Попасть в Надеждинскую школу, что находится в западной части Курганской области, на границе с Челябинской, дело непростое.
– Мы называем дорогу до Надеждинки Бермудским треугольником, – сказала Роза Лукмановна Барабаш, инспектор роно. – Большую часть времени жители этого села отрезаны от “большого” мира.
И не только из-за сложного пути, как потом выяснилось, но и из-за отсутствия связи вообще. Отключен, например, в школе телефон. Довольно часто и электричества нет.
В Надеждинской школе учатся 175 мальчишек и девчонок. Тридцать пять человек привозят из соседнего Бугуево. Школа – единственный учебно-воспитательный, культурный центр, поскольку в селе не осталось ни библиотеки, ни дома культуры, ни даже общественной бани. Половина жителей села безработные.
Если смотреть фактам в лицо, то разве можно исходя из них предположить, что педагоги, месяцами не получающие зарплату, редко выезжающие на курсы повышения квалификации, страдающие от нехватки методических пособий, газет и журналов, способны на педагогические открытия, творческое горение? Нет. А между тем трудности заставляют искать точку опоры, свой путь развития, чтобы выжить, выстоять, дать детям знания, надежду, перспективу.
Махмудьян Ахметжанов, директор Надеждинской школы, с ходу выдал мне: “В том, что мы находимся, если так можно выразиться, на краю света и живем замкнуто, есть определенный плюс: дети всегда в поле зрения взрослых, родителей, учителей, а близость к труду не дает им разбаловаться”.
Директором Ахметжанов стал в 1989 году. А до того был мастером производственного обучения школы, имея за плечами службу на флоте и 19 лет работы в сельском хозяйстве. Первое лицо в педагогическом коллективе и без должного диплома – в городе навряд ли такое возможно. Но на селе аргументы совсем другие – люди наперечет.
Махмудьян Маскудьянович до сих пор ощущает недостаток педагогических знаний, однако, как человек инициативный, ищущий, целеустремленный, все, что знал и умел к тому времени, использовал в интересах школы, в интересах ее учеников.
Учебное заведение, по его собственному выражению, находилось тогда “в киселеобразном состоянии”. Трудовой и профессиональной подготовке внимания уделялось недостаточно. Сельская школа, считает он, должна научить своих питомцев прежде всего умелому обращению с землей-кормилицей. Ведь это выпускники сельских школ сеют, пашут и кормят Россию, и школа может и должна готовить их к этому реальному делу. Ахметжанов стал искать деловые контакты с совхозом “Надеждинский”, повел с его руководством разговор об аренде земли и техники. “Да как же доверить технику ребятишкам, они ее в металлолом превратят”, – ужасались совхозные работники. “Дайте доказать”, – настаивал директор.
Из старшеклассников создали два аграрных звена. Вырастили они хороший урожай зерновых, картофеля, кормовой свеклы и сдали в совхоз. На технике – ни царапинки. Следующей проверкой стало задание по размножению ценных сортов семян. И с ним справились. Махмудьян Маскудьянович с удовольствием вспоминает, как удачно продал сахарную свеклу. Вырастили ее в тот год порядка 40 тонн. Решили повезти на сахарный завод, в Уфу.
– Зашел в приемную к генеральному директору, а там посетителей видимо-невидимо, – рассказывает Ахметжанов, – и все со свеклой. Представился, вот, мол, из-за Урала два КамАЗа свеклы, выращенной школьниками, привез. Примете?
– Примем, – ответил директор, – если сахаристость – не ниже положенной нормы.
Отправили свеклу в лабораторию. И на удивление заводчан, сахаристость оказалась 15,8 единицы вместо требуемых 14,7! “Как удалось-то?” – поинтересовались.
– Никаких секретов. Мы ее окучили вовремя, а значит, рост задержали. Словом, всю технологию выдержали, – радостно ответил тогда Махмудьян Маскудьянович.
Вернулся он из Башкирии с 89 мешками сахара, тот как раз в дефиците был. Часть продали жителям села, часть пошла на оплату труда и ребятам, и учителям, оставили и на проведение праздников в школе. На другой год возили на уфимский завод еще и зерно, которое принимали там на вес золота.
От посадки сахарной свеклы юные аграрии потом отказались – затраты слишком большие, но, расширяя школьное производство, стали осваивать другую культуру – гречиху. Естественно, потребовалась не только специальная техника по переработке крупы, но еще и пчелы, от которых напрямую зависит урожайность культуры. Закупили 10 домиков для трудяг-насекомых, 8 пчелопакетов. И человек, питающий склонность к такому виду деятельности, нашелся – учитель ОБЖ М. Гайсин.
Через три года на школьной пасеке было уже 27 пчелиных семей. Гречиха уродилась на славу. Что интересно, попали опять “в десятку”: гречка оказалась в дефиците, спрос на нее был большой. Для сбыта продукции открыли школьный магазин, где сельчане покупали и гречневую крупу, и муку, и отруби, и мед, и то, что шили старшеклассницы на уроках труда, – рукавицы, халаты, платья. Вырученные от продажи деньги шли на ремонт школы, бесплатное питание, приобретение канцелярских товаров, на внеклассные мероприятия.
Надеждинцы первые из учебных заведений области выстроили цепочку: производство – товар – реализация. По большому счету в совхозе стали предъявлять к ним и требования не как к учебному заведению, имеющему к тому времени статус “аграрная школа – комплекс”, а как к коммерческому предприятию.
Четыре года назад Надеждинская сельская школа стала областной экспериментальной площадкой. Была выработана стройная система по подготовке выпускника, способного к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики. Появились в школьном расписании спецкурсы по экономике, экологии, предпринимательству. На уроках физики стали давать знания по сельскохозяйственной технике, при изучении истории России – по истории родного края, ремесел. На химии учитель непременно остановится поподробнее на теме “Минеральные удобрения”.
Мало того, здесь считают: будущий фермер должен знать не только основы земледелия, но и строительное дело. Поэтому наука о том, как построить сельский дом, в почете. В столярной мастерской красуются макеты срубов. Пока макеты. Директор-то уже смотрит дальше, мечтает недалеко от школы вместе с ребятами и учителями построить дачный домик для учебных целей.
Задуманное сбудется завтра, а сегодня мальчики – выпускники Надеждинской школы вместе с аттестатом зрелости получают трудовые книжки, в которых записано, что они имеют два года стажа работы трактористами. У них уже есть специальность. Старт, с которого можно начинать взрослую жизнь. Девушкам не выдают подобного документа, но это не говорит о том, что они менее подготовлены. Многое умеют делать как будущие хозяйки усадьбы: выращивать овощи, консервировать продукты на зиму, обустраивать жилье, шить, вязать, вести элементарные экономические расчеты фермерского хозяйства. У них есть учебная парикмахерская. Все в ней оборудовано как положено – не ленись, учись. В прошлом учебном году у юных мастериц сделали прически 73 жителя села. Малообеспеченные семьи школьницы обслуживают бесплатно. Перед женским праздником желающих навести красоту было хоть отбавляй. Впрочем, чему удивляться. Теперь большинство деревенских жителей не выезжают даже до райцентра: рейсы автобусов сокращены, вот школьницы и выручают. И стригут, и кудри вьют.
В ближайшее время получат дипломы о высшем образовании 10 надеждинских школьников. Четверо из них, директор надеется, вернутся в школу. Ему этого очень хочется: тяжело видеть, как люди покидают родные места. Из Азналов, соседнего села, недавно уехали 40 семей, 15 домов стоят заколоченными, пустыми. Надеждинку покинули 10 семей. С тяжелым вздохом говорит об этом руководитель. Чем можно заинтересовать нынешнего молодого учителя, чтобы поехал в их тмутаракань? Таких учителей, как математик Евдокия Андреевна Мотовилова, не найти. В ее трудовой книжке одна запись. Она отличник народного просвещения. Говорит, когда у нее в гостях была мама (а они родом из-под Тулы), то, посмотрев на их житье-бытье, сказала: “Я бы и дня здесь не прожила”. А Евдокия Андреевна не жалеет, что судьба так распорядилась. Математику любит. Детей любит. И эта любовь взаимна.
Благодаря увлеченному биологу Гульжиган Галисултановой в теплые месяцы школа утопает в цветах. Так, Гульжиган Вильевна приучает младших школьников к прекрасному. А старшие под ее руководством выращивают огурцы, помидоры, смородину, крыжовник, малину. И для школьной столовой, и для дома.
Не так давно в педагогический коллектив пришла работать физик Е. Захарова. Директор постарался обустроить быт молодого педагога. С жильем решил вопрос. Шкаф, стол, телевизор и кухонную утварь ей выделили от школы. Продовольственными запасами обеспечили, привезли картошку, муку.
Хороший учитель для сельского ученика – это больше чем учитель. Школьник лишен выбора, не может перейти в другую школу. Учитель – его надежда и опора. Если он хороший, значит, увеличиваются шансы поувереннее определиться в жизни.
…Очередная мечта Махмудьяна Ахметжанова – зимний сад с попугаями. К ее воплощению он уже приступил. В холле первого этажа стоят емкости с комнатными цветами, есть клетки. От стен, обшитых деревом, веет теплом. И попугаи будут, уверенно говорит он. А кто бы сомневался! С такими ребятами, такими учителями все возможно.
Валентина ШАЛАЙ
Курганская область
Комментарии