search
main
0

Знания, мужество и настойчивость. Тема «Нарушения прав человека и способы их защиты». 8-й класс

Цель. Сформировать представления ребят о способах защиты своих прав, научить владеть навыками правового анализа конкретных жизненных ситуаций. Учить работать со средствами массовой информации, проводить анализ социального опроса, развивать навыки работы с законами, работать в группах. Формировать представление, что права человека – главная ценность, формирование правового сознания, уважение к собственной личности.

Оборудование. Стенд с материалами о нарушениях прав человека, схема «Способы защиты прав человека», Конституция РФ, раздаточный материал (лист «Задания», лист «Документы»).

План

1. Вступительное слово учителя.

2. Опрос домашнего задания.

3. Способы защиты прав человека.

4. Выработка навыков правового анализа конкретных жизненных ситуаций.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

Вступительное слово.

Давно известно, что природа, человек, общество развиваются особым образом, подчиняясь внутренним правилам. Каждому этапу развития общества соответствуют свои ценности. На современном этапе развития общества главной ценностью стал человек, его права и свободы. Об этом записано в главном законе нашей страны – Конституции РФ.

Однако часто мы можем наблюдать следующие картины:

Иван Иванович опоздал на работу по уважительной причине, но его уволили с работы за опоздание, потому что его место потребовалось знакомому его начальника. Иван Иванович остался без работы. Встал на учет на бирже труда. Его доход резко сократился.

Или другая история.

Катя живет с мамой, которая злоупотребляет спиртным. В комитете социальной защиты Кате выдали теплую зимнюю куртку, потому что семья малообеспеченная. Мама Кати куртку продала, и девочке пришлось зимой ходить в осенней курточке.

Обсуждение ситуаций.

Ситуации различны, но что их объединяет?

В данных ситуациях с людьми обходятся несправедливо, им приходится терпеть лишения.

Ребята, происходило ли здесь нарушение прав человека?

Да.

Почему Иван Иванович и Катя согласились с ухудшением своего положения?

Потому что не защищали свои права?

Скорее всего, они не знали, как это сделать.

Чтобы не оказаться в подобных ситуациях, надо уметь защищать свои права. Сегодня вы должны научиться, как цивилизованным способом защищать свои права, научиться владеть навыками правового анализа конкретных жизненных ситуаций.

1-е задание. Пройти к доске и расставить карточки, на которых написаны права человека, по группам прав, к которым они относятся.

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА:

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА:

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА:

Право на жизнь

Ст. 20 Конституция РФ

Право на свободу совести, свободу вероисповедания

Ст. 29 Конституция РФ

Право избирать и быть избранным

Ст. 32 Конституция РФ

Право на образование

Ст. 43 Конституция РФ

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Ст. 41 Конституция РФ

Право на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь

Ст. 7 Конституция РФ

Право мирно собираться, проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование

Право на объединение

Ст. 30 Конституция РФ

Право на свободу и личную неприкосновенность

Ст. 22 Конституция РФ

2-е задание. Дома учащиеся работали со СМИ, читали газеты, смотрели телевизор, собирали материал о нарушениях прав человека и оформляли стенд. По материалам стенда рассказать о ситуации нарушения прав человека и назвать, какое право человека нарушено в этой ситуации.

3-е задание. Как обстоит дело с нарушением прав человека у нас в школе? Ребята провели социологический опрос и выяснили положение с правами человека у нас в школе.

Социологический опрос

1. Соблюдаются ли права подростков в вашем учебном заведении?

Чаще всего соблюдаются.

Редко соблюдаются.

Никогда не соблюдаются.

2. Какие ваши права нарушаются в вашем учебном заведении?

3. Соблюдаются ли права подростков в семье?

4. Какие права подростков нарушаются в семье?

5. Умеете ли вы защищать свои права:

редко;

часто;

никогда.

Печально, что права человека нарушаются, но с этим нельзя мириться. Элеонора Рузвельт говорила: «Где начинаются всеобщие права человека? На малой родине, дома, в таких местах, которые невозможно разглядеть на карте мира…

Если граждане не будут защищать свои права дома, то мы не увидим прогресса и во всем остальном мире»

Но бороться за свои права можно по-разному. Можно, как это делали американцы, осваивая западные территории своей страны, имея при себе огнестрельное оружие и с его помощью отстаивая свои права. Нам такой способ не подходит, мы должны научиться защищать свои права мирным законным способом, если хотим, чтобы наше государство было цивилизованным правовым государством.

Познакомимся с конституционными способами защиты прав человека.

Познакомившись со статьями Конституции РФ: ст. 80, ст. 45, ст. 46, ст. 103, назовите способы защиты своих прав конституционным путем.

Защити свои права

Вы теперь знаете, какими способами защищать свои права, а давайте это попробуем сделать на практике. Рассмотрим конкретные ситуации.

Сценка из школьной жизни

Ученица: Татьяна Ивановна, вы мне оценку за экзамен несправедливо поставили. Я ответила на все вопросы достаточно полно.

Учитель: Оля, оба вопроса в билете ты раскрыла неполностью, рассказала только половину материала.

Ученица: Саша рассказывал так же, как и я, а вы ему поставили «4», потому что он ваш любимчик.

Учитель: Оля, существуют специальные нормы выставления оценок, и я их не нарушала.

Ученица: Неправда, вы меня не любите и постоянно оценки занижаете.

Кто прав в данной ситуации? Как поступить Оле? Решить правильно данную задачу вам поможет лист «Документы», в котором есть норма, как вести себя в подобных случаях. (На столах учащихся лежат листы «Документы» и «Задания»).

Далее организуется работа в группах. Группе дается задание из листа «Задания», предлагается 3 минуты для обсуждения: какие права ребенка нарушены и как их защитить (обращаться к листу «Документы»).

1. Вы купили в магазине недоброкачественный товар. Например, печенье с истекшим сроком годности. Дома вы открыли пачку печенья, попробовали его и поняли, что есть это не только не вкусно, но и опасно. Что вы будете делать, чтобы защитить свои права как потребителя?

2. Ученик не пошел на урок физкультуры потому, что у него сильно болела голова. Учитель физкультуры назвал его прогульщиком и отправил к врачу. Врач отказался осматривать ученика, т.к. был уверен, что тот пришел из страха перед учителем, а не потому, что плохо себя чувствует.

Проанализируйте ситуацию с позиции нарушения прав школьника. Как он может поступить, чтобы защитить свои права?

3. Представьте, что в вашем классе есть ученик, который своим поведением на уроке постоянно мешает и одноклассникам, и учителю. Однажды он так «разошелся», что учительница отобрала у него «игрушки», которые он принес на урок (лупу и коллекцию вкладышей от жевательной резинки), а после урока взяла у него портфель, сказав, что вернет его, когда в школу придут родители.

Проанализируйте эту ситуацию с позиции нарушения прав ее участников. Какие права были нарушены?

4. По дороге в школу третьеклассник Дима увидел во дворе своего дома забавного пуделя, который жалобно скулил. Мальчик погладил его и угостил бутербродом, который мама дала в школу. Возвращаясь после уроков домой, мальчик вновь встретил собаку, которая проводила Диму до квартиры. Решив, что пес бездомный, школьник взял его к себе домой. Вечером мама сказала,что у сына нет законных прав на эту собаку, нужно вернуть ее туда, где он ее нашел. Дима стал уговаривать маму оставить пуделя, потому что пес «ничей» и на улице пропадет. Чьи права окажутся нарушенными, если собаку оставить дома? Как должна поступить мама, чтобы приобрести законные права на четвероногого члена семьи?

5. Усыновивший Костю Малова отчим плохо к нему относился, бил его, выгонял из дома, пьянствовал. Мать не могла защитить сына. Тринадцатилетний Костя обратился в суд с заявлением о защите от злоупотреблений отчима. Судья отказал Косте в приеме заявления и дал ему один совет, которому Костя не последовал. Через год он снова явился к судье с тем же заявлением. Что должен делать судья? Какой совет он давал Косте год назад?

1. Гражданский кодекс (извлечение) ст. 231

Право собственности у гражданина, который нашел и содержит безнадзорное животное, наступает после 6 месяцев. Это происходит при условии, что были предприняты попытки найти хозяина животного, и, если это не удалось, в течение трех дней было сделано заявление о находке в милицию.

2. Положение о порядке проведения независимой итоговой аттестации выпускников средней общеобразовательной школы.

Апелляции выпускников по поводу оценки подаются в течение 3 дней со дня проведения устной аттестации или объявления оценок за письменную работу в конфликтную комиссию органа управления образованием.

3. Действия покупателя регулируются Законом РФ «О защите прав потребителя». В соответствии со ст. 5 этого закона потребитель имеет право потребовать от продавца возместить убытки (вернуть деньги) или заменить товар. В случае отказа продавца удовлетворить ваши претензии следует обратиться в Комитет по защите прав потребителя.

4. В ст. 51 Закона РФ «Об образовании» записано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». Для защиты своих прав ученик может обратиться к администрации образовательного учреждения. Если ученик не найдет понимания с ее стороны, он может обратиться к родителям, которые согласно ст.52 закона «имеют право защищать законные права и интересы ребенка». Родители могут поставить вопрос о нарушении прав учащегося перед региональными органами управления образованием.

5. Устав школы

1. Ученик. добросовестно и глубоко овладевает знаниями, умениями и навыками.

…4. Ученик должен быть вежливым, уважать друг друга и взрослых.

6. Из Семейного кодекса РФ (извлечение). Ст. 56. Право ребенка на защиту.

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами их заменяющими).

Несовершеннолетний имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

При нарушении прав и законных интересов ребенка он вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд.

Выполнение данных заданий, возможно, станет первым шагом по преодолению правовой беспомощности.

Кроме знаний, еще необходимы мужество, настойчивость, потому что не секрет – государственные органы или другие люди оказывают давление на человека, защищающего свои права.

Елена ГАЙДАМАЧЕНКО, учитель истории и обществознания, Ульяновск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте