Вся система образования надеется, что вскоре начнется живая учеба, очное общение преподавателей и школьников, студентов. С особым чувством осени ждут участники профессиональных конкурсов, в том числе лауреаты V Всероссийского конкурса «Арктур». С 19 по 23 октября Волгоград планирует принять очный тур состязания, которое придумал и организует Общероссийский Профсоюз образования, поддерживает Министерство просвещения Российской Федерации. В этом году «Арктур» обновлен. Теперь он проходит по четырем номинациям: «Программа развития образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования детей»; «Руководитель (заместитель руководителя) организации»; «Методист, сотрудник методической службы»; «Педагогический работник, реализующий дополнительные общеобразовательные общеразвивающие и предпрофессиональные программы».Одновременно с конкурсом состоится форум по вопросам дополнительного образования детей на тему «Гражданско-патриотическое воспитание в современном мире. Проблемы и решения». Запланированы курсы повышения квалификации. В преддверии такой насыщенной осени летом состоялся вебинар «Конкурс профессионального мастерства «Арктур» в контексте развития системы дополнительного образования детей». Его модератором выступила методист высшей категории Дома детского творчества Приморского района Санкт-Петербурга Александра Подлевских.
В пятый раз – масштабнее!
Тем, кто слышит об «Арктуре» впервые, наверняка было интересно узнать его историю из уст заместителя заведующего отделом по вопросам общего образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования Евгения Романенкова: «Профсоюз обратил внимание общества на проблемы системы дополнительного образования. Был создан совет по дополнительному образованию при ЦС профсоюза, для того чтобы выстроить платформу для развития дополнительного образования детей.
В 2015 году по инициативе профсоюза и при участии Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа состоялся конкурс программ организаций дополнительного образования детей арктического региона РФ «Арктур»-2015. Он прошел в рамках Международного форума по дополнительному образованию детей. Опыт признали позитивным. Было принято решение об учреждении всероссийского конкурса программ развития дополнительного образования».
С тех пор конкурс прошел четыре раза – в Калининграде, Костроме, Ялте, Севастополе.
Пятый «Арктур» решили расширить, пригласив к участию не только организации, но и руководителей, методистов, отдельных педагогов. А сам конкурс провести в Волгограде. Конечно, выбор места проведения связан с годом 75‑летия Победы.
Волгоград ждет
Однако подробности программы приема организаторов и участников конкурса, форума, гостей, о которых рассказала председатель Волгоградской областной организации профсоюза Лариса Кочергина, можно было узнать только на вебинаре: «Подготовлена культурная программа.
Планируется посещение Мамаева кургана. За 50 лет с момента постройки во второй раз прошла реставрация, 25 июня Мамаев курган был вновь открыт для посещения. Также вы увидите музей-панораму «Сталинградская битва», музей «Мельница Гергардта» – живое напоминание, как выглядел город после Сталинградской битвы. Волгоград – город с 400‑летней историей, купеческий город, в нем сохранились объекты культурного наследия конца XIX – начала XX века. Мы еще и казачий край. В культурной программе для участников конкурса, гостей запланировано посещение казачьего театра.
Есть музей-заповедник «Старая Сарепта», расположенный на землях бывшей немецкой слободы – там можно ощутить быт немецких поселенцев, которые наладили горчичный бизнес в нашем крае, попробовать арбузный мед, посетить кирху.
Уникальные курсы
На конкурс и форум во время вебинара были приглашены не только участники очного тура, но практически все педагоги дополнительного образования. Елена Масленникова, руководитель учебного центра Общероссийского Профсоюза образования, пояснила: «Мы, организаторы, в этом году постарались добавить в программу такой важный аспект, как возможность повышения квалификации участников форума и конкурса. Разработана профессиональная программа «Развитие организации дополнительного образования в условиях внедрения региональных целевых моделей дополнительного образования детей (опыт участников всероссийского профессионального конкурса «Арктур»)». Конкурсанты, которые приедут для участия в очном туре, и педагоги, которые участвовали в заочном туре, но не вошли в число лауреатов (их по 20 в каждой номинации), смогут повысить квалификацию в объеме 36 часов. Участники форума повышают квалификацию в объеме 24 часа. Разработаны специальные блоки для руководителей образовательных организаций, для педагогов дополнительного образования и для методистов. Даже если вы не были на конкурсе, можете приехать и участвовать в программе форума, посмотреть очную часть конкурса и получить свидетельство о повышении квалификации. Вся информация о повышении квалификации будет размещена на сайте starktur.ru».
Мудрые советы
И вот та часть вебинара, которую не отрываясь смотрели и слушали участники очного тура – педагоги дополнительного образования со всей страны (в заочном туре приняли участие представители 68 регионов, 460 организаций). Советы организаторов и членов жюри!
Старший методист городского Дворца детского (юношеского) творчества Омска Сергей Малютин дал несколько весьма ценных рекомендаций. В том числе такие: «Методические работники, учитывайте, что фокус вашего выступления должен быть направлен не на учебные результаты по ФГОС, а на личностные и метапредметные результаты, которые также указаны в стандартах, они идентичны для школы и дополнительного образования.
Выступление в каждой номинации делится на две части: первая – презентация (организаций, творческая презентация руководителей, визитная карточка методистов и педагогических работников), вторая – защита в том или ином виде материалов, которые вы презентовали. Здесь важно продемонстрировать личные и профессиональные компетенции в той области, которую вы представляете.
Если вы хотите выступать вдвоем, то есть один презентует, другой защищает, отдавайте себе отчет – насколько убедителен будет второй участник по сравнению с первым? Личностный фактор следует учитывать.
Три компонента, по которым мы оцениваем каждого участника, ориентируясь на критериальную базу. Первое – речь, набор слов, смыслы. Второе – насколько визуализация того, что вы говорите, актуальна, уместна, содержательна. Не нужно повторять текст, который написан у вас на слайде. Не нужно размещать максимальное количество текста в презентации, можно уместить его в две емкие фразы. И третье – практически все испытания предполагают ту или иную обратную связь, диалог с жюри.
Уважаемые коллеги, потренируйте все! Самая хорошая импровизация – это подготовленное сообщение, в процессе которого рождается драйв, кураж. Владеть материалом без вспомогательного текста – это очень правильное решение.
Получите удовольствие от того, что вы будете делать! Убедитесь: слушатели понимают, что вы хотите сказать, они видят – вы искренни и профессионально компетентны».
Как же добиться желаемого результата, что для этого нужно – быть артистом или специалистом, хорошо владеющим технологиями? На этот вопрос ответила секретарь – заведующая отделом по связям с общественностью Общероссийского Профсоюза образования Елена Елшина: «Конкурс «Арктур» проходит в два тура – заочный и очный. Все лауреаты участвуют в самопрезентации на очном этапе. Публичное выступление обязательно. От него зависит, какое первое впечатление вы произведете на членов жюри, на коллег. Что мы ждем на конкурсе «Арктур»? В первую очередь это конкурс профессионального мастерства. Поэтому мы смотрим на достижения в вашей профессиональной деятельности – личной, командной, на опыт взаимодействия с родителями, учениками, социумом. Мы хотим увидеть ваше умение анализировать педагогический или управленческий опыт, применять инновационные идеи и, конечно же, увидеть демонстрацию общей, профессиональной эрудиции. Я вывела для себя: чтобы любая презентация, тем более презентация вашего бесценного опыта, была успешной, необходимы искренность, увлеченность, доступный язык».
Комментарии