search
main
0

Знал ли Штирлиц о НЛП

Как с помощью карт выучить двоечников

Закрыв глаза, мы мысленно можем нарисовать себе любую картину – реальную или вымышленную. Помните, какой сюжет вообразил себе Штирлиц, сидя в камере гестапо? Он мучительно вспоминал, где и на каком чемодане могли остаться отпечатки его пальцев. Наконец в его мозгу промелькнул эпизод, где он помогает женщине переносить вещи через дорогу. Чемодана среди них не было. Но хитроумный разведчик решил, что этот вид ручного багажа, несомненно, был. Штирлиц убедил в этом себя и постового, который подтвердил этот факт. В результате спасительные отпечатки, а значит, алиби было найдено! Так благодаря психологическому трюку киногерой был спасен.

Дело в том, что внутри мозга постоянно происходит смена картинок, на которые человек может повлиять.

Чтобы образовать нужные зрительные изображения, необходимо найти для них лингвистический эквивалент, то есть мысленно сказать себе, что ты хочешь увидеть. В результате подобного трюка могут измениться физиологическое состояние, химический состав крови, гормональный состав в организме.

Научный метод, которым воспользовался Штирлиц, и называется нейролингвистическим программированием НЛП. Это направление в психологии зародилось в 70-х годах в США. Тогда в университете Санта-Круз собралась группа исследователей, которая рассматривала предпосылки личностной гениальности. С разных точек зрения эту проблему изучали этнографы, антропологи, психологи, физиологи, философы и математики. В американскую идею успеха программирование гениальности вписалось как нельзя лучше.

Сегодня нейролингвистическое программирование пришло на помощь образованию. В московской школе # 507, где директором работает Андрей Плигин, психолог по профессии, с помощью НЛП научили всех учеников грамотно писать. Просто выяснили, какие образы рождаются в головах учеников с “врожденной грамотностью” и проинформировали о них двоечников. Образы увеличенных проблемных букв или их цветовое мысленное обозначение пришлись кстати безнадежно безграмотным, такого эффекта, например, не давало многократное повторение вслух.

Вот уже несколько лет в 507-й школе успешно используют так называемые ментальные (мыслительные) карты, которые создал известный английский ученый Тони Бузан. В нашей педагогике что-то похожее предлагал Шаталов.

Что эти карты собой представляют? По определению самого Бузана, это “мощная графическая техника”, в основу которой положены следующие принципы:

1. Предмет изучения представлен картинкой, которая располагается в центре листа.

2. Основные идеи изображаются ответвлениями, исходящими из центральной картинки.

3. Мысли над ответвлениями обозначаются ключевой картинкой или ключевым словом, написанным печатными буквами.

4. Менее важные ассоциации занимают место над линиями, примыкающими к основным ответвлениям.

Одна единица информации может стать источником огромного числа ассоциаций, которые рождают еще множество новых. Структура ментальных карт уникальным образом воспроизводит механизмы человеческой памяти. Отходящие от центра ответвления можно сравнить с нейронными дорожками, которые образуются нервными клетками при передаче ими информации друг другу. Совокупность этих дорожек и составляет ментальные карты. И чем чаще ребенок в них заглядывает – повторяет, тем ниже биоэлектрическое сопротивление на пути их прохождения, тем лучше их память, а чем больше таких дорожек они создают и используют, тем больше у них сообразительности, тем эффективнее процесс мышления. Идея ментальных карт удачно объясняется долей участия в деятельности, в данном случае в учебной, правого и левого полушарий головного мозга.

Наша традиционная система обучения направлена в основном на “левополушарных” детей, которые усваивают новый материал от частного к общему в строгой последовательности. Они учатся лучше, чем “правополушарные”, которым важнее сначала понять целое, используя аналогии. Понятно, что любой человек будет действовать более продуктивно, если он использует оба полушария.

Педагог-исследователь 507-й школы Евгения Саяпина применяет ментальные карты на уроках русского языка и литературы.

По ее мнению, дети, учась, должны иметь выбор, альтернативу, определяя для себя тот путь, который облегчает им усвоение того или иного материала. Они слушают или сочиняют сказку, картинку, запоминают или рисуют ее, подключая свою фантазию, с одной стороны, и логическое мышление – с другой.

Пятиклассница при изучении правописания “ь” и “ъ” разделительных знаков изобразила на опорной схеме “ъ” в виде человечка с лицом, ногами, руками, которыми он соединяет приставку и корень. А затем к своей “живой” картинке сочинила сказку-метафору.

“Однажды корни, начинающиеся на гласные Е и Ё, Ю, Я, и приставки, оканчивающиеся на согласный, поссорились. Твердый разделительный знак узнал об этом и очень расстроился, так как эти корни и приставки всегда были лучшими друзьями. И вот он решил их помирить. Из уговоров ничего не вышло. Тогда он подумал и сказал: “Хорошо, если вы не хотите дружить, я встану между вами в слове”. И, разделив приставку и корень, взял их за руки”.

– Именно стремлением привлечь к сотрудничеству оба стиля мышления, – говорит Евгения Альбертовна, – аналитический и синтетический, объясняется то значение, которое придает Тони Бузан использованию в ментальных картах цвета, символа, рисунков. Поэтому мы начинаем учиться создавать ментальные карты, когда подросткам особую радость доставляет возможность придумывать, рисовать, вырезать.

Использование ими в тетрадях фломастеров или цветных ручек способствует улучшению памяти, а рисунки ведут к ликвидации разрыва между словом и образом, что не только увеличивает продуктивность запоминания, но и обостряет восприятие материала, повышает эффективность мышления.

Елена ВАЛЬКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте