search
main
0

Звезды узнаю в лицо. Экскурсия в планетарий, не выходя из школы

В программе курса «Окружающий мир» в начальной школе есть уроки, на которых даются элементарные астрономические знания. Так, уже во 2-м классе в разделе «Природа» предлагается тема «Звездное небо». В 4-м классе в разделе «Земля и человечество» идет значительное расширение астрономических знаний. Дети должны владеть такими понятиями, как «Вселенная», «небесные тела», «звезды», «планеты», уметь отличать звезды от планет, понимать, что такое Солнце и Луна.

Точь-в-точь как тебе,Но еще в старину Хотелось узнать звездочетам – Смотрели на Солнце они, на Луну И тихо шептали: «А что там?» Ника Пинская, ученица 4-го «А» класса средней школы  №434 МосквыАстрономические знания помогают правильно и грамотно оценивать явления природы, а также воспитывают в подрастающем поколении любознательность, стремление к исследовательской деятельности, к творчеству. Поэтому в нашей школе начиная со 2-го класса астрономическим урокам уделяется особое внимание, так как следующая встреча с этой наукой у ребят будет только в 11-м классе. Готовясь к урокам, учителя начальной школы сталкиваются с трудностями: нехватка, а порой и отсутствие нужного иллюстративного материала, слайдов, таблиц и т. п., недостаточный уровень научной подготовки самого учителя. Учитывая все это и зная, что кабинет физики в нашей школе оснащен всем необходимым оборудованием для проведения уроков астрономии, я обратилась за помощью к своей коллеге из старшей школы. Астрономические уроки во 2-м и 4-м классах мы провели совместно в кабинете физики и астрономии. В 4-м классе по программе на изучение этой темы отводится 4 урока.1-й урок. «Мир глазами астронома» Основное содержание учебного материала: Вселенная, звезда, планета, Солнце, Солнечная система. Отличие звезды от планеты, строение Солнечной системы. Демонстрация: 1) слайды «Иллюстрированная астрономия» (К.А.Порцевский, Е.П.Левитан, С.В.Широков, В.И.Цветков) – древние представления о строении мира, галактика в созвездии Андромеды, Магеллановы облака, вид Земли из космоса, Солнце, строение Солнечной системы, метеориты, кометы;2) таблица «Структура и масштаб Солнечной системы». «Спектр» (комплексный проект средств обучения)Московский учебникДомашнее задание: 1) стр. 4-8 («Мир вокруг нас», А.А.Плешаков); 2) изготовить аппликацию из цветной бумаги или пластилина «Строение Солнечной системы». Урок 2. «Планеты Солнечной системы» У каждой планеты есть что-то свое,Что ярче всего отличает ее. Сатурн непременно узнаешь в лицо – Его окружает большое кольцо. Оно не сплошное, из разных полос. Ученые вот как решили вопрос: Когда-то давно там замерзла вода, И кольца Сатурна из снега и льда. Маша Чернухина,  ученица 4-го «А» класса средней школы №434 МосквыОсновное содержание учебного материала: характеристики планет, физические условия на них, заполнение таблицы «Планеты Солнечной системы».Демонстрация слайдов: Меркурий, поверхность Меркурия, Венера, поверхность Венеры, горы на Венере, вид Земли из космоса, Марс, поверхность Марса, «каналы» на Марсе, Олимп, Фобос и Деймос, Юпитер, Сатурн, кольца Сатурна, Уран, Нептун, Тритон, Плутон. Дети по ходу урока заполняют таблицу, закрепляя тем самым умение читать и записывать многозначные числа (связь с математикой), вспоминают материал «Состояние вещества» (твердое, жидкое, газообразное), понятие «температура» из программы «Окружающий мир» (3-й класс). Также работа с таблицей приучает детей к систематизации учебного материала. Домашнее задание: 1) стр. 9-11 вышеназванного учебника; 2) написать сочинение на тему «Я побывал(а) на планете…» (выбрать любую планету, кроме планеты Земля). Урок 3. «Движение светил» Основное содержание учебного материала: объяснение смены дня и ночи, смены времен года, фазы Луны. Демонстрация: моделирование вышеуказанных процессов при помощи глобуса, лампы и шара, видеофильм «Планета Земля», видеоэнциклопедия для народного образования «Астрономия». Домашнее задание: стр. 12-15 вышеназванного учебника.Урок 4. «Звездное небо» Основное содержание учебного материала: ориентирование по звездам, вид самых известных и ярких созвездий Северного полушария, проверочная работа по тетради – стр. 4-7 (А.А.Плешаков «Проверим себя»).Демонстрация: 1) слайды нахождение Полярной звезды, определение сторон света, Большая Медведица и Малая Медведица, Орион, Большой Пес, Телец, Лебедь, Близнецы, Кассиопея;2) карта звездного неба;3) подвижные карты звездного неба (на каждый стол).Домашнее задание: стр. 16-21 (учебник), стр. 8-9 (тетрадь).Экскурсия в «планетарий» произвела на ребят сильное впечатление, о чем свидетельствуют их творческие работы.Сочинение на тему «Я побывал на Венере»Однажды я прилетел на Венеру. Обшивка моего корабля была из сверхпрочного материала. Ведь Венера самая жаркая из планет Солнечной системы, температура на ней +500°. Это потому, что Венеру окружает толстый слой атмосферы, который не выпускает тепло наружу.На Венере нет ни капли воды, а тяжелые облака состоят из капель серной кислоты. Но у самой поверхности атмосфера прозрачная, и я увидел все своими глазами.Большая часть Венеры – это огромные равнины, усеянные тысячами вулканов. Самый высокий назван горой Максвелла, его высота почти 12000 м. Еще я увидел огромные каменные наросты. Это оказались необычные вулканы. С высоты они похожи на блины. А потом на моих глазах в поверхность планеты врезался метеорит. Куски метеорита разлетелись во все стороны, а на месте падения образовался кратер – огромная яма шириной больше 100 км. Таких ям на Венере очень много.В одной из долин я увидел город. Это была сенсация! Венерианцы оказались симпатичными зелеными существами. Они пригласили меня на празднование своего нового года, который они отмечают два раза в сутки – так медленно вращается Венера. Но мне пора было возвращаться домой, меня ждала мама. Иван Крутин, ученик 4-го «А» класса средней школы №434 МосквыАстрономические уроки прошли в начале сентября, а в октябре проводился школьный этап Всероссийской олимпиады по астрономии. Мы предложили нашим четвероклассникам задания для 5-7-х классов. Результат оказался неожиданным: 9 человек справились на 20 баллов из 38, а 2 человека – на 38 баллов из 38.​Елена АБРАМОВА, учитель физики и астрономии; Елена КАПТЕЛЬЦЕВА, учитель начальных классов средней школы №434 Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте