Лицей «Вторая школа» имени В.Ф.Овчинникова достаточно опытный игрок на олимпиадном поприще. Он традиционно входит в топ общероссийских рейтингов и занимает второе место в Москве по количеству дипломов заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, пропуская вперед только школу Центра педагогического мастерства. При этом по профильным дисциплинам – математике, физике, экономике – наши ученики лидируют. В 2023 году ученики лицея принесли в копилку сборной Москвы рекордные 88 дипломов победителей и призеров заключительного этапа по 10 предметам. Также ежегодно «второшкольники» пробуют себя в международных олимпиадах. Летом 2023 года трое из них получили золотые и серебряные медали на международных олимпиадах по информатике, математике и экономике.
Интерес школьников к олимпиадам понятен. Результативное участие дает серьезные преимущества при поступлении в ведущие университеты, а победа на заключительном этапе поступление фактически гарантирует. Премия, выплачиваемая в Москве призеру и тем более победителю, более чем значительна. И конечно, важным стимулом является спортивная составляющая. Многим хочется посоревноваться с сильнейшими сверстниками, собравшимися из разных регионов страны, и попробовать себя в единоборстве с красивыми и трудными задачами. А для некоторых ребят прелесть олимпиады в том, что это борьба не с конкурентами, а с самим собой.
Олимпиады очень серьезно мотивируют школьников. Но одновременно они в чем-то их ограничивают. Подготовка к региональному и тем более заключительному этапу заставляет сконцентрировать все силы на определенном предмете, на заданиях конкретного типа, на специфических техниках. Как всякий спорт высоких достижений, олимпиады взращивают узкую специализацию.
Да, конечно, подготовка к олимпиаде – это не только тренировки. В основе лежит хорошее предметное образование. Вторая школа в этом отношении предоставляет ученикам неплохие возможности. На ступени 6-9‑х классов (обучение в лицее «Вторая школа» начинается с 6‑го класса) на углубленном уровне преподаются математика и физика. Кроме привычных курсов по алгебре и геометрии в сетке часов присутствует и традиционный для математических классов практикум по решению математических задач.
Похожая структура реализуется и в преподавании физики. Помимо урочно-лекционных занятий существует практикум по решению физических задач, которые ребята решают и индивидуально сдают преподавателю и помогающим ему ассистентам. Такой разговор вокруг каждой задачи необходим, чтобы проверить понимание не только всех тонкостей решения, но и соответствующей предметной области. Кроме того, серьезная физика требует отдельных занятий физическим экспериментом, который также более 10 лет присутствует в учебном плане.
Обязательные уроки дополняются для заинтересованных школьников многочисленными кружками. Зачастую желающих так много, что занятия в параллели приходится выстраивать в формате уровневых групп, работающих по нескольким отличающимся программам. Это, соответственно, предполагает отбор и регулярную самостоятельную работу каждого ученика.
Помимо основных уроков и кружковых занятий организуются интенсивы и каникулярные школы.
В старшей школе 10-11‑е классы (а это 5 классов, то есть более 120 учащихся) два учебных дня работают в формате профильных групп. Опыт первых лет обучения в лицее заставляет ребят уточнить свой выбор и начать целенаправленную подготовку к учебе в университете. Примерно половина сохраняют обе традиционные профильные дисциплины – математику и физику, но некоторые ребята серьезно углубляются в программирование, экономику или олимпиадную математику. Многие на этом этапе помимо Всероссийской олимпиады школьников участвуют в так называемых перечневых олимпиадах, организованных ведущими университетами страны.
Казалось бы, при образовательной программе и таком наборе специализаций Международная естественно-научная олимпиада юниоров (IJSO) является всего лишь одной из многих, в которых участвуют лицеисты. Но это не совсем так.
Во-первых, олимпиада юниоров – командное соревнование.
Во-вторых, это редкая мультидисциплинарная олимпиада для школьников.
В-третьих, это один из самых авторитетных естественно-научных турниров для ребят, возраст которых не превышает 15 лет.
В-четвертых, от участников требуются как теоретические знания, так и навыки проведения эксперимента в трех предметах – физике, химии и биологии.
В совокупности эти четыре фактора делают IJSO уникальным явлением.
Олимпиады часто критикуют за то, что они дают школьникам неверное представление о будущей научной работе. Действительно, на олимпиадах ребята почти всегда соревнуются в одиночку, тогда как в реальной науке работа организована в рамках команды. Опыт командного взаимодействия, умение работать в коллаборации, использовать результаты других, распределять усилия, планировать работу коллектива – вот навыки, которых часто не хватает ярким молодым исследователям.
Сегодня научные открытия часто делаются на стыке дисциплин. Конечно, для ученых, работающих в области естественных наук, критически важна математическая подготовка. Но очень часто этого мало, реальным конкурентным преимуществом для физика является понимание химии, а для биолога – хорошая физическая подготовка. При этом в век узкой специализации и профилизации глубокое и всестороннее фундаментальное образование выглядит почти анахронизмом. И нам кажется очень важным, что находятся ребята, добивающиеся выдающихся результатов в олимпиадах по отдельным предметам и при этом, пусть в таком соревновательном формате, пытающиеся освоить смежные дисциплины. И лицей делает все возможное, чтобы такие устремления воспитывать.
В декабре 2023 года ученики Лицея «Вторая школа» имени В.Ф.Овчинникова Федор Авдеев и Мария Мягкова стали победителями XX Международной естественно-научной олимпиады в составе сборной России. Наша команда в общей сложности взяла шесть золотых медалей во время интеллектуальных состязаний в Таиланде. Еще награду высшего достоинства завоевал Владимир Беленький из школы №179. В своем телеграм-канале московских школьников с отличными результатами поздравил Сергей Собянин.
Олимпиада проходила в три этапа. Участники выполняли задания по химии, физике и биологии.
Здорово, конечно, что наши ребята победили на олимпиаде. Она особенная. До этого именно таких достижений у нас не было. Это уникальное событие. Суть этой олимпиады в том, что ребята должны продемонстрировать знания сразу по трем предметам, что совершенно необычно в век узкой специализации. Хорошо, когда старшеклассники не только развивают отдельные умения, но и имеют достаточно широкий кругозор и могут в дальнейшем выбирать самые разные направления. Маша и Федя – юные, но уже опытные бойцы. У обоих есть успехи на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Отлично, что ребята успевают и побеждать на таких состязаниях, и учиться на четверки и пятерки.
15‑летний Федор Фадеев выиграл весной 2023 года Всероссийскую олимпиаду по физике. А Мария Мягкова стала призером заключительного этапа по физике и химии. После этого ребята приняли участие в трех учебно-тренировочных сборах, два прошли в Московском физико-техническом институте, а один – в образовательном центре «Сириус». По результатам они оказались в топе рейтинга и вошли в состав сборной России.
– Мой любимый предмет – физика. У меня лучше всего получается решать теоретические задачи, во многом благодаря тому, что до этого участвовала в олимпиадах по математике. И у меня сложился структурированный подход к их решению, – рассказала после олимпиады Мария Мягкова. – Наиболее запомнилась на олимпиаде задача по химии. Из всей российской сборной с ней справилась только я. Эта задача была про экзотический фрукт мангостан (Garcínia mangostána), от нас требовалось рассчитать с помощью вспомогательных данных формулу входящего в него вещества. В итоге справились!
Федор Авдеев начал активно заниматься физикой и участвовать в олимпиадах с восьмого класса. Как и у Маши, его любимый предмет – физика, именно в этом направлении он планирует развиваться дальше, собираясь после окончания школы поступать в МФТИ.
– Вторая школа не дает расслабиться, так что даже по физике получаю не только пятерки, но и четверки. А так я хорошист. У меня были в свое время плохие оценки по химии, но потом я сумел выровняться и по этому предмету, – поделился Федор.
Как отметили ребята, самым сложным получился для сборной России тур по химии.
– А со всем остальным проблем у нас вообще не возникло. Мы отыгрались на практическом туре. Самым серьезным конкурентом для сборной России была сборная Тайваня. Они традиционные лидеры и в том году выступали наиболее стабильно, собрали все спецпризы и победили в общем зачете олимпиады, – рассказал Федор Авдеев.
Выступление на олимпиаде – один из кульминационных моментов в школьной жизни, победа приятна и почетна. Но важно помнить, что по-настоящему значимыми являются глубокое образование и интерес, из которого вырастают жизненные цели.
Михаил СЛУЧ, директор Лицея «Вторая школа» имени В.Ф.Овчинникова
Комментарии