Не случайно я начала наш урок со стихотворения, где ключевые слова – «высоко», «светло», «темно», «ароматно», «красиво». Что это за часть речи?
Наш язык и скромен, и богат,В каждом слове скрытчудесный клад.Слово «высоко» произнеси -И представишь сразунеба синь.Вспомнится наречие«светло»,И увидишь – солнышковзошло.Если скажешь ты «темно»,Сразу вечер постучит в окно.Если скажешь«ароматно» ты,Сразу вспомнишь ландышацветы.Ну а если скажешь ты«красиво»,Пред тобою сразу вся Россия!
Ученики: Наречие.
Учитель: Именно этой удивительной части речи и будет посвящен наш урок.
Наша цель – обобщить и систематизировать знания по теме «Наречие», учиться активно употреблять наречия в речи, а также расширить словарный запас и оценить богатство русского языка.
Я предлагаю вам совершить путешествие в страну Наречие. Возьмите маршрутные листы. В путь!
1. Любая часть речи держится на трех китах: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Опираясь на этот план, расскажите, что такое наречие.
2. С теорией справились, закрепим на практике.
Задание 1 в маршрутных листах: произвести морфологический разбор наречия вперед.
3. Мы выяснили, что главный морфологический признак наречий – неизменяемость, следовательно, у наречий нет и не может быть окончания.
А чем является гласная на конце наречий?
Ученики: Суффиксом.
Учитель: Сейчас нам предстоит решить задачу: О или А на конце наречий.
Как узнать? Приставки из, до, с – суффикс А; приставки в, на, за – суффикс О.
А также есть волшебное слово-подсказка для наречий – ОКНО.
Задание 2 в маршрутных листах: вставить правильный суффикс и добавить подходящий по смыслу глагол.
Справ_ . Вправ_ .
Налев_ . Издавн_ .
Дочист_ (вымыл).
Занов_ (переделал).
Выполните морфемный разбор выделенных наречий.
4. Игра «Замени одним словом».
Всадник мчался во весь опор (= вскачь).
Дерево было все усыпано плодами (=сплошь).
Не терпится дослушать до конца (=невтерпеж).
Догадайтесь, о чем пойдет разговор?
Ученики: Ь в наречиях.
Учитель: Напомните правило.
Ученики напоминают правило.
Учитель: Разрешите усложнить задание.
Правописание Ь в различных частях речи (обязательное объяснение орфограмм): рожь, сжечь, плащ, груш, увлечься, наотмашь, держишь, порежь, живуч, навзничь, замуж.
Отгадайте загадку: какая змея бывает наречием?
Ученики: Уж. Это омонимы.
5. Работа с текстом.
Задание 3 в маршрутных листах:
Настоящая весна приходит в наш край в середине марта. Радостно, по-весеннему чирикают воробьи. С каждым днем сильнее греет солнце. Вокруг царит ослепительная красота. Но красота эта не яркая, броская, а нежная, скрытая, словно спрятанная под волшебным покрывалом. Будешь наблюдательным – и сделаешь массу открытий.
Жизнь северной природы достойна того, чтобы о ней было рассказано по-человечески, благожелательно, правдиво и вдумчиво.
(Разбор: тема, идея, лексическое значение слова «благожелательно», подбор синонимов, схема предложения.)
Задание: написать 2-3 предложения о приметах весны, объяснить, за что вы любите нашу природу.
6. Наречие или существительное?
Задание 4 в маршрутных листах: как отличать? Объяснить.
Увидел Виднелся
вдали в дали моря
Вначале В начале
не умел года
плавать
Преобра- В миг
зиться опасности
вмиг
С начала Сначала
апреля выучи
7. А как будем отличать прилагательное от существительного? Как определить любую часть речи?
Ученики: По вопросу.
Задание 5 в маршрутных листах: объяснить, почему так пишется: по-прежнему гулять по прежнему времени.
Чтобы проверить ваше умение видеть части речи – задание по вариантам.
Составить словосочетания: по летнему, по-летнему (1-й вариант), по модному, по-модному (2-й вариант).
8. А еще мне хочется проверить, умеете ли вы читать мысли. Я начинаю, а вы заканчивайте. Что я задумала? День…
Ученики: Ночь.
Учитель: Черное…
Ученики: Белое.
Учитель: Добро…
Ученики: Зло. Это антонимы.
Учитель: А какая часть речи слово «зло»? Давайте попробуем преодолеть и это препятствие на нашем пути.
Задание 6 в маршрутных листах: объяснить:
причинить зло, смеяться зло, лицо зло.
Как будем различать омонимичные формы?
9. Предлагаю вам творческий диктант.
Задание 7 в маршрутных листах: по лексическому значению определить слово и записать его.
1) Друзья, оставшиеся в классе один на один (наедине)
2) Лист бумаги, сложенный в 4 раза (вчетверо)
3) Равнина, разделенная оврагом пополам (надвое)
4) Дежурные, убиравшие класс
2 раза (дважды)
5) Брошюры, купленные попутно с книгами (заодно)
10. Хорошо поработали, давайте немного отдохнем, а заодно посмотрим небольшую сценку «Рецепт».
Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:
– В каком классе ты учишься, молодой человек?
– В шестом «Бы».
– «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
– Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
– Жутко и дружно. Ужасно и весело! А учитесь-то хорошо?
– Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
– Нормально… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.
Врач дает рецепт – учебник русского языка.
А как называется одним словом выражение в пух и прах?
Ученики: Фразеологизм.
В пух и прах – «ругать», «разносить».
Учитель: Дайте правильный вариант выражений «жутко весело, ужасно дружно».
Теперь такое задание: я называю фразеологизм с наречием, вы даете его объяснение.
Крепко спит – как убитый,
быстро бежать – во весь дух, во все лопатки,
хорошо знать – как свои пять пальцев,
мало – кот наплакал,
близко – рукой подать,
рано – ни свет ни заря.
11. Продолжаем наше путешествие.
Задание 8 в маршрутных листах: подбор антонимов к наречиям вдали, спереди, снизу.
Закончите предложения:
Дождь гремел…
Сын слушал…
Слова для справок: молча, безропотно (синонимы);
редко, беспрестанно (антонимы).
Всегда старайтесь подбирать наиболее точные, самые яркие и образные слова.
12. Предлагаю вам на время стать учителями и исправить ошибки.
Задание 9 в маршрутных листах.
Обратно пошел проливной дождь.
Вперед подумай, потом отвечай.
Держитесь более свободнее.
Образовать степени сравнения: легко – легче, более легко, легче всех.
13. Пополним копилку интересных фактов. Из истории слова вдребезги.
В древнерусском языке существительное ДРЕБЕЗГ употреблялось в значении «черепок», «осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа с предлогом «в» образовалось наречие вдребезги.
Вопросы: В каком значении употребляем мы данное наречие? Связано ли оно со значением древнерусского слова?
Ученики: На мелкие куски. Связано.
Учитель: Составьте предложение с данным наречием.
14. Викторина:
1. В каком наречии две точки и две черточки? (Точь-в-точь). Остальные наречия пишутся без дефиса. Приведите примеры.
2. Какими частями речи являются одинаково звучащие слова в предложении: «Иди-ка прочь, мне зла не прочь!»? (Наречие и повелительное наклонение глагола.)
3. Назовите наречия, у которых два конечных согласных составили бы противительный союз. (Яростно, ужасно, грустно, прекрасно.)
15. Словарная работа. Подобрать к глаголу наречия.
Встречать – радостно, приветливо, по-дружески, по-братски, равнодушно, холодно.
Работать – …
Учитель: А вы сегодня работали отлично, замечательно, чудесно, великолепно!
16. Итоги урока.
17. Домашнее задание. Задание 10 в маршрутных листах: написать сочинение-миниатюру о весне, используя наречия.
Анастасия КОМАРОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №8, лауреат конкурса «Учитель года России-2007», Мурманск
Комментарии