search
Топ 10

Знания по экономике и менеджменту

Михаил ЛЕВИЦКИЙ, декан экономического факультета, заведующий кафедрой экономики и менеджмента, кандидат экономических наук, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования:

– Один из проектов МГПУ связан с подготовкой взрослых по программам высшего профессионального образования по таким специальностям, как «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление» и «Управление персоналом». Это довольно актуальная проблема, потому что Юрий Михайлович Лужков принял решение, согласно которому все чиновники правительства Москвы должны быть аттестованы на своих должностях только в случае наличия специального высшего профессионального образования. Поэтому несколько тысяч специалистов, у которых такого образования нет, стали нашими студентами, и работы нам хватит на ближайшие 20 лет.

Что за контингент приходит в наш вуз по этим специальностям? Это люди с большим профессиональным опытом, с высоким социальным статусом, это люди, богатые годами, если обратиться к известной песне «Мои года – мое богатство», это люди, которые характеризуются высокой степенью занятости, не позволяющей включить их в достаточно жестко регламентированный процесс обучения. Здесь приходится предусматривать и предлагать им какие-то индивидуальные варианты обучения. Таким образом, для этих специалистов разработана специальная педагогическая технология, которая базируется на основе экстерната с включением туда элементов заочного и дистанционного образования.

Почему никакая другая форма обучения здесь не годится, понятно, тем более что наши взрослые студенты заинтересованы в максимально ускоренных программах подготовки.

На чем базируется эта программа? В чем проявляется включение заочного обучения? Все сводится к тому, что наши взрослые студенты вряд ли готовы к интенсивному самообразованию, и тут нужен мощный управляющий импульс, который и дают лекции. По субботам для них мы читаем обзорные лекции по всем тем дисциплинам, которые включены в их индивидуальные планы, даем им консультации по выполнению контрольных заданий по этим дисциплинам и многим другим аспектам регулярного учебного процесса.

Дистантность здесь пока что заключается в том, что наше общение, то есть передача студентам программно-методических материалов, в основном обеспечивается электронными носителями, сейчас мы готовим в цифровом варианте конспект лекций, которые читаем на занятиях. Проблема тут довольно серьезная, потому что четыре часа обзорной лекции, в которой нужно дать образ дисциплины, – это высший пилотаж. Представим, что в зале сидят сто человек, озабоченных своими личными, семейными, профессиональными и иными проблемами, на улице светит солнце, тепло, а нам необходимо в течение 15-20 минут пробиться через все эти проблемы, и через четыре часа наши взрослые студенты должны уйти из аудитории с убеждением, что учиться нужно, что, по крайней мере, эта дисциплина им интересна, что самообразованием и самоподготовкой заниматься нужно, выполняя работы по этой дисциплине. Это ни в какое сравнение не идет с обычным традиционным циклом лекций, когда ошибки одной могут быть исправлены на другой, это, с позволения сказать, педагогическое шоу, где уровень фундаментальности должен соперничать с уровнем артистизма преподавателей. У нас есть такое правило: если преподаватель, когда проводит занятие, сидит и что-то читает (пусть даже очень фундаментальное и интересное), то мы с ним расстаемся немедленно.

Другой проект связан с формированием менеджмента для образовательных учреждений. Эта программа реализуется в рамках Института подготовки руководящих педагогических кадров, она поддерживается Департаментом образования. Задача проекта, который мы уже несколько лет ведем в Москве, – формирование того самого менеджмента, когда руководители образовательных учреждений овладевают экономическими знаниями. За последние годы мы подготовили более трехсот заместителей директоров по правовым и финансово-экономическим вопросам, которые нынче достаточно успешно работают в образовательных учреждениях разных типов и видов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту