search
main
0

Золотой ключик доверия

Нормы и принципы взаимодействия

Говорят, что есть профессия, а есть служение. К служению относят труд военного, священника… Думаю, что и труд классного руководителя при условии его преданности своему делу можно без преувеличения назвать служением.

Пожалуй, классный руководитель – самая значимая фигура в школе. От него в решающей степени зависит, насколько комфортно и защищенно ребенок себя чувствует в школе, как у него складываются отношения с одноклассниками, учителями. От него зависит, насколько насыщенной и интересной будет жизнь класса. Вот почему так важно не отнестись формально и равнодушно к своему статусу – дети это чувствуют как никто. Другая крайность – превратиться в «наседку», чрезмерно опекая ребят, решая за них и вместо них все вопросы. Нужно уметь выстраивать воспитательную деятельность на основе сотрудничества и сотворчества, согласовывая и обсуждая мнения и точки зрения ребят, даже самых маленьких.

Хороший учитель чувствует свой класс – его настроение, отношение к событиям школьной жизни и друг к другу. Увы, классы бывают разные. Некоторые выпуски оставляют в душе много теплых воспоминаний, а другие не особо и вспомнишь. Но в любом случае задача учителя – выстраивать с ребятами доверительные отношения, совместно вырабатывать нормы и принципы жизни в коллективе. Классный руководитель выступает инициатором совместных действий, но настоящий талант педагога в том, чтобы постепенно передавать инициативу в вопросах организации жизни коллектива в руки самих детей при сохранении за собой права быть консультантом и «дирижером» по основополагающим позициям. Для детей такой опыт бесценен, ведь сегодня они, как правило, инфантильны и привыкли, что за них все решают и делают взрослые. А задача классного руководителя – направить, задать правильный вектор и мягко скорректировать ошибки, недочеты. Очень важно также, чтобы каждый ребенок попробовал себя и в роли лидера, и в роли рядового, ответственного и исполнителя.

Связка «классный руководитель – ученик – родитель» в начальной школе гораздо крепче, ощутимее, важнее, чем в средней и старшей, где у детей, за редким исключением, со сверстниками складываются более доверительные отношения, чем с учителями.

Именно в начальной школе классный руководитель становится тем важным мостиком, который связывает школу и семью. 1 сентября за школьную парту ты усаживаешь не только 30 своих учеников, но столько же мам, пап, бабушек, дедушек… Теперь вы в одной обойме! Они вручают тебе свое все. И ты должен… нет, ты просто обязан стать для этих людей доверенным и надежным человеком и постараться не растерять их веру. Это невероятно трудно. Потому что требует большой психологической, физической, временной отдачи. Между личной жизнью педагога и его работой нет границ. Поистине классный руководитель – это образ жизни. Его мысли все время заняты детьми. Но ведь в школу не попадают случайные люди (а если и попадают, то очень скоро естественным образом отсеиваются)! Если ты пришел в школу и остался – значит любишь свою профессию и детей.

Любой учитель скажет, что детям не только отдаешь, но и очень много от них получаешь – позитива и положительных эмоций от сказанных ребенком или родителем искренних слов благодарности, от успешно написанной контрольной, от совместной работы над интересным проектом, от блестящего выступления твоего класса на мероприятии… И как бы мы ни жаловались, что трудно, нет свободного времени на себя, семью (а это действительно так), в некоторой степени мы лукавим, потому что точно знаем, что уже не сможем жить другой, более размеренной жизнью…

Во главу угла я ставлю создание дружного, сплоченного коллектива, где каждому комфортно и уютно. Коллектив этот включает не только детей, но и родителей. И стратегия воспитательной работы школы сегодня позволяет как можно больше «внедрять» родителей в школьную жизнь. Невозможно даже перечислить то бесчисленное количество мероприятий, которые способствуют ее осуществлению: родители заново узнают Москву вместе со своими детьми и учителями (олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы»), пополняют свои знания в различных сферах науки (проект «Университетские субботы»), занимаются совместно с детьми спортом (соревнования «Папа, мама и я», теннисные турниры, товарищеские матчи по футболу), мы даже поем и пляшем все вместе (театральные проекты, концерты).

Классный руководитель постоянно находится в позиции исследователя. Он изучает ребят в самых разных их проявлениях: на уроках, на перемене, в общении с педагогами и одноклассниками. Зачем он это делает? Во-первых, для того чтобы успешнее строить взаимодействие с ними. Во-вторых, чтобы уметь поддержать в нужный момент. У классного руководителя четыре глаза и четыре уха. Он всегда прислушается к разговорам детей между собой. В этих разговорах ребята настоящие, им не нужно понравиться, угодить учителю. И именно из общения ребят друг с другом можно почерпнуть важные нюансы, помогающие понять ребят, их поступки и поведение, интересы. А вдруг у ребенка что-то не так: в семье, с одноклассниками, с учителями. Мне он постесняется сказать, а с ребятами поделится. Кому, как не классному руководителю, решать столь щекотливые вопросы! И тут ты мобилизуешь все свои таланты – психолога, дипломата, переговорщика, посредника, просто опытной мамы троих детей, – лишь бы помочь ребенку.

Требуется подобрать ключик не только к ребенку, но и к каждому взрослому, родителям. Порой это совсем нелегко, но хороший учитель и классный руководитель постарается избежать конфликтной ситуации во что бы то ни стало. Ведь это прежде всего в интересах ребенка. Если родители не доверяют учителю, ребенку это всегда во вред. А суть взаимодействия учителя и семьи заключается именно в том, чтобы мы вместе были заинтересованы в успехах ребенка, в раскрытии и развитии в нем лучших качеств и талантов, необходимых для самоопределения и самореализации.

Интересных форм работы с детьми и родителями много. Они общеизвестны, мы все периодически используем их в своей работе. Но я знаю точно, что если нет настоящей любви, души, уважения, терпения и терпимости друг к другу, все эти методики становятся сухой формальностью, не дающей настоящих плодов и результатов. Поделюсь личными наблюдениями и выводами как учителя и мамы:

– если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– если ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Нарине МУРАДЯН, учитель начальных классов школы №1101

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте