search
main
0

Зло – какая часть речи? Урок-практикум на тему «Наречие»

Не случайно я начала наш урок со стихотворения, где ключевые слова – «высоко», «светло», «темно», «ароматно», «красиво». Что это за часть речи?

Наш язык и скромен, и богат,В каждом слове скрытчудесный клад.Слово «высоко» произнеси -И представишь сразунеба синь.Вспомнится наречие«светло»,И увидишь – солнышковзошло.Если скажешь ты «темно»,Сразу вечер постучит в окно.Если скажешь«ароматно» ты,Сразу вспомнишь ландышацветы.Ну а если скажешь ты«красиво»,Пред тобою сразу вся Россия!

Ученики: Наречие.

Учитель: Именно этой удивительной части речи и будет посвящен наш урок.

Наша цель – обобщить и систематизировать знания по теме «Наречие», учиться активно употреблять наречия в речи, а также расширить словарный запас и оценить богатство русского языка.

Я предлагаю вам совершить путешествие в страну Наречие. Возьмите маршрутные листы. В путь!

1. Любая часть речи держится на трех китах: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Опираясь на этот план, расскажите, что такое наречие.

2. С теорией справились, закрепим на практике.

Задание 1 в маршрутных листах: произвести морфологический разбор наречия вперед.

3. Мы выяснили, что главный морфологический признак наречий – неизменяемость, следовательно, у наречий нет и не может быть окончания.

А чем является гласная на конце наречий?

Ученики: Суффиксом.

Учитель: Сейчас нам предстоит решить задачу: О или А на конце наречий.

Как узнать? Приставки из, до, с – суффикс А; приставки в, на, за – суффикс О.

А также есть волшебное слово-подсказка для наречий – ОКНО.

Задание 2 в маршрутных листах: вставить правильный суффикс и добавить подходящий по смыслу глагол.

Справ_ . Вправ_ .

Налев_ . Издавн_ .

Дочист_ (вымыл).

Занов_ (переделал).

Выполните морфемный разбор выделенных наречий.

4. Игра «Замени одним словом».

Всадник мчался во весь опор (= вскачь).

Дерево было все усыпано плодами (=сплошь).

Не терпится дослушать до конца (=невтерпеж).

Догадайтесь, о чем пойдет разговор?

Ученики: Ь в наречиях.

Учитель: Напомните правило.

Ученики напоминают правило.

Учитель: Разрешите усложнить задание.

Правописание Ь в различных частях речи (обязательное объяснение орфограмм): рожь, сжечь, плащ, груш, увлечься, наотмашь, держишь, порежь, живуч, навзничь, замуж.

Отгадайте загадку: какая змея бывает наречием?

Ученики: Уж. Это омонимы.

5. Работа с текстом.

Задание 3 в маршрутных листах:

Настоящая весна приходит в наш край в середине марта. Радостно, по-весеннему чирикают воробьи. С каждым днем сильнее греет солнце. Вокруг царит ослепительная красота. Но красота эта не яркая, броская, а нежная, скрытая, словно спрятанная под волшебным покрывалом. Будешь наблюдательным – и сделаешь массу открытий.

Жизнь северной природы достойна того, чтобы о ней было рассказано по-человечески, благожелательно, правдиво и вдумчиво.

(Разбор: тема, идея, лексическое значение слова «благожелательно», подбор синонимов, схема предложения.)

Задание: написать 2-3 предложения о приметах весны, объяснить, за что вы любите нашу природу.

6. Наречие или существительное?

Задание 4 в маршрутных листах: как отличать? Объяснить.

Увидел Виднелся

вдали в дали моря

Вначале В начале

не умел года

плавать

Преобра- В миг

зиться опасности

вмиг

С начала Сначала

апреля выучи

7. А как будем отличать прилагательное от существительного? Как определить любую часть речи?

Ученики: По вопросу.

Задание 5 в маршрутных листах: объяснить, почему так пишется: по-прежнему гулять по прежнему времени.

Чтобы проверить ваше умение видеть части речи – задание по вариантам.

Составить словосочетания: по летнему, по-летнему (1-й вариант), по модному, по-модному (2-й вариант).

8. А еще мне хочется проверить, умеете ли вы читать мысли. Я начинаю, а вы заканчивайте. Что я задумала? День…

Ученики: Ночь.

Учитель: Черное…

Ученики: Белое.

Учитель: Добро…

Ученики: Зло. Это антонимы.

Учитель: А какая часть речи слово «зло»? Давайте попробуем преодолеть и это препятствие на нашем пути.

Задание 6 в маршрутных листах: объяснить:

причинить зло, смеяться зло, лицо зло.

Как будем различать омонимичные формы?

9. Предлагаю вам творческий диктант.

Задание 7 в маршрутных листах: по лексическому значению определить слово и записать его.

1) Друзья, оставшиеся в классе один на один (наедине)

2) Лист бумаги, сложенный в 4 раза (вчетверо)

3) Равнина, разделенная оврагом пополам (надвое)

4) Дежурные, убиравшие класс

2 раза (дважды)

5) Брошюры, купленные попутно с книгами (заодно)

10. Хорошо поработали, давайте немного отдохнем, а заодно посмотрим небольшую сценку «Рецепт».

Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:

– В каком классе ты учишься, молодой человек?

– В шестом «Бы».

– «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

– Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…

– Жутко и дружно. Ужасно и весело! А учитесь-то хорошо?

– Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

– Нормально… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Врач дает рецепт – учебник русского языка.

А как называется одним словом выражение в пух и прах?

Ученики: Фразеологизм.

В пух и прах – «ругать», «разносить».

Учитель: Дайте правильный вариант выражений «жутко весело, ужасно дружно».

Теперь такое задание: я называю фразеологизм с наречием, вы даете его объяснение.

Крепко спит – как убитый,

быстро бежать – во весь дух, во все лопатки,

хорошо знать – как свои пять пальцев,

мало – кот наплакал,

близко – рукой подать,

рано – ни свет ни заря.

11. Продолжаем наше путешествие.

Задание 8 в маршрутных листах: подбор антонимов к наречиям вдали, спереди, снизу.

Закончите предложения:

Дождь гремел…

Сын слушал…

Слова для справок: молча, безропотно (синонимы);

редко, беспрестанно (антонимы).

Всегда старайтесь подбирать наиболее точные, самые яркие и образные слова.

12. Предлагаю вам на время стать учителями и исправить ошибки.

Задание 9 в маршрутных листах.

Обратно пошел проливной дождь.

Вперед подумай, потом отвечай.

Держитесь более свободнее.

Образовать степени сравнения: легко – легче, более легко, легче всех.

13. Пополним копилку интересных фактов. Из истории слова вдребезги.

В древнерусском языке существительное ДРЕБЕЗГ употреблялось в значении «черепок», «осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа с предлогом «в» образовалось наречие вдребезги.

Вопросы: В каком значении употребляем мы данное наречие? Связано ли оно со значением древнерусского слова?

Ученики: На мелкие куски. Связано.

Учитель: Составьте предложение с данным наречием.

14. Викторина:

1. В каком наречии две точки и две черточки? (Точь-в-точь). Остальные наречия пишутся без дефиса. Приведите примеры.

2. Какими частями речи являются одинаково звучащие слова в предложении: «Иди-ка прочь, мне зла не прочь!»? (Наречие и повелительное наклонение глагола.)

3. Назовите наречия, у которых два конечных согласных составили бы противительный союз. (Яростно, ужасно, грустно, прекрасно.)

15. Словарная работа. Подобрать к глаголу наречия.

Встречать – радостно, приветливо, по-дружески, по-братски, равнодушно, холодно.

Работать – …

Учитель: А вы сегодня работали отлично, замечательно, чудесно, великолепно!

16. Итоги урока.

17. Домашнее задание. Задание 10 в маршрутных листах: написать сочинение-миниатюру о весне, используя наречия.

Анастасия КОМАРОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №8, лауреат конкурса «Учитель года России-2007», Мурманск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте