Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Золотоискатели. Ролевая игра

Учительская газета, №50 от 13 декабря 2005. Читать номер
Автор:

Тема «Права человека и государство». 8-е классы. Урок разработан в Молодежном центре прав человека и правовой культуры.

Перед началом первого этапа команды получают конверты с надписью: «: вскройте, если у вас возникнут проблемы с властями» (чтобы играющие не решили, что первому этапу соответствует карточка №1, второму – №2 и т.д., каждый совет должен быть написан на отдельной карточке без номера). Поскольку чиновники будут создавать всевозможные препятствия (опираясь на противоречия в законах) для прохождения этапа, команде придется пробовать разные варианты действий. На каком этапе открыли «» и какими советами воспользовались в ходе игры?

Цели: Определить возможные ситуации нарушения и реализации прав человека во взаимоотношениях гражданина с государственными служащими. Рассмотреть варианты действий гражданина в ситуациях, когда нарушаются его права.

Задачи:

На примерах ситуаций ролевой игры школьники должны:

научиться правовым способам действий граждан в тех случаях, когда их права нарушаются из-за:

нежелания представителя исполнительной власти соблюдать законы (чаще всего из корыстных соображений);

несоответствия или полного противоречия подзаконных актов законам;

неточности формулировок в законе и противоречий между законами;

убедиться в том, что неправовые методы решения проблемы (при кажущейся простоте и эффективности) в конечном счете далеко не всегда приводят к желанному результату;

получить первое представление о функционировании трех ветвей власти.

В конце изучения темы дети должны:

знать содержание понятий «подзаконный акт», «должностная инструкция», «правоприменительная практика», «законодательная инициатива»;

уметь различать два принципиально разных уровня общения: с частным лицом и с представителем власти (смешение этих уровней – самая типичная ошибка при решении проблемы);

знать различные способы решения правовых проблем, связанных с несовершенством законодательной базы.

Ролевая игра «Золотоискатели»

Основные этапы игры

1. Деление на группы и раздача заранее подготовленных учителем паспортов, в которых уже указаны основные данные о золотоискателе: фамилия, имя, дата рождения, пол, наличие братьев и сестер, семейное положение (в одной группе должно быть равное число неженатых мужчин и незамужних женщин, в остальных – неравное); определение (с помощью игрального кубика) и выдача «первоначального капитала».

2. Ознакомление учащихся с правилами игры, сюжетом, законами Страны Золотоискателей.

3. Выборы членов парламента и судей.

4. Движение команд по игровым этапам.

5. Первое обсуждение игры.

Общий сюжет

Место действия – страна, похожая на США или Канаду конца ХIХ в. В ней недавно нашли золото. Играющие – золотоискатели, которые хотят попытать счастья. Они стремятся побыстрее добраться до приисков и застолбить самый лучший участок. На своем пути к приискам участники сталкиваются с разными чиновниками и решают возникающие проблемы.

Игра построена по принципу «игры по станциям». Играющие делятся на команды и двигаются по этапам. На каждом этапе (станции) им дается задание. Выигрывает команда, быстрее других прошедшая все этапы. Двигаться по этапам команда может только в полном составе, терять никого нельзя (желательно, чтобы в команде было от трех до шести человек). Чтобы не создавать заминок, станций должно быть на одну больше, чем команд. Все ведущие («чиновники»), стоящие на станции, должны иметь полный комплект заданий для всех пяти предполагаемых этапов игры. Тогда, пройдя какой-то этап, команда переходит на любую свободную станцию, сообщает ведущему, какие этапы она уже прошла, и получает новое задание. Лучше всего проводить игру в актовом зале или коридоре, в разных сторонах которого будут находиться станции.

Ведущие

ведущий, координирующий работу «Суда» и «Парламента»;

«полицейский»;

«чиновники» на станциях. Количество чиновников зависит от количества команд (соответственно – число команд + 1).

На роли чиновников, профессора и полицейского можно поставить ребят, которые, с вашей точки зрения, самостоятельно справятся с подобным заданием. Инструкции к ролям и консультацию учителя ребята должны получить за 2-3 дня до игры.

Материалы для игры

5 головоломок, ребусов или занимательных задач, не очень сложных, решаемых за 3-5 минут (комплект на каждую станцию);

игровые паспорта;

деньги – монеты (например, рубли, если не жалко), которых должно быть не меньше, чем число играющих (за исключением ведущих), умноженное на шесть;

несколько игральных кубиков;

веселые таблички с названиями этапов (комплект на каждую станцию);

списки законов (по экземпляру – «Суду», «Парламенту» и каждой команде);

конверты с «Советами Бывалого Золотоискателя» по числу команд.

Законы Страны Золотоискателей

1. Все люди рождаются свободными и имеют равные права.

2. Частная собственность неприкосновенна.

3. Распоряжения представителей исполнительной власти обязательны для всех граждан.

4. Любое насилие запрещено.

5. Взятки запрещены.

6. Все граждане должны иметь при себе паспорт и предъявлять его по требованию представителя исполнительной власти.

Советы Бывалого Золотоискателя

Договоритесь об изменении поставленных условий.

Попытайтесь хитростью обойти поставленные условия.

Прорвитесь силой, игнорируя поставленные условия.

Обратитесь в Суд с иском.

Обратитесь в Парламент с предложением изменить какой-то закон (Парламент рассмотрит предложение, если к нему присоединятся три группы из пяти (или две из четырех).

Устройте митинг, демонстрацию. Привлеките внимание общественности.

Предварительная работа ведущего с «судьями». Ведущий должен помочь «судьям» вспомнить основные функции суда, этапы судебной процедуры. Особенно важно подчеркнуть мысль о том, что справедливый суд руководствуется духом закона. (Можно, конечно, написать инструкцию для судей, но, поскольку их роль особенно важна, лучше проговорить все с ними вместе.)

Инструкция для «парламентариев». Каждый из вас представляет в Парламенте интересы своей группы. Ваши избиратели могут обращаться к вам с просьбами внести в Парламент какой-либо законопроект, изменить закон, а также проконсультировать их по сложной правовой проблеме (но помогать им выполнять задания на этапах вы не имеете права). Если в Парламент приносят петицию, подписанную половиной всех золотоискателей, вы обязаны ее рассмотреть. Наблюдая за ходом действия, вы можете сами вносить какие-то предложения для обсуждения на заседании Парламента. Парламент принимает все решения простым большинством голосов в ходе открытого голосования.

Примечание для учителя. Каждому члену Парламента заранее выдаются все документы, циркулирующие в игровом пространстве.

Инструкция для «полицейского». В течение всей игры вы должны: немедленно реагировать на обращения к вам золотоискателей и стоящих на этапах игроков (выяснять, в чем дело, звать судей, задерживать взяточников и взяткодателей); быть «связным» между ведущим игру учителем и ответственными за этапы игроками. На первом или втором этапах вы должны попробовать спровоцировать каждую группу на дачу вам взятки: вы обещаете тихонько провести мимо чиновника и, если вам дают требуемую сумму, скрываетесь, не исполнив обещания (с одной группой), или исполняете обещание (с двумя другими). На третьем этапе после решения Суда в пользу золотоискателей вы вежливо обращаетесь к профессору: «Будьте добры, пропустите этих людей, вот решение Суда». Когда он отказывается их пропустить, вы пожимаете плечами и говорите: «Закон запрещает любое насилие, я ничего не могу сделать…»

Ход игры

1. Подготовительная часть.

Играющие делятся на команды. Каждая команда выбирает одного или двух своих представителей (можно попросить выбрать самых уважаемых и рассудительных) в Парламент и Суд. (Например, трое – Парламент, двое – Суд.)

Ведущий сообщает членам команд, в какой стране они находятся, кто они и каковы их цели. Он зачитывает законы, подчеркивая необходимость следовать только им в своих действиях. Сообщает, что за их соблюдением следят полицейский и Парламент. Раздает списки законов. Играющие получают паспорта, в которых указаны следующие данные: имя, фамилия, пол, дата рождения, семейное положение, наличие братьев и сестер, финансовый статус игрока (последний определяется с помощью игрального кубика – по числу очков на его грани). «Чиновники» также получают паспорт, деньги им не нужны.

В это же время «судьи» и «парламентарии» узнают о своих обязанностях: Суд должен разбирать дела, следуя законам, а Парламент – следить за их соблюдением и, прислушиваясь к мнению народа, вносить поправки. (Все вопросы нужно обсудить, а по ходу игры постоянно помогать этим игрокам.)

Перед началом первого этапа команды получают конверты с надписью: «Советы Бывалого Золотоискателя: вскройте, если у вас возникнут проблемы с властями» (чтобы играющие не решили, что первому этапу соответствует карточка №1, второму – №2 и т.д., каждый совет должен быть написан на отдельной карточке без номера). Поскольку чиновники будут создавать всевозможные препятствия (опираясь на противоречия в законах) для прохождения этапа, команде придется пробовать разные варианты действий.

Формально команда переходит на следующий этап, если решит предложенную чиновником головоломку. Но, пользуясь третьим законом, чиновники издают местные распоряжения, противоречащие остальным законам.

2. Движение команд по станциям.

I этап. «Мост».

Команда находится у пропасти, через которую перекинут старый мост. Чиновник – дорожный инспектор, следящий за безопасностью движения, – дает им задание и отбирает на проверку паспорта. Он выбирает знак зодиака кого-то из играющих и заявляет: «Сегодня неблагоприятный день для данного знака, и я не советую родившемуся под этим знаком ступать на наш мост. Мост старый, денег на ремонт у нас нет, а он скоро совсем развалится. Я не могу вас пропустить». Но это лишь самодурство чиновника, не подкрепленное официальным распоряжением. Команда может (заглянув в конверт):

убеждать чиновника, что он не прав;

дать взятку;

прорваться силой;

обратиться в Суд.

Взятки полицейский не должен замечать, а если команда пробует прорваться силой, то мост обваливается под первым же игроком и команда вынуждена идти в обход – на дополнительный этап. В четвертом случае суд расспрашивает команду, просматривает законы и признает, что чиновник был не прав – официального распоряжения не было.

II этап. «Индейская территория».

У чиновника имеется официальное распоряжение: не пропускать на территорию неженатых (незамужних) людей. Здесь отыгрываем в разных группах две различные ситуации:

1) Чиновника интересует только строгое соблюдение распоряжения, хотя оно явно противоречит первому закону; он совершенно не настроен вступать в какие-либо неформальные отношения с золотоискателями (диалог невозможен); золотоискатели вынуждены обращаться в Суд, но судьи не могут решить это противоречие, ведь согласно третьему закону чиновник всегда прав. Необходимо обращаться в Парламент с просьбой отрегулировать этот вопрос. Будут ли игроки обращаться к своему депутату или собирать подписи у членов других групп – это их дело. Вероятно, Парламент уточнит третий закон, чтобы пресечь появление таких дискриминационных инструкций.

2) Чиновник рад был бы их пропустить и готов вместе с ними подумать над их проблемой. Посовещавшись (можно обратиться за консультацией к своему депутату), они поймут, что есть простой выход: тут же на месте заключаются браки, и требования соблюдены.

III этап. «Частное лицо».

Команду здесь останавливает не чиновник, а старик – профессор математики: он не любит необразованных людей и предлагает задачки такого уровня, что игроки их решить не могут. Они должны сообразить, что не обязаны подчиняться требованиям частного лица. Профессор непреклонен, приходится обращаться в Суд, но старик ведет себя нагло, не желает подчиняться, и тут оказывается, что полицейский не может привести приговор Суда в исполнение: ведь любое насилие запрещено… Золотоискатели вынуждены снова обращаться в Парламент.

IV этап. «Платная дорога».

Цель этого этапа – наказать взяткодателей: если у них не хватит денег, они вынуждены идти по трудной обходной дороге на дополнительный этап (на этом этапе они разгадывают какие-нибудь шарады, никаких правовых проблем не ставится).

V этап. «Контора шерифа».

Это завершение игры: как только первая группа золотоискателей приходит к шерифу и предъявляет ему доказательства прохождения всех этапов (отметки чиновников в паспортах, квитанции об оплате проезда по платной дороге), шериф выдает им документ на владение золотоносным участком.

Примечание для учителя. Каждому ученику, играющему роль чиновника на этапе, профессора, полицейского, необходимо за несколько дней до игры дать подробную инструкцию с четким указанием характера его персонажа и всех его действий.

Ведущий игру учитель или не берет на себя никакой игровой роли, или играет роль полицейского (это дает ему возможность следить за действиями всех участников игры).

После игры необходимо сразу же начинать обсуждение, чтобы снять эмоциональное напряжение, дать детям «выговориться». Учитель должен помочь детям избавиться от негативных эмоций, которые могут возникнуть в ходе игры.

Прежде всего необходимо восстановить ход игры и действий золотоискателей. Представители групп золотоискателей, начиная с команды-победителя, отвечают на вопросы, записанные учителем на доске:

Какие препятствия пришлось преодолеть?

На каком этапе открыли «Советы Бывалого Золотоискателя» и какими советами воспользовались в ходе игры?

Давали ли взятки? Кому? Принесло ли это пользу?

Как вы оцениваете роль полицейского, судей, парламентариев?

Как вы оцениваете работу вашей группы?

Первая группа рассказывает обо всем подробно, остальные добавляют, в чем у них были отличия. (Скорее всего этот разговор придется переносить на следующее занятие.)


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту