Самое крупное на постсоветском пространстве культурное событие – Международный фестиваль искусств «Славянский базар» в Витебске пережил радикальные перемены.
Легендарного гендиректора Родиона Басса, стоявшего у истоков еще фестиваля польской песни, из которого в 1992-м вырос «Славянский базар», с почетом отправили в отставку в связи с 60-летием и по состоянию здоровья. И тут же пошли разговоры на самом высоком уровне белорусской власти о новом формате «Славянки». Однако в чем именно заключаются новшества, никто не знает. С одной стороны, из традиционных 92 программ оставили с десяток и сократили сроки проведения фестиваля до пяти дней. А с другой – бюджет «Славянского базара» не только не уменьшился, но вырос до рекордных 4,5 миллионов долларов. На что ушли освободившиеся средства?
В кулуарах фестиваля шептались, что в этот раз эстрадные звезды приехали в Витебск еще, так сказать, по накатанной колее. Но что будет в следующем году? Под силу ли новому директору Александру Сидоренко, рекрутированному на эту должность из рядов чиновников местного облисполкома, справиться с капризными гостями из элиты мирового шоу-бизнеса, как это делал все предыдущие годы харизматичный Родион Михайлович? Большой вопрос. И уже на этом фестивале хватало скандалов и накладок.
«Славянский базар»-2013 стал настоящим испытанием для Эдиты Пьехи. Не так давно примадонна перенесла в Германии сложную и, по-видимому, не очень удачную операцию на коленном суставе, вызвавшую ряд осложнений и потребовавшую вмешательства российских докторов. Как бы там ни было, но процесс реабилитации еще не завершен, поскольку народная артистка СССР чувствовала себя в Витебске неважно. Это было особенно заметно на церемонии открытии именной звезды на фестивальной Аллее Славы, по поводу которой Эдита Станиславовна пошутила, что пришло время, когда ее закатали в гранит. Опираясь на руку своего внука Стаса Пьехи, певица отказалась отвечать на вопросы журналистов по поводу пошатнувшегося здоровья: «Не надо об этом». Даже встал вопрос об участии Эдиты Станиславовны в гала-концерте открытия «Славянского базара», где президент Белоруссии Александр Лукашенко должен был вручить певице весомую фестивальную награду за вклад в искусство. Однако все обошлось. Обезболивающие уколы сделали свое дело – 75-летняя Пьеха вышла на сцену, оставив за кулисами бригаду «скорой помощи», и держась за стойку микрофона задорно спела «Замечательного соседа». Так что даже Лукашенко заметил, что этот приезд певица запомнит надолго, и заверил, что его личный врач поставит Эдиту Станиславовну на ноги уже к утру.
Удалось ли белорусской медицине перещеголять немецкую? В последующие дни это уже мало интересовало фестивальную общественность, поскольку накатили другие животрепещущие события. То Александр Серов, отказавшись от персонального авто, пошел на вечерний концерт пешком через толпы гуляющего народа, едва успев к своему выходу, чем изрядно помотал нервы организаторам. То украинская певица Тина Кароль – единственный хедлайнер от Украины – отвергла все предложенные отели, как неприемлемые ей по статусу, и укатила обратно в Киев, не пробыв в Витебске и нескольких часов. То Дима Билан на полчаса застрял в лифте гостиницы. Впрочем, единственного российского победителя «Евровидения» в Витебске ждало куда большее разочарование: его сольный концерт собрал всего ползала. Хотя певец и уверял зрителей, что ничего страшного не произошло и что надо «брать не количеством, а качеством», но было видно, как сильно он расстроился. Чуть лучше ситуация была на сольном концерте Елены Ваенги, на который удалось продать две трети мест. При этом цены на билеты были весьма щадящими – от 900 до 2100 рублей в пересчете на российские деньги. Не сравнить с тысячей долларов, которые еще недавно запрашивали за первые ряды концертов Ваенги в Кремлевском дворце.
Без происшествий обошлись гастроли на «Базаре», кажется, только легендарных итальянских эстрадников, чей аншлаговый концерт «Привет из Сан-Ремо» стал гвоздем фестиваля. Всегда элегантный 65-летний Риккардо Фольи носился по сцене как заведенный, распевая Storie Di Tutti I Giorni, Malinconia, Ti Amo, Per Lucia и другие свои хиты 80-х. А вот 57-летний Пупо поначалу всех озадачил. В скромном костюме и при галстуке он выглядел, как уставший от жизни управленец. И даже не верилось, что именно этот человек спел Buratino Telecomandato, Su Di Noi, Lo Devo Solo A Te, которые звучали на всех дискотеках Советского Союза. Однако и его сердце покорили радушные белорусские зрители. Свой мегахит Gelato Al Cioccolato певец исполнил, уже приплясывая в компании трех эффектных витебчанок, которых он вытащил на сцену из зала. Завершал концерт 70-летний Аль Бано, который давно уже выступает без обворожительной Ромины Пауэр: звезды развелись и делят имущество. Оставив за собой все совместно нажитые песни, партию Ромины певец отдал на откуп четырем длинноногим бэк-вокалисткам и ударился в классику. В его исполнении прозвучали хор из «Аиды» Верди, Первый концерт для фортепиано Чайковского и «Аве Мария» Шуберта, переделанные под песни в ритме диско. И когда Аль Бано наконец-то затянул свою коронную Felicita, народ в зале с облегчением вздохнул и как один встал, отдавая дань главному западному хиту 80-х. «Люблю Беларусь и Шагала», – прокричал артист по-русски, упал и отжался десять раз. Оказалось, итальянцы – очень спортивные люди. К тому же еще и поют в живую, в отличие от многих российских исполнителей-фонограмщиков, выступавших на «Базаре». Такие у них в Европе традиции – артист должен общаться с публикой напрямую, не прикрываясь записями, которые были смонтированы в студии с помощью всемогущего компьютера.
Главное событие фестиваля, Международный конкурс эстрадной песни «Витебск-2013», все больше скатывается в местечковый вариант телепередачи «Поле чудес». Конкурсанты выходили к зрителям с пирожками собственной выпечки, играли на сцене в мяч, фехтовали на рапирах, подтягивались на турнике, рисовали на этюднике и даже читали мысли на расстоянии. Не хватало только фирменной команды массовика-затейника Якубовича: «Приз в студию!» и приветов «всем, кто меня знает». Слава богу, режиссерам телетрансляции достало такта все это безобразие вырезать, а выпустить в эфир лишь песни и объявление результатов судейства.
Впервые за всю историю «Базара» счастье улыбнулось Польше – фестивальное Гран-при и 15 тысяч долларов достались 25-летнему Михалу Качмареку. Первое место и 9 тысяч долларов уехали в Хорватию вместе с 22-летней Сабриной. Второе и третье место поделили вокалисты из Молдовы, Грузии, Румынии и Беларуси. Представители двух стран-основательниц «Славянского базара» России и Украины, увы, оказались лишь в хвосте первой десятки. Таким образом председатель жюри этого года Лариса Долина сдержала данное журналистам в начале фестиваля слово: своих не тянуть, а судить строго, но справедливо. «Для артиста эстрады на первом месте должна быть харизма, а вокальные данные лишь на втором, – считает Долина. – Бывает, выйдет на сцену совершенно безголосый человек, но от него идет такая энергетика, что зал буквально замирает. В нашем жанре важно умение донести смысл песни с помощью актерского мастерства. Песня — это музыкальный диалог. И здесь не обязательно голосить, как в опере. Конечно, хотелось бы, чтобы на эстраде все еще и пели хорошо, но так не бывает». А вот в этом с Ларисой Александровной хочется поспорить: истории известны примеры обратного, когда артисты и пели хорошо, и мастерски вели диалог со зрителем.
Фото автора
Комментарии