Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Знаки на небе. Вхождение в постгутенбергову эру

Учительская газета, №50 от 13 декабря 2005. Читать номер
Автор:

Электронная книга – это не просто копия версии традиционной книги, это нечто новое. Ее мобильность и изменчивость содержания, оперативное обновление, потенциальная сверхъемкость подталкивают читателя к широкому обмену смыслами и значениями. Новые технологии позволяют электронной книге стать частью глобального полилога, новым динамичным способом бытования самой культуры.

Новая форма рождает не только иной тип трансляции знания, но и иной тип общения. Книгу, помещенную в интернет, могут прочитать все. Этот феномен удачно назван С. Харнадом «skywriting» – вычерчивание знаков в воздухе, на небе. В толковании автора это означает, что печатный текст «приземлен» и доступен немногим. Электронный же текст как бы на небе, его все могут увидеть сразу и мгновенно.

Итальянский мыслитель Умберто Эко считает, что интернет не удаляет, а, наоборот, возвращает к книге. И благодаря гипертексту увеличивает цепочку бесконечных переходов от одного вида медиа к другому.

Компьютер, по сравнению с телевидением, предоставляет возможность более интеллектуальной коммуникации, развивает элементарную грамотность и учит работать с текстовым материалом, т.е. выводит на передний план вербальный печатный текст. Но на смену одномерному тексту, представленному в линейной форме, приходит многомерный электронный гипертекст. Это указывает на вхождение в постгутенбергову эру.

Как отмечают исследователи мультимедиа, специалистам в области цифровых технологий придется пересматривать почти все, к чему они привыкли в своей прежней практике, потому что любая информация может появляться где угодно и когда угодно. Сугури Исизаки, преподаватель коммуникативного дизайна из университета Карнеги-Меллона (Питсбург, штат Пенсильвания, США), утверждает: чтобы успеть за непрерывно меняющейся действительностью, истинному художнику необходимо вырабатывать все новые и новые приемы деятельности, переняв способность к импровизации у танцоров и музыкантов. Не исключено, что завтра кто-то, проснувшись, захочет читать накопившиеся за ночь почтовые сообщения, прогнозы погоды и биржевые сводки на стене или на донышке чашки утреннего кофе (И.Гордиенко, «Сладость снов вне офиса»).

Сеть не просто техническая система передачи информации, а промежуточное звено между «миром вещей», «миром информации и знаний» и «миром людей». Не случайно ряд культурологов говорит о книжной культуре в электронной среде, «культуре метаморфозы» и трехуровневой модели культурной вселенной, построенной по степени структурной сложности: вещь – информация – акт деятельности.

Очевидно, что сегодня самый большой спрос возникает на специалистов междисциплинарного профиля, которые интегрируют в себе знания, умения и навыки в области технических, прежде всего компьютерных, и гуманитарных, управленческих технологий. На стыках технологий рождаются новые профессии, рынки труда буквально «взрываются», появляются новые специальности, по которым еще не создано новых программ и еще нет соответствующих средств обучения. Некоторые из них только начинают проходить экспериментальную апробацию в научных лабораториях. Например, программы e-learning, «гибриды» традиционного и виртуального обучения и т.д.

Студент, включаясь в учебный процесс, где преподаватель использует инновационные формы обучения (сетевые инициативы, мультимедийные ролики, электронные учебные пособия, разноуровневое и модульное обучение), для решения учебных задач начинает использовать наряду с традиционными и нетрадиционные формы обучения. А значит, он становится субъектом коммуникативного общения с преподавателем. Это принципиально важный момент в педагогике сотрудничества.

Как показывает опыт кафедры виртуальных коммуникаций Московского государственного университета культуры и искусств, привлечение студентов к проектам, связанным с мультимедийными технологиями, способствует формированию у них не только умений и навыков по освоению мультимедийных программ, но и на их основе – приобщению к созидательной деятельности, созданию электронных ресурсов (рекламных роликов, видеосюжетов, анимации и т.д.).

Ольга ШЛЫКОВА, зав. кафедрой виртуальных коммуникаций Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ)


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту