вслушиваться в эту льющуюся с полотна музыку. Давайте станем на миг композиторами и попытаемся устно сочинить музыку, близкую по своему настроению этой картине. Как вы считаете, какая она будет?

Татьяна Гусева: А сейчас попробуем выполнить следующее задание: вы услышите три небольших музыкальных фрагмента, выберите тот из них, который подходит по характеру к картине Рафаэля.

Звучат фрагменты из произведений: Э.Григ. «Утро», Ф.Мендельсон. «Анданте», И.Бах – Ш.Гуно. «Аве Мария».

Татьяна Гусева: Давайте послушаем еще одно произведение, которое тоже называется «Аве Мария», австрийского композитора XIX века Ф.Шуберта.

Звучит фрагмент из «Аве Марии» Ф.Шуберта.

Татьяна Гусева: Мы с вами прослушали первый куплет. Какие чувства эта мелодия вызвала в вас?

Татьяна Гусева: Эта мелодия необыкновенно красива. Но вместе с тем она полна строгости и величия. Скажите, а понятен ли вам текст этого произведения?

Дети: Нет.

Татьяна Гусева: Несмотря на это, вы правильно определили характер произведения. Ведь музыкальный язык – это язык звуков. Какими же музыкальными средствами выразительности композитор смог пробудить в нас эти чувства?

Учитель делит детей на две группы и раздает наборы карточек «Средства музыкальной выразительности».

Перечислите, пожалуйста, эти средства выразительности.

Елена Киселева: К прекрасному и возвышенному образу Мадонны с младенцем обращались многие художники, в том числе и гениальный Леонардо да Винчи. В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, хранятся две изумительные картины – «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». Но не всем известно, что для создания образа Леонардо да Винчи пользовался не только цветом, но и словом. Сочиненные им притчи, легенды и сказки принесли ему при жизни не меньшую известность, чем картины. Сказки Леонардо необычны. Их герои – звери, птицы, рыбы, растения, камни – наделены даром речи и способностью оценивать свои и чужие поступки, которые ничем не отличаются от поступков людей. Одну из таких сказок мы сейчас услышим. Она называется «Лебедь» (см. приложение).

Звучит легенда «Лебедь» на фоне музыки К.Сен-Санса и видеозаписи хореографического номера «Умирающий лебедь» в исполнении М.Плисецкой.

Яна Магомедова: Ребята, понравилась вам легенда? У вас на столах лежат листочки с напечатанным текстом этой легенды. Найдите в тексте те слова и выражения, которые раскрывают прекрасный лирический образ лебедя.

Яна Магомедова: А теперь послушайте следующее:

Его перья были такие же, как в годы юности…

Изогнув шею, он подплыл к плакучей иве…

Песня эхом разнеслась по округе…

Изменился ли образ лебедя?

Дети: Да.

Яна Магомедова: А почему? Какие слова я пропустила?

Дети: Прилагательные.

Яна Магомедова: Значит слова, отвечающие на вопросы «какой?» и «как?», являются выразительным средством литературы.

Татьяна Гусева: А созвучна ли музыка К.Сен-Санса настроению этой легенды? Это музыкальное произведение тоже называется «Лебедь». А как называется инструментальная музыка, имеющая название, то есть уже подсказывающая нам образ и содержание этой музыки? Как вы думаете, в музыке есть звукоизобразительные моменты, которые помогают передать образ лебедя? Давайте охарактеризуем мелодию и аккомпанемент. Почему композитор использовал разные инструментальные тембры?

Дети отвечают на вопросы учителя.

Яна Магомедова: Давайте вернемся к танцу. Танец тоже имеет название. Как бы вы его назвали?

Дети: «Умирающий лебедь».

Яна Магомедова: Да. Он так и называется. Его поставил хореограф Михаил Фокин для всемирно известной русской балерины Анны Павловой. Как вы думаете, если бы мы не знали название музыки и танца, по каким движениям мы могли бы догадаться, что это образ птицы?

Пластическое моделирование

1. Медленный взмах. 2. Планирующий полет. 3. Сложить крылья. 4. Изобразить рукой голову и шею лебедя.

Вы на мгновение почувствовали себя птицей? Вам понравились эти ощущения?

3. Подведение итогов

Татьяна Гусева: Ребята, вы молодцы. Работали активно, творчески, с удовольствием. Давайте вместе сделаем вывод. Так что же такое художественный образ? (Ответы детей.)

А что помогает автору выразить художественный образ?

Дети: Средства выразительности.

Татьяна Гусева: Да, ведь у каждого искусства свой язык: у музыки – звук, у живописи – цвет, у литературы – слово, у хореографии – движение. Но все искусства служат одной цели, которая замечательно выражена в стихах:

Одна судьба, одна задача – рисуй,

играй или пиши,

Но непременно что-то знача

для человеческой души.

Учитель: После небольшого перерыва на втором уроке вы будете создавать лирический образ в технике граттаж.

Елена КИСЕЛЕВА, преподаватель художественного класса, Татьяна ГУСЕВА, преподаватель музыкального класса, Яна МАГОМЕДОВА, преподаватель театрального класса Детской школы искусств поселка Африканда, победители ХII конкурса «Сто друзей», Мурманская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту