В середине ноября прошлого года в городе Владикавказе Республики Северная Осетия – Алания прошел финал I Всероссийского конкурса работников образовательных учреждений «Воспитать человека». Основная задача конкурса, как записано в его документах, – повышение авторитета, статуса педагогических работников, обеспечивающих воспитательный процесс в образовательных учреждениях России. Столь пристальное внимание к педагогам-воспитателям не случайно. В образовательных стандартах второго поколения, которые сегодня широко обсуждаются и в школьных коллективах, и на страницах «УГ», вопросы воспитания и социализации личности ребенка стали одними из главных. И если раньше от некоторых школьных директоров еще можно было услышать безапелляционное «школа должна только учить», сегодня даже такие руководители меняют свою позицию.
Юлии Румянцевой, воспитателю Россошанской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ничего менять не нужно. Шесть лет назад, когда она только устраивалась на работу в школу-интернат города Россоши Воронежской области, все вакансии учителей-математиков (Юлина специальность) были заняты, поэтому ей предложили поработать некоторое время воспитателем. Юлия Михайловна согласилась, в том числе и потому, что понимала всю ответственность и благородство своей новой работы. В Россошанской школе-интернате ребятишки всех своих воспитателей зовут мамами и папами, ведь это именно они будят по утрам и собирают на занятия, встречают после уроков, помогают с домашними заданиями, возят и водят на экскурсии и даже читают книжки на ночь, укладывая малышей после отбоя.
На I Всероссийском конкурсе «Воспитать человека» в номинации «Воспитатель детского дома, школы-интерната» Юлия Румянцева заняла второе место. Она не расстраивается, что не оказалась абсолютным победителем, говорит, первого места по праву удостоилась очень опытный педагог и воспитатель из Владимирской области.
О том, как попала на конкурс, Юлия рассказывает вот что:
– Для меня все началось с того, что в прошлом году в Воронеже проводился конкурс воспитателей учреждений интернатного типа Воронежской области. Я стала победителем, после чего получила приглашение поучаствовать в заочном этапе Всероссийского конкурса. Для этого летом 2008 года выслала в жюри солидное портфолио – грамоты, обобщение опыта работы, диаграммы, исследования. Но все равно для меня стало неожиданностью, когда в октябре пришло приглашение из Министерства образования и науки РФ поучаствовать в финале Всероссийского конкурса во Владикавказе.
Директор нашей школы-интерната Сергей Николаевич Козютенко меня поддержал и помог договориться с шефами – Россошанским заводом химических удобрений. Руководство предприятия нашло средства и для отправки на конкурс, и для покупки необходимых материалов.
– Не страшно было ехать?
– Я тогда об этом не думала, потому что все время занимала подготовка. В целом впечатления об организации конкурса и о самом Владикавказе наилучшие! Люди очень доброжелательные, нас прекрасно встречали, предоставили хорошую гостиницу. Программа включала поездку в Беслан, и, конечно, все это было очень волнительно.
Поездка и участие в конкурсе заняли неделю. Юлия рассказывает, что пришлось везти с собой очень много работ и материал для их изготовления. На конкурсе во время мастер-классов каждый участник показывал, чему он обучает своих воспитанников. Работы Юлии Михайловны и ее учеников сейчас собраны в кабинете воспитателей, и, честно признаюсь, раньше я такого не видела. Называется эта красота «изонить», то есть рисование на картоне нитками. Делается картина руками, при помощи иглы и разноцветных нитей, часто золотых и серебряных – очень красиво и необычно. Сначала – просто рисунок, потом по контуру прокалываются иглой отверстия, в которые протягиваются нити. Иногда сочетания получаются самые неожиданные: разноцветные, контрастные, тонированные, плавно переходящие от одного цвета к другому. Делают такие картины дети начиная со второго класса и до выпускного. Так как школа работает в режиме полного дня, то и занятия у них могут стоять в расписании и в 17 часов, и в 15, и в разные дни. Например, Юлия Михайловна с «началкой» занимается среди недели, а старшеклассники приходят к ней в воскресенье, так как у них это свободный день. У нее соответственно рабочий. Когда выходной? В субботу.
Так работают все воспитатели школы-интерната: не только смотрят за детьми днем, попеременно дежурят по ночам, но и ведут различные кружки и секции. У заслуженного учителя РФ Зои Ивановны Дегтяревой 36 воспитанников – две возрастные группы, и мальчики, и девочки, – вышивают крестиком. Причем делают это настолько красиво, что уже украсили своими работами школьный кабинет народного творчества и не раз становились победителями самых различных конкурсов.
Юлия Румянцева говорит, что на занятия к неинтересному преподавателю их дети не пойдут. Поэтому каждый старается заинтересовать ребят, привнести в свою работу какую-то оригинальность и новизну.
– Мы участвуем во многих выставках, иногда жюри даже не верит, что эти картины выполнены маленькими детками, – Юлия показывает полки, заставленные множеством детских работ. – Вот эту картину – «Жар-птица» – вышивал второклассник, и «Цветы» тоже сделаны руками учеников начальной школы. Чтобы добиться тонкости работы, надо быть очень аккуратным и внимательным. У меня есть специальные шаблоны, и сами наши дети, кто хорошо рисует, делают рисунки, которые потом используются как шаблоны. Но мы стараемся, чтобы работы были разнообразные, даже когда тренируемся.
Вот эта работа называется «Храм пророка Илии в городе Россоши», видите, тут и золотые нити, и серебряные. Стоят они недешево, но школа покупает, мы Сергея Николаевича просим, и он нам не отказывает. И рамки покупаем…
Изонитью Юлия занимается с ребятами третий год, вокруг нее сложился уже постоянный детский коллектив, в котором более 20 мальчишек и девчонок. Еще они занимаются оригами, бумагопластикой и делают кукол – русскую традиционную игрушку. Каждая кукла сделана по особой технологии, о которой Юлия Михайловна вместе с десятиклассницей Аней Леневой, награжденной грамотой «Золотого фонда» Воронежской области, даже рассказывали на районной конференции. Там про всех кукол было: и про Свистунью, и про Матрешку, и о технологии изготовления соломенных кукол, дымковской, загорской матрешек, а еще – украинской, семеновской, первой русской, кировской! И о том, что куклы на Руси были игровые, обережные. Аня Ленева готовила реферат, а Юлия Михайловна вместе с малышами делали кукол для показательного стенда.
На мой вопрос, почему ей все это настолько интересно и не было ли в их семье учителей, Юлия Михайловна только головой кивнула: были, и не один! Мама – преподаватель математики в Россошанском колледже, бабушка – тоже математик, работала в школах города Алексеевка соседней Белгородской области. По папиной линии бабушка – учитель начальных классов, дефектолог, дедушка – учитель истории. Прабабушка по маминой линии – учитель начальных классов, ее отец – учитель истории, на этом семейные сведения перестают быть точными, но не исключено, что и более ранние Юлины предки имели отношение к учительству. Сама она с детства знала, что будет учителем. После девятого класса поступила в Россошанский педагогический колледж, и хотя в школе училась отлично, но старшим классам предпочла получение профессии. Потом был экстернат Воронежского университета, и знания, приобретенные в педколледже, очень пригодились.
Сегодня она нисколько не жалеет о том, что стала воспитателем в школе-интернате, говорит, что ни в какой другой профессии и ни в какой другой школе себя не мыслит. Разработала и защитила в областном институте повышения квалификации две авторские программы – по народной игрушке «Кукла из бабушкиного сундука» и по изонити – «Прекрасное – своими руками». Всего за последние два года в Россошанской школе-интернате были утверждены четыре авторские программы воспитателей – сразу статус повышается и у учителей, и у школы.
Еще она вместе с детьми выпускает школьную газету, последний номер был посвящен 18 ноября – дню рождения Деда Мороза. «Ну как мы можем пропустить такую дату? Это же мировой праздник!» Поэтому в газете рассказали о Дедах Морозах практически всех стран мира, в том числе и о старославянском Деде Трескуне.
Школьная газета называется «Росинка» – так же, как и школьная детская организация. В начальных классах свое звено – «Дружные ребята», в средних классах – «Радуга», в старших – «Содружество». Заповеди, законы жизни – все это есть. Раньше от имени организации писали благодарственные письма родителям тех детей, которые ходили сюда в школу. То есть на уроки в здание школы-интерната приходили домашние дети, с которыми сироты общались и даже дружили. Теперь уже год, как домашних детей перевели в обычные школы, просто запретили здесь учиться, и все. Этим недовольны и учителя, и воспитанники школы-интерната. Было за кем тянуться, а теперь их как будто нарочно отделили от обычных детей, как будто для того, чтобы они лишний раз почувствовали себя «другими». Зачем это было делать?
Говорят, чем больше тепла ты отдаешь людям, тем теплее тебе самому. Ребята из школы-интерната нашли тех, кому необходимы внимание и забота не меньше, чем им самим. По соседству со школой расположен районный дом престарелых, туда ребята и несут тепло своих сердец, а еще – подарки к праздникам, сделанные своими руками.
В прошлом году школа участвовала в конкурсе социальных проектов, и дети придумали свой экскурсионный маршрут «Лев Толстой и Россошанский край». Выяснили, что известный писатель не раз бывал в окрестностях Россоши, останавливался на хуторе Ржевск. Собрав исторические сведения, разработали литературно-краеведческий маршрут, заручились поддержкой взрослых и теперь возят на экскурсии своих ровесников – учеников из Архиповской школы, из россошанских школ №№4, 6, 25, на этот год уже подано несколько заявок. Маршрут включен в Золотое кольцо Воронежской области, а в школе-интернате работает детское экскурсионное бюро.
Помогает это в социализации личности ребенка? Безусловно. И наверняка многие из воспитанников школы в родных семьях не получили бы столько заботы, знаний и умений. Уж слишком специфические у них семьи. Как рассказала заместитель директора по воспитательной работе Людмила Андреевна Калюжная, 98 процентов воспитанников – это социальные сироты:
– Надо понимать, что в интернаты в основном приходят дети с изломанной психикой, которые в семьях видели все – и убийства, и издевательства, и голод. Причем убийство на их глазах, одного родителя другим… Это страшно. И вот такого ребенка надо отогреть, поддержать, развить, как сейчас модно говорить, его креативные, то есть творческие, способности – для всего этого нужен великий труд души! Поэтому у нас случайные люди не задерживаются, и даже из серьезных, опытных педагогов далеко не каждый может у нас работать. Душа должна быть прежде всего! Знания есть, и мы даем ребятам знания, но главная задача – больше социализации, чем знаний предметов. Для каждого ребенка нужно найти свою ниточку. Мы понимаем, что не сможем заменить им родителей, но найти к каждому подход в наших силах. У нас замечательный психолог Галина Александровна Диденко, прекрасные воспитатели и учителя. И из каждого нашего воспитанника мы должны вырастить хорошего семьянина, достойного гражданина своей страны и профессионала своего дела. Это три главные наши цели. Чтобы было меньше поломанных судеб потом, когда он выйдет из стен школы-интерната.
Россошь, Воронежская область
Юлия Румянцева показывает «Цветы», выполненные изонитью
Комментарии