Как сделать так, чтобы занятия физической культурой и спортом наших учеников не ограничивались уроком, а стали для них необходимостью, потребностью, образом жизни и, наконец, настоящей культурой? Нам нужно было что-то большее, чем просто уроки. В школе №1384 мы решили основать свой спортивный клуб.
Осенью 2020 года началась история нашего спортивного клуба, который открыл свои двери детям и взрослым и стал большой частью их внеурочной занятости.
Район, в котором находится школа и живут наши ученики, известен тем, что здесь жили выдающиеся спортсмены: Лев Яшин, Анатолий Тарасов, Александр Гомельский и многие другие. Поэтому клубу дали имя «Сокол», как и назван наш район.
ШСК «Сокол» – это общественное объединение педагогов, родителей и обучающихся, цель которого – создавать дополнительные условия для занятий физической культурой и спортом.
ШСК – это многопрофильное объединение, охватывающее все направления дополнительного образования, живые занятия, где сухие строки учебной программы превращаются в удивительные минуты, когда можно раскрыть талант и способности каждого ребенка. Ведь всегда радостно наблюдать за изменением настроя ребят, когда они входят в спортивный зал: уходят на второй план неудачи, забываются неуспехи по математике или русскому языку, домашние задания, глаза радостно сияют в предчувствии того, что можно прыгать, бегать, заниматься физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми, изучать новые элементы и приемы, броски и финты. И за это только похвалят! Приятно видеть, как неуклюжий, скованный в движениях на первых тренировках ребенок постепенно расправляет плечи, становится крепче и увереннее, превращаясь в умелого и ловкого мальчишку или шуструю девчонку. И клуб дает возможность каждому из них выбрать сферу деятельности из всех тренировочных направлений с учетом их личностных и физических особенностей и способностей. Ведь тренировка – это фрагмент естественной жизни детей, в котором они растут, познают мир в движении. Движение укрепляет их, а главное – несет здоровье и радость.
Это и есть первоочередная цель деятельности ШСК. Исходя из целей, рождаются принципы.
Первый важный принцип – попытаться понять ребенка, узнать его интересы и желания. Только так получится держать его в постоянной увлеченности тренировочным процессом.
Второй – нужно дать ученику возможность поверить в себя. Ведь именно недостаток веры уничтожает инициативу, становится преградой на пути реализации возможностей человека, барьером для развития. Нельзя допускать, чтобы дети чувствовали себя слабыми, чтобы свыклись с этой мыслью навсегда.
Третий принцип – доверие. Нужно направлять деятельность занимающихся, давая какое-либо задание, и предоставлять возможность уже самим работать над совершенствованием техники. В этом ли не радость? Ведь они радуются свободе и самостоятельности и осознают, что добились многого сами.
Спорт вариативен. И достичь положительного эффекта можно при непременном соблюдении одного из важнейших условий – методически грамотном использовании тренировочных упражнений на основе знания правил и основных закономерностей их применения с обязательным учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка. Несложно представить, насколько различается трудность выполнения одного и того же двигательного задания для разных ребят. Одному легко даются нагрузки, а другому не хватает силы, выносливости. А значит, необходим индивидуальный подход.
Целью организации школьного спортивного клуба стали оздоровление обучающихся через организацию внеурочной деятельности, повышение уровня физического и духовного развития, образованности подрастающего поколения, приобщение детей к здоровому образу жизни, снижение уровня заболеваемости, подготовка команд по видам спорта, участие их в соревнованиях разного уровня, что способствует формированию ценностной ориентации обучающихся на сохранение собственного здоровья, развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Благодаря ребятам из медиакласса было создано информационное пространство, рассказывающее о деятельности школьного спортивного клуба. Появилась своя страница на сайте школы, а потом и в телеграм-канале, где всегда можно узнать о последних спортивных достижениях наших участников. Совместно с детьми из изостудии «Арт-квартал» придумали символику школьного спортивного клуба: логотип ШСК и эскиз спортивной формы с эмблемой и названием клуба, фирменную атрибутику и маскот (ростовую куклу).
Мы руководствовались правилом: ШСК – это не только сборные команд школы, но и возможность всем и каждому стать его участником и создателем. В клуб потянулись дети разного возраста. А позже членами клуба стали и учителя.
На сегодняшний день наш клуб уже имеет свои традиции, ежегодно проводятся командные соревнования и матчевые встречи между командами учителей и учеников по отдельным видам спорта (волейбол, баскетбол, мини-футбол), конкурсы «Зарница», праздники (награждение учеников, отличившихся на городских соревнованиях), встречи с известными спортсменами и олимпийскими чемпионами, конкурсы-фестивали творческих самостоятельных работ PROdeti. В дошкольных отделениях проходят фестивали по водным стартам «Дельфиненок» и «От маленьких побед – к большим достижениям».
Все это способствовало сплочению вокруг идеи клуба родительской общественности и формированию группы болельщиков.
Сегодня клуб – это открытое пространство взрослых и детей, где раскрываются таланты учеников и открываются новые возможности. Ребята активно учатся работать на результат, начинают понимать смысл этого слова. А когда появляются первые успехи, приходят ощущение счастья и вера в свои силы, а это очень важно для маленького человека!
Клуб открыт для всех! Стать членом ШСК и участвовать в его жизни может каждый ребенок. Дети, желающие заниматься спортом, со временем становятся членами спортивных команд. А ребята, по разным причинам не занимающиеся активно спортом, могут реализовать себя как спортивные журналисты, помощники-организаторы и в других направлениях. Спорт многогранен!
Главные преимущества работы школьного спортивного клуба образовательной организации в области физкультурного образования – доступность, разнообразие форм и видов деятельности, отсутствие требований к уровню физической подготовленности, шаговая доступность (в стенах своей школы), хорошо знакомые преподаватели и коллектив сверстников. А авторитет и уважение среди одноклассников и педагогов школы, что впоследствии ощущает каждый ученик – участник клуба, позволяют по-новому взглянуть на занятия физической культурой и дают дополнительную мотивацию.
За эти два с половиной года клуб прошел большой путь. За плечами более двухсот соревнований. Сформированы команды по футболу, мини-футболу, баскетболу и волейболу, веселым стартам, дзюдо. Созданы танцевальные коллективы ForsagedancE, «Пахита», Dancespirit. Ребята являются многократными победителями и призерами межрайонных, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов и соревнований: Президентские состязания, Президентские спортивные игры, «Белая ладья», «Победный мяч», «КЭС-Баскет», «Серебряный мяч», «Мини-футбол в школу», «Веселые старты», «Футбол», «Баскетбол 3х3», «Всей семьей на старт» и др.
Создание и развитие школьного спортивного клуба в образовательной организации дает уникальную возможность путем плановой работы интегрировать Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» в систему общего образования. Важный факт: процент учеников, ставших обладателями знака ГТО, увеличился за время существования клуба в 4 раза. Уже 134 ученика смогли получить золотой, серебряный и бронзовый знаки ГТО.
С недавнего времени в нашем клубе отдельная тема – волейбол! Два года назад в нашей школе появились спортивные классы в рамках реализации городского проекта «Спортивная вертикаль». Вместе со спортивной школой олимпийского резерва «Ленинградская» Московской волейбольной академии мы растим и учим настоящих спортсменов и гордимся тем, что среди них есть и чемпионы России. В будущем профессиональные спортсмены, они в нашем клубе тоже задают планку, проводят мастер-классы и делятся своим опытом с младшими ребятами.
Наше клубное движение стремительно растет. А как иначе? Ведь система московского образования – это прежде всего огромные возможности для школьника. Хочется, чтобы ребята как можно больше успевали. А без физической культуры, режима, грамотной организации своего времени это трудно сделать.
За эти годы клуб стал точкой роста профессионализма и наших педагогов – учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования. Активная деятельность в клубе помогла им не только многого добиться, но и многое переосмыслить в своей работе. Мы охотно делимся своими наработками с коллегами как на педагогических советах, так и в интернет-пространстве. В библиотеке МЭШ более 50 опубликованных материалов, созданных нашими учителями и тренерами. Их легко можно найти и использовать в своей деятельности каждому педагогу московского образования. В 2022 году я как разработчик материалов МЭШ и руководитель ШСК стал обладателем гранта за развитие проекта «Московская электронная школа». Опыт и поддержка коллег позволили мне принять участие в конкурсе педагогического мастерства и общественного признания «Педагоги года Москвы».
Успех нашего клуба в его неповторимой атмосфере. Согреть каждого, не оставить никого в тени, быть мудрыми, очень осторожно и бережно помочь раскрыться, вселить в каждого ребенка уверенность, помочь в преодолении трудности и гордиться его успехом – задача каждого члена нашего дружного преподавательского коллектива. Поэтому для нас тренировки и соревнования – это не погоня за результатами и победами, а кропотливая работа над укреплением здоровья школьников.
Наши цели связаны не столько с профессиональным спортом, сколько с жизненными навыками, стремлением работать на результат, преодолевать трудности, сделать занятия физической культурой потребностью и просто образом жизни.
Андрей ДЬЯКОВ, руководитель школьного спортивного клуба «Сокол», учитель физической культуры школы №1384 имени А.А.Леманского
Комментарии