Цели урока: 1) знакомство с особенностями поэтического мира Николая Рубцова; 2) анализ стихотворения «Звезда полей»; 3) активизация и совершенствование речевой деятельности учащихся в процессе чтения и анализа лирического произведения. 4)воспитание любви к родному краю, чувства ответственности за его судьбу.
2-й учащийся: « закончил семилетку и в 1950 году поступил в лесотехнический техникум г. Тотьмы, а в 16 лет отправился на Белое море, где более двух лет плавал кочегаром на рыболовецком судне. Потом четыре года прослужил матросом на эсминце Северного флота. Здесь он начинает писать стихи и печататься во флотских изданиях».А в памяти поэта и друга а Виктора Коротаева он остался таким: «Повышенная ранимость, застенчивость и целомудрие уживались в нем с безоглядной русской удалью, доверчивость и открытость души соседствовали с замкнутостью». во мгле ! В минуты горит, не угасая,Ответ: Звезда – это элемент небесного. Звезда – небесное светило, небесное тело. Поле – это земное, это простор русской деревни. Одновременное указание на неразрывную связь всего сущего и местонахождение этой связи. – звезда деревенской Руси, звезда его Родины.Ответ: Звезда смотрит
Поверьте мне: я чист душою.Н. Рубцов
Словарная работа:
тропы, антитеза, анафора,
лирический герой, аллитерация,
интериоризация, ассонанс.
Оборудование:
1) портрет Н. М. Рубцова;
2) репродукции картин природы в цветовом решении и графике.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя:
У С. Куняева есть такие воспоминания, датированные 1962 годом: «… в редакцию журнала «Знамя» вошел человек с худым лицом, на котором выделялись большой лоб и глубоко запавшие глаза… Обут он был в дешевые сандалии. С первого взгляда видно было, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках рулончик стихов.
– Здравствуйте! – сказал он со стеснительным достоинством. – Я стихи хочу вам показать;
– Давайте ваши стихи! Словно струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет…
Я оторвал от рукописи лицо, и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие мохнатые глаза смотрели на меня пытливо и настороженно.
– Как вас звать?
– Николай Михайлович Рубцов».
Сегодня у нас есть возможность познакомиться с творчеством этого замечательного поэта, унаследовавшего лучшие традиции русской классической литературы. Попытаемся, опираясь на воспоминания друзей поэта, критиков и – главное – его стихи, представить себе личность и поэтический мир Рубцова.
II. Сообщения учащихся, получивших индивидуальные задания:
1-й учащийся: «Николай Михайлович Рубцов родился 5 января 1936 года в поселке Емецк Архангельской области. Отец его был военным политработником, в 1941 году он ушел на фронт и не вернулся, а в 1942 году умерла мать. Детство и юность прошли в детском доме села Никольского на Вологодчине, которое и стало настоящей родиной».
(Чтение стихотворения «Мать умерла…»)
2-й учащийся: «Н. Рубцов закончил семилетку и в 1950 году поступил в лесотехнический техникум г. Тотьмы, а в 16 лет отправился на Белое море, где более двух лет плавал кочегаром на рыболовецком судне. Потом четыре года прослужил матросом на эсминце Северного флота. Здесь он начинает писать стихи и печататься во флотских изданиях».
(Чтение стихотворения «На плацу»)
3-й ученик: «В. Кожинов вспоминает: «Он был стойким и мужественным, но мог опустить руки из-за неудачи. Он частично мечтал о семейном уюте, о спокойной творческой работе и в то же время всегда оставался скитальцем по самой своей сути».
А в памяти поэта и друга Н. Рубцова Виктора Коротаева он остался таким: «Повышенная ранимость, застенчивость и целомудрие уживались в нем с безоглядной русской удалью, доверчивость и открытость души соседствовали с замкнутостью».
(Чтение стихотворения «Воробей»)
III Слово учителя:
«Творческий век одного из самых выдающихся поэтов своего времени оказался очень коротким. Смерть настигла его 19 января 1971 года в Вологде. Он словно бы торопился жить, зная, что отмерено ему судьбою немного. Поэзия его – «сгусток» чувства, отражение самых сильных и сокровенных его переживаний. А петь свои чистые, грустные и в высшей степени светлые песни ему помогало самое глубокое чувство – любовь к Родине. Выросший сиротою, он знал одну-единственную мать – Россию и ей посвятил свои лучшие песни, лучшие минуты подъема и вдохновения.
У Рубцова много стихотворений, по которым его сразу можно узнать. Одно из таких было написано в 1964 году – «Звезда полей».
IV. Чтение стихотворения и его анализ
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит
в полынью.
Уж на часах двенадцать
прозвенело,
И сон окутал Родину мою…
Звезда полей! В минуты
потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей
земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей.
1. Чтение стихотворения.
2. Анализ восприятия.
1) Каково ваше первое впечатление?
2) Что обусловило ваше восприятие?
3) Можете ли вы определить тему этого стихотворения?
3. Построфный анализ стихотворения.
– Название – сильная позиция в произведении, оно помогает понять основную мысль. Подумаем над сочетанием слов «звезда полей». Что необычного в этом сочетании?
Ответ: Звезда – это элемент небесного. Звезда – небесное светило, небесное тело. Поле – это земное, это простор русской деревни. Одновременное указание на неразрывную связь всего сущего и местонахождение этой связи. Звезда полей – звезда деревенской Руси, звезда его Родины.
– Докажите, что этот образ главный в стихотворении
Ответ: Несколько раз встречается в тексте.
– Символом чего является звезда в народной поэзии?
Ответ: Это один из главнейших символов судьбы, красоты и счастья. Звезда – это точка, поля-просторы. Звезда – не только часть вселенских просторов, но и их оберег.
– Какие чувства испытывает лирический герой в первой строфе?
Ответ: С одной стороны – тревогу, скрытую горечь, с другой – нежную любовь к Родине.
– Какой поэтический прием позволяет понять эту двойственность чувств в душе поэта?
Ответ: Антитеза – свет-мгла; «мгла заледенелая» – деревенская глушь, выражение «сон окутал Родину мою» подчеркивает неясность ее судьбы.
– Попробуйте последнюю строчку произнести в соответствии с написанием. Какой гласный звук вы слышите? Случайно ли это?
Ответ: «О» повторяется не случайно. «Оканье» – основной признак северновеликорусских говоров. Это своеобразное указание на родную Вологодчину. В этом обволакивающем «о» – магия сна, тишины, сказки.
– Какие действия совершает звезда в первой строфе?
Ответ: Звезда смотрит в полынью.
– Для чего остановилась звезда?
Ответ: Может быть, чтобы растопить лед в природе и отогреть душу человека.
– Какое чувство владеет лирическим героем во второй строфе?
Ответ: Чувство признательности звезде за ее тихий вечный свет, помогающий успокоиться и обрести себя.
– Обратите внимание на последние две строчки. Случайно ли одинаковое построение синтаксических конструкций? Каково значение этого приема?
Ответ: Звезда не просто горит, она горит в любое время года, ее свет неистребим.
– Что происходит с пространством в третьей строфе?
Ответ: Пространство расширяется, и звезда объединяет лирического героя с планетой. В своих переживаниях он выходит на новый уровень.
– Что происходит в четвертой строфе?
Ответ: Лирический герой возвращается к своей звезде, но настроение другое – он счастлив.
– Почему «во мгле заледенелой» звезда ярче и полней?
Ответ: Звезда – это свет, тепло. А как нужны именно здесь, в морозной мгле, ее приветливые лучи, побеждающие мрак и холод.
В ходе работы над текстом стихотворения на доске постепенно появляется схема (см. ниже).
Данная опора помогает учащимся подвести итоги урока. Итак, автор возвращается к мысли о судьбе Родины, но с другим настроением: чувство тревоги сменяется чувством уверенности в силе своей «звезды полей».
(Учащиеся записывают в словарики литературоведческих терминов определение интериоризации).
Обращение к репродукциям картин. Делается вывод о том, что недостаток цвета в поэзии Рубцова восполняется стихией света.
Ольга ЛУКЬЯНЧИКОВА, учитель русского языка и литературы СШ с. Волово, учитель года Липецкой области-2004
Комментарии