search
main
0

Знания, мужество и настойчивость. Идеи для урока «Нарушения прав человека и способы их защиты». 8-й класс

На современном этапе развития общества главной ценностью стал человек, его права и свободы. Это записано в главном законе нашей страны – Конституции РФ. Однако нередко приходится сталкиваться с такими явлениями:

Виктор Иванович опоздал на работу, потому что в пути сломался его автобус, а следующий пришел только через 40 минут. Его уволили за опоздание, даже не спросив причины.

Катя живет с мамой, которая не работает из-за инвалидности. Вдруг пособие – единственный их доход, перестали выплачивать, ссылаясь на то, что мать должна снова пройти медицинскую комиссию, хотя она считается инвалидом с детства. Семья с трудом выживает.

Ребята обсуждают эти ситуации. Учитель просит их сравнить и найти что-то общее. Ученики приходят к выводу, что в том и другом случае с людьми поступили несправедливо. Нарушены их права. Надо научиться их защищать.

Ребята раскладывают карточки, на которых записаны различные права, по группам: гражданские права, политические права, социально-экономические права, записанные в Конституции РФ.

Как обстоит дело с соблюдением прав в школе? Накануне подростки провели социологический опрос.

Вопросы

1. Соблюдаются ли права учеников в вашей школе?

2. Какие права нарушаются чаще всего?

3. Соблюдаются ли права детей в семье?

4. Умеете ли вы защищать свои права?

Бороться за свои права можно по-разному. Мы должны научиться это делать мирным путем, законным способом. Прочитав статьи 80, 45, 46, 103 Конституции РФ, дети перечисляют конституционные способы защиты прав человека.

Задания

1. Вы купили в магазине товар плохого качества. Скажем, конфеты с истекшим сроком потребления. Это вы обнаружили только дома. Как будете защищать права потребителя?

2. Ученик не пошел на урок физкультуры, потому что у него болела голова. Учитель назвал его прогульщиком и послал к врачу. Врач не стал ребенка осматривать, полагая, что тот обманывает учителя. Как он может защитить свои права?

3. По дороге из школы домой мальчик встретил маленького пуделя, покормил его печеньем и поиграл. Думая, что у собачки нет хозяина, он принес ее в квартиру. Мама объяснила сыну: пудель, по всему видно, домашний, он ухожен, на шее новый ошейник. Нужно вернуть его владельцу. Чьи права будут нарушены, если собаку оставить дома?

Выполнение этих заданий, возможно, станет первым шагом по преодолению правовой беспомощности. Кроме знаний, необходимы мужество, настойчивость.

Елена ГАЙДАМАЧЕНКО, учитель обществознания, Ульяновск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте