Пришло время, когда государство, озаботившись проблемами детей с нарушениями здоровья, дало добро на создание специализированных учебных заведений. Рука помощи пришлась очень кстати слабым и нуждающимся. Сильным же она только приветливо помахала – прорвутся сами. Вполне приемлемая позиция, если бы не одно народное наблюдение: как ни крути, а таланту трудно без поддержки… Приятно, что на одаренных детей обратили внимание сами педагоги. Именно по учительской инициативе одной из первых авторских школ в Петербурге стала школа N 295. Ныне гимназия, избравшая своей задачей развитие интеллекта у детей.
С этого мы начали, этим и занимаемся по сей день, – говорит ее директор, отличник народного образования, учитель высшей категории Александр Сергеевич Кураченков. – Мне думается, знание не должно становиться самоцелью в средней школе, знание – только необходимое средство, с помощью которого идет развитие интеллекта. Вот в вузе знание – это цель, поскольку оно формируется в профессию… Огромное значение для развития интеллекта имеют семья, окружение, внимательное или невнимательное отношение к ребенку. Возьмем ситуацию, когда он, подготовленный, приходит в школу. Такой ребенок вдруг обнаруживает, что все надо начинать сначала. Мотива нет, интерес гаснет. Из способного, любознательного он превращается в среднего ученика. Нашей задачей и стала помощь такому ребенку. Начальная школа у нас укладывалась в два года.
– А перегрузка?
– Ее не было. Мы очень тесно сотрудничали с медиками. Но вот дети отучились, и мы задались вопросом: а что дальше? Надо ведь готовить специальные программы. Заключили договор с институтом усовершенствования учителей (сейчас Университет педмастерства). Приходили ученые, психологи, вели курсы, готовили разработки. Благодаря этому наши дети спокойно шагнули в пятый класс, а у педагогов была серьезная программа их обучения. К чему все это? Учитель – человек, который должен не просто передать знания, – их ребенок может добыть в библиотеке, в интернете, он должен развить его, научить думать, “действовать умственно”. Можно ведь решить задачу в одном варианте, а можно найти три-четыре решения. И наши дети к этому готовы.
Я подумала, что всякая деятельность проверяется результатом. Он и в этом году не подвел: 295-я – районный рекордсмен по медалям: 12 золотых, 15 серебряных.
– Что, у вас уроки какие-то особенные или учителя не от мира сего?
Александр Сергеевич с готовностью кивает:
– И учителя, и дети. Все – необыкновенные! А если серьезно, то существуют, конечно, особые методы, но основа их – смена формы деятельности. В начальной школе, да и вообще в целом, их должно быть как можно больше на уроке. Внимание – позиция шаткая. У многих детей оно в силу ряда причин отсутствует. Его надо удержать. Поэтому помимо мела в классе необходимо присутствие наглядных пособий, массы раздаточного материала, игровых уголков. Я знаю, например, что Петров и Иванов страдают отсутствием внимания, значит, на уроке пройдет двенадцать форм деятельности. Важно суметь вовремя обратиться к учебнику, к тетради. Некоторые занимаются на уроке “хоровым пением”. Учитель пишет вопрос на доске и просит ответить. Дети хором отвечают. Многих это умиляет. А жаль. Мыслительный процесс у ребенка приостанавливается. У каждого своя мыслительная реакция, и тот, кто чуть запоздал, просто повторяет за другими, отвыкая от самостоятельности. Все начинается с начальных классов. Если там ребенок не узнал себя, не развил интерес, то в средних классах его ждет беда. Там ведь не один учитель, а много. Где-нибудь ребенок обязательно выпадет. У нас, да и во многих школах сейчас, педагог, берущий руководство в следующем классе, начинает работать с малышами заранее. Допустим, ведет геометрию. В виде кружкового занятия, но оно позволяет им познакомиться, изучить друг друга.
– Что нужно для того, чтобы поступить в гимназию?
– Пройти собеседование. Каждый год мы набираем два начальных класса, в пятом же делаем еще один добор. Мне не важны отметки пришедшего ребенка. Комиссию, состоящую из учителей, не интересует объем знаний. Для нас главнее способность размышлять, находить решение. Ценнее всего – “движение мысли”. Его-то и нельзя упускать. Каждый ребенок годам к 11-12 показывает, на что способен. Именно в этот период нужны яркие события, интересные учителя.
– Допустим, у кого-то случилось “западание”, как вы это отслеживаете?
– Два раза в год на моем столе – отчеты, где есть показатели по каждому классу, по каждому ребенку. Их составляет психолог. Смотрю, в таком-то классе хромает образная память, конкретно у Иванова. Вызываю завуча, тот работает с учителем. Готовим задания. Это и есть работа по формированию интеллекта. Если она своевременна и основательна, то ребенку дальше будет легко. Он способен воспринять знания, мало того, он в состоянии их найти.
– Бывают споры или конфликты в интеллектуальной школе?
– А как же, мы все живые люди. Однако у нас конфликтная ситуация разрешается сразу. Для меня всегда прав ученик, потому что учитель, как профессионал, не должен был ее допустить. А если все же это произошло, то обязан, опять же, как профессионал, найти выход.
– Вы сами преподаете?
– Да, я учитель истории. Сейчас, правда, директорам “по науке” рекомендуют не преподавать. А я считаю, что директор обязан заниматься учебной работой. Он узнает ребенка, имеет на него влияние, правильно оценивает учителя. Нет смысла иметь гигантскую нагрузку, но 6-8 часов необходимы. Обязательно надо посещать уроки.
– Изредка попугивать?
– Не думаю, что меня боятся. К замечаниям прислушиваются. Вообще педагогический коллектив – это творческие люди, они непростые, у многих свое видение, свои амбиции. Это прекрасно, это предвещает успех.
– Коллектив в основном женский, трудно в нем директорствовать?
– Да, мужчин у нас всего семеро, – вздыхает Александр Сергеевич. – Но наши женщины заслуживают всяческих похвал. Они намного работоспособнее мужчин и ответственнее. Хотя без мужчин школа не должна существовать. Это отрицательно сказывается на детях. Особенно если семья представлена только мамой. У мальчика могут проявляться такие черты, как многословие, неготовность уступить однокласснице. Он вращается в женской среде и при разговоре с мужчиной… теряется.
– Насколько востребован интеллектуальный уровень ваших выпускников?
– В последние годы – стопроцентное поступление в вуз, а спектр выбранных специальностей очень широкий.
Не удержавшись, я спросила напоследок Александра Сергеевича, не называют ли его дети за глаза Пушкиным. Тезка поэта покачал головой.
– Представьте, нет. А вот когда работал в Пушкине организатором внеклассной работы, называли. Но, согласитесь, это приятно.
Я согласилась.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Санкт-Петербург
Комментарии