search
main
0

Золотой запас России Методические рекомендации по поиску и выявлению одаренных детей в процессе школьного обучения

В одаренных детях учителя выделяют несколько признаков их способностей. Это высокая эрудиция, умение нестандартно мыслить, умение грамотно излагать свои мысли, большой лексический запас, способность к быстрому и точному запоминанию, хорошая долговременная память, высокая работоспособность на уроках, быстрота выполнения заданий на уроках, потребность в усиленной интеллектуальной нагрузке, склонность к анализу, разносторонние интересы, умение играть и быстро перевоплощаться в игре.
Американский психолог Б.Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей:
1. Неприязнь к школе.
2. Игровые интересы.
3. Конформность (отрицание стандартных требований).
4. Погружение в философские проблемы.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
6. Стремление к совершенству.
7. Ощущение неудовлетворенности.
8. Нереалистические цели.
9. Сверхчувствительность.
10. Потребность во внимании взрослых.
11. Нетерпимость.
12. Низкая продолжительность сна.
Один из американских специалистов в области проблем обучения одаренных детей Эпстайн (1979) очень точно заметил: “Есть что-то в…характере (взрослых), что не принимает юных умников. Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно. Но высокий интеллект не рождает симпатии. Людей раздражают интеллектуалы. Может быть, поэтому специалисты не спешат заняться разработкой специальных программ для одаренных детей. В школьном возрасте таких детей насчитывается всего 3-5% и они, как правило, лишены необходимой поддержки. А заниматься одаренными детьми совершенно необходимо”.
Вполне очевидно, что специальные программы по обучению одаренных детей не могут появиться и быть реализованы без дополнительного финансирования. (В США только в 1982 г. было 18 таких программ).

Определение одаренности
Среди одаренных детей встречаются и такие, которых считают “трудными”. “Трудность” их заключается в стремлении поступать и делать выбор самостоятельно, избегая педагогической рецептуры, опеки, наставлений. Нередко у них обострено чувство самосознания и собственного достоинства, это проявляется и у младших школьников, и в среднем школьном возрасте, и у старшеклассников. Не следует стремиться “переломить” эту “трудность” педагогическим авторитаризмом, гораздо лучше найти общий язык с ними через сотрудничество, впрочем, это относится к общению и с другими детьми.

Анкетирование
Секрет одаренности детей, как считает Н.С.Лейтес, в сильной тяге к умственной деятельности, т.е. познавательной потребности. В.С.Юркевич предложены анкеты для выявления познавательной потребности у учеников:
I. Анкета для выявления интенсивности познавательной потребности.
1) Как часто ученик подолгу, несколько часов подряд не отрываясь, занимается какой-либо умственной работой?
а) очень часто;
б) иногда;
в) очень редко.
2. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос “на сообразительность”?
а) “помучиться”, но самому найти ответ;
б) когда как;
в) получить готовый ответ от других.
3. Много ли читает дополнительной литературы?
а) постоянно много;
б) неровно. Иногда много, иногда ничего не читает;
в) мало или совсем ничего не читает.
4. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?
а) очень эмоционально;
б) когда как;
в) эмоции ярко не выражены (здесь надо учитывать общую эмоциональность ребенка).
5. Часто ли задает вопросы?
а) часто;
б) иногда;
в) очень редко.
Ответы “а” – свидетельствуют о сильной выраженной познавательной потребности; “б” – об умеренной; “в” – о слабо выраженной.
II. Анкета для определения уровня познавательной потребности у старшеклассников.
1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?
а) связаны очень тесно;
б) связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности;
в) никак не связаны.
2. Обращается ли ученик к серьезным источникам, пользуется научной литературой (а не только научно-популярной), работает со словарями и т.д.?
а) постоянно;
б) иногда;
в) очень редко.
3. Ставит ли в своей работе задачи, выполнение которых невозможно в один присест, требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?
а) большинство занятий подчинено этому принципу;
б) ставит такие задачи, но редко выполняет;
в) не ставит долговременных задач.
4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать “черную”, не интересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?
а) делает всегда столько, сколько нужно;
б) делает периодически;
в) не любит выполнять не интересную для него работу.
5. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?
а) всегда, когда это нужно;
б) редко;
в) не способен.
Приведенные анкеты помогут не только в диагностике познавательной потребности у одаренных детей, но и в определении ее уровня у различных учащихся.

Тестирование
В методике меняется форма обращения зависимости от ситуации и возраста испытуемого: “Ваш ребенок”, “Ваш воспитанник, ученик”, “Вы”. Респондент может быть с завышенной, заниженной или адекватной самооценкой и оценкой. Но так как ответы на поставленные вопросы даются спонтанно, сразу, а их достаточное количество, то среднее арифметическое число баллов, полученное на вопросы, приближается относительно к истине. Предлагается структура и характеристика ряда способностей: перечислены пятнадцать областей, в которых человек может проявить свой дар, талант.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
(Де Хаана и Кафа)
1. Ваш ребенок учится новым знаниям очень быстро и легко.
2. Обладает чувством “здравого смысла” и использует знания в практических, повседневных ситуациях.
3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и последствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
5. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
6. Имеет богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, легко выражает свою мысль.
7. Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или на два.
8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
9. Задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов, по поводу которых очень часто спрашивает взрослых.
10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения проблем.
12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ
1. В своих рисунках и картинах изображает большое разнообразие различных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).
2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.).
4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
6. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре, или создает собственное.
8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной для того, чтобы изображать события или вещи в трех измерениях (пространственно).

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ
1. Отзывается очень быстро и легко на ритм мелодии, всегда вслушивается в них.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувства.
4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт туда, где можно слушать музыку.
5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получилось слаженно и хорошо.
6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

СПОСОБНОСТИ К ЗАНЯТИЯМ НАУЧНОЙ РАБОТОЙ
1. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).
2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
3. Обладает выше средней способностью к пониманию абстрактных понятий, к установлению обобщений.
4. Хорошая “моторная” координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что слышит).
5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем чтение книг художественных, детективов и прочее.
6. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителями или родителями или если его “эксперимент” не получился.
7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
8. Проводит много времени над созданием собственных “проектов”: конструированием радиоприемника, построением телескопа, летательного аппарата, собиранием коллекций.
9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ДАРОВАНИЕ
1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Придает что-то и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
4. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль.
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
7. Любит писать рассказы, стихи и др.
8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства и настроения, характер героев.

АРТИСТИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
4. Понимает и изображает конфликт в ситуации, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
8. Пластичен и открыт новому, “не зацикливается” на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток и всегда проверяет новую идею, и только после “экспериментальной” проверки может от нее отказаться.

СПОСОБНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИЕ
1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей, поездов, радиоприемников и др.
4. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
5. Понимает в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на “поиск”.
6. Любит выполнять чертежи и наброски механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

СПОСОБНОСТИ К СПОРТУ
1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
3. Постоянно преуспевает в каком-либо виде спортивной игры.
4. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
5. Лучше других физически координирован в движениях среди сверстников, движется легко и грациозно.
6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх, в игре в хоккей, баскетбол, футбол и т.д.

Зоя СБИТНЕВА,
методист Ленинского отдела образования
Барнаул

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте