search
main
0

Вниманию читателей и партнеров «Учительской газеты»: у нашего издания появились двойники

В АО «Издательский дом «Учительская газета» все чаще поступают письма и звонки с просьбой разъяснить ситуацию, связанную с появлением одноименного печатного издания. Наши читатели и подписчики обратили внимание, что в сетях появились рассылки и сообщения о том, что «Учительская газета», которой в этом году исполняется 100 лет, снова вышла в печать и возобновила подписку. В конце 2023 года мы сообщали, что выпуск печатного издания прекращен, соответственно, подписка на 2024 год не была объявлена. Одна из причин прекращения выхода печатного издания – низкая подписка на газету. Номер 52 «Учительской газеты» в 2023 году стал последним, об этом мы проинформировали читателей заблаговременно. Но мы продолжили выпускать издание в PDF-формате – спецвыпуски рассылались по базе подписчиков сетевого издания, что в разы превышает былую подписку на издание. Со специальными выпусками «Учительской газеты» вы можете ознакомиться на сайте в разделе «Архив номеров». Важно заметить, что наш сайт «Учительская газета» UG.RU появился 29 лет назад и стал первым в России публиковать материалы бумажного издания.

Зигзаги вековой истории «Учительской газеты»

Издательский дом является хранителем «Учительской газеты», ее истории и архива – главного наследия нашего издания, которое насчитывает более 11 тысяч номеров. 14 июня 2023 года в рамках Петербургского международного экономического форума было подписано соглашение о сотрудничестве между Президентской библиотекой, подведомственной Управлению делами Президента Российской Федерации, и АО «Издательский дом «Учительская газета». Торжественная церемония состоялась на площадке Президентской библиотеки. Документ скрепили подписями генеральный директор Президентской библиотеки Юрий Носов и генеральный директор АО «Издательский дом «Учительская газета» Валерий Гундарев.

Валерий Гундарев и Юрий Носов подписали соглашение

Исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Петр Положевец, возглавлявший АО «Издательский дом «Учительская газета» на протяжении 28 лет, высоко оценил значимость сотрудничества издательского дома с Президентской библиотекой. Тогда он рассказал, что «Учительская газета» готовится к столетнему юбилею.

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, который 28 лет возглавлял «Учительскую газету», участвовал в подписании соглашения с Президентской библиотекой и «Издательским домом «Учительская газета»

«Все, что будет делать «Учительская газета» вместе с Президентской библиотекой, поможет нашим детям стать более успешными в жизни, более осознанно воспринимать свой путь, более конкретно определять свои цели и чувствовать себя патриотами нашей страны», – подчеркнул он.

Издание с таким же названием не является правопреемником «Учительской газеты», выходящей в печать с 1924 года. По всем нравственным и моральным канонам оно не может использовать логотип «Учительской газеты» с изображением на титульном листе ордена Ленина и писать, что выходит с 3 октября 1924 года, поскольку зарегистрировано совсем недавно, в 2024 году, а все выпуски вековой истории зафиксированы в архивах нашего издательского дома.

Любые печатные издания с названием «Учительская газета» в настоящее время не имеют никакого отношения к АО «Издательский дом «Учительская газета»

Валерий Гундарев

Валерий ГУНДАРЕВ, генеральный директор АО «Издательский дом «Учительская газета»:

– Считаю необходимым проинформировать вас о том, что любые печатные издания с названием «Учительская газета» в настоящее время не имеют никакого отношения к АО «Издательский дом «Учительская газета». Мы продолжаем нашу историю через Сетевое издание «Учительская газета» с ежемесячными печатными спецвыпусками. Сетевое издание является признанным брендом в информационном пространстве страны.

Мы продолжаем настоящее дело во благо учителей и всех участников образовательного процесса

Никита Чудин. Фото: Николай Рыбин

Никита ЧУДИН, главный редактор сетевого издания «Учительская газета»:

– Уважаемые читатели, дорогие друзья! В редакцию «Учительской газеты» поступают сообщения о том, что некто выпустил одноименное СМИ, при этом акцентируется внимание читателей этой новой «Учительской газеты» на том, что она выходит с 1924 года. Коллектив сетевого издания «Учительская газета», продолжающий традиции вековой истории, с иронией относится к подобным новостям. Ведь 365 дней в году мы работаем для миллионов читателей, которые ежедневно получают от нас самые главные новости образования. Отмечу, что после закрытия печатной версии «Учительской газеты» мы продолжили делать спецвыпуски, они доступны в архивах на нашем сайте.

С юридической точки зрения в этой ситуации должны разбираться учредители и акционеры издательского дома «Учительская газета», тем более что они в курсе происходящего. Миссия нашей редакции заключается в том, чтобы не остановить ход истории газеты, держать связь с читателями, качественно освещать все процессы и события, происходящие в системе образования России. Возможно, кто-то рассчитывает на рекламу или громкий скандал, но мы не про это. Мы делаем все для того, чтобы оставаться камертоном порядочности, культуры и правды. Главное подтверждение этому – наша многомиллионная аудитория.

Никто не вправе запретить выпускать кому-либо СМИ с похожими названиями, но то, что нам присылают, однозначно и по всем признакам, на мой взгляд, является копией той газеты, которая хранится в наших архивах. Даже в самое сложное для издательского дома время наш коллектив работает над продвижением бренда старейшего издания «Учительская газета». Впереди серьезная дата. Нас ждет вековой юбилей, который мы отпразднуем в октябре 2024 года с нашими читателями и подписчиками.

Напомним, что в 2021 году сетевое издание стало обладателем звания «Лучшее интернет-СМИ России», победив в престижном Всероссийском конкурсе журналистов «Золотой гонг». Сайт «Учительской газеты» стал задавать тренды образовательных ресурсов, вошел в топ-5 интернет-СМИ России. Все эти и многие другие достижения стали результатом ежедневного кропотливого труда команды сетевого издания «Учительская газета». А пока мы продолжаем настоящее дело во благо учителей и всех участников образовательного процесса – всей нашей многомиллионной читательской аудитории. Будьте внимательны, любые копии – это всего лишь копии…

Обязательно отметим наш юбилей в союзе с нашими авторами, читателями, истинными друзьями

Ирина Димова. Фото: Антон Тюрин

Ирина ДИМОВА, редактор-журналист сетевого издания «Учительская газета» (с 1991 года по 1 января 2024 года первый заместитель главного редактора «Учительской газеты»), кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ, президент Общероссийской организации лидеров образования «Учитель года», профессор Академии гуманной педагогики Ш.Амонашвили, отличник просвещения РФ, член оргкомитета конкурса «Учитель года России»-2024:

– Сегодня издательский дом «Учительская газета» действительно переживает трудные времена. Дамоклов меч накопленных за последние годы финансовых проблем, к которым рядовые сотрудники не имеют отношения, висит над нами, что стало причиной, но далеко не единственной, закрытия в начале 2024 года бумажной версии «УГ». К этому добавились и сокращение за последние пять лет числа подписчиков на печатную версию газеты, и уход из редакции талантливых журналистов, и сложная обстановка в коллективе – конфликты руководства с собкорами, и многое другое… Но газета не умерла, она продолжила свою жизнь в сетевом издании – неотъемлемой составляющей современных СМИ, любого печатного издания. Ее электронная версия, которая к этому периоду набрала миллионы просмотров, не прекращала выполнять все взятые перед читателями обязательства.

Мы многократно расширили нашу читательскую аудиторию, глубоко осознав свою ответственность перед ней. И всегда помнили о том, что за нами столетняя история «Учительской газеты», наши архивы, традиции, уважаемые авторы, наше российское учительство. Поэтому уже в январе начали выпускать печатную версию сетевого издания «Учительская газета», которая стала истинным правопреемником «Учительской газеты». Той самой, подлинной, настоящей, созданной в 1924 году Надеждой Константиновной Крупской, в которой на первой полосе в первом номере опубликовал статью под названием «Учитель, учись!» Анатолий Васильевич Луначарский.

История «Учительской газеты» стала зеркалом прошлого и настоящего нашей школы, она отразила события большого периода времени, охватившего два века, разные эпохи. Был такой весьма примечательный эпизод в ее жизни. На фоне почти 70-летнего доминирования практически единственного в стране педагогического издания в 1992 году появилась новая газета «Первое сентября». Ее создатель – Симон Львович Соловейчик, выдающийся публицист, писатель, – многие годы был ведущим журналистом «Учительской газеты», правой рукой, единомышленником главного редактора Владимира Федоровича Матвеева. Они совершили переворот в сознании читателей, подвергли критике авторитарность в школе, подняли на щит гуманистическую педагогику, поддержали учителей-новаторов, опубликовали Манифест педагогики сотрудничества. Такой популярности, как в те годы, у газеты не было никогда. По сути, «Первое сентября» продолжила делать то, что было в «Учительской газете» в середине 80-х годов. Но создатель нового издания принципиально не повторил даже части прежнего наименования газеты, а придумал, нашел иное название, пригласил новых авторов, предложил свою концепцию, модель, контент для своего новорожденного печатного педагогического СМИ. «Совесть, благородство и достоинство» (вспомним великие слова Булата Окуджавы), присущие этому Человеку с большой буквы, не позволили ему поступить иначе, даже, например, назвать свое детище «Новая «Учительская газета» по аналогии с «Новыми Известиями»… А это, прямо скажем, обеспечило бы только что рожденному изданию более благоприятные условия для развития и процветания на рынке печатных СМИ, работало бы на расширение читательской аудитории, активизировало бы подписку и т. д. Все это сделали имя, репутация, авторитет самого Симона Соловейчика и его последователей, особенно в лице сына Артема Симоновича Соловейчика. Кстати, закрытие в 2014 году печатной газеты «Первое сентября» (по разным причинам и обстоятельствам) не стало катастрофой или окончанием деятельности самого издательского дома, не оказалось крахом бренда газеты «Первое сентября». Ее история не прервалась, она живет в книгах, публикациях Симона Львовича Соловейчика, крепко связана с масштабом его личности, богатым наследием, оставленным им, и продолжается в интернет-проектах, в многообразной просветительской деятельности его последователей и единомышленников.

Новое издание с наименованием «Учительская газета», зарегистрированное в 2024 году, сообщает о том, что оно готовится отметить ее столетний юбилей. Более того, мы видим на первой полосе знакомый нам логотип – орден Ленина, полученный редакцией 50 лет назад, и многое другое, что вызывает недоумение. Если для открытия одноименной газеты нашлись юридические основания, то как это соотнести с полным ее дублированием по многим параметрам, с тем, что все это делали долгие годы другие журналисты, художники, верстальщики, редакторы? Нет ли здесь попытки использования раскрученного бренда для каких-либо целей? В любом случае учредитель нового издания, как это принято в цивилизованном мире, в журналистском сообществе, начинает, как правило, деятельность со своей концепции издания – с новым логотипом, с иной версткой, другим дизайном, со своим индивидуальным подходом, одним словом, с чистого листа.

Надеюсь и верю, что вдумчивые, достойные, мыслящие, анализирующие ситуацию с «Учительской газетой» читатели, которыми мы всегда гордились, наши истинные друзья, авторы и партнеры все поймут и сделают правильные выводы.

Историческое значение «Учительской газеты» невозможно переоценить

Светлана Ильина

Светлана ИЛЬИНА, председатель Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года», член Генерального совета Партии «Единая Россия», Председатель комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке, региональный координатор Федерального партийного проекта «Новая школа» в Самарской области, Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный работник образования Самарской области, победитель конкурсов:«Учитель года Самарской области-2006», Всероссийского конкурса «Директор школы-2013», Женщина года Самарской области – 2023:

– Уважаемые коллеги, педагоги и все, кто неравнодушен к судьбе отечественного образования!

С глубоким уважением и ответственностью обращаюсь к вам от имени Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года». В свете последних событий, связанных с появлением клона «Учительской газеты», считаю необходимым выразить нашу официальную позицию.

Историческое значение «Учительской газеты» невозможно переоценить. На протяжении почти столетия это издание служило важнейшим источником информации, поддержки и вдохновения для педагогического сообщества нашей страны. Мы с тревогой и сожалением наблюдаем за ситуацией, когда на рынке появляются издания, которые пытаются присвоить себе имя и славу настоящей «Учительской газеты», не имея к ней никакого отношения.

Хочу подчеркнуть, что сетевое издание «Учительская газета», продолжающее выпуск своих материалов в формате PDF, является единственным правопреемником исторического издания, в котором продолжают свою трудовую деятельность сотрудники печатного издания. Это подтверждается не только многолетней историей, но и качеством материалов, поддерживающих высокий стандарт журналистики и профессионализма.

От имени Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года» заявляю:

  1. Мы полностью поддерживаем сетевое издание «Учительская газета» как единственное легитимное продолжение печатного издания.
  2. Мы осуждаем действия любых лиц или организаций, которые пытаются использовать название и репутацию «Учительской газеты» в корыстных целях.
  3. Призываем педагогическое сообщество быть внимательным и осторожным при выборе источников информации, обращаться только к проверенным и заслуживающим доверия изданиям.

Мы не можем стоять в стороне, когда под угрозой оказываются доброе имя и репутация издания, которое на протяжении многих лет было и остается символом профессионализма и преданности делу образования. Сетевое издание «Учительская газета» достойно продолжает традиции своего печатного предшественника, и мы будем поддерживать его во всех начинаниях.

Благодарим всех за понимание и поддержку. Вместе мы сможем сохранить ценности и традиции, которые так важны для нашего педагогического сообщества.

«Учительская газета» должна быть в стране одна

Михаил Богуславский

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»:

– Как постоянный автор «Учительской газеты» с 1988 года, не имею права не выразить свою гражданскую позицию о сложившейся вокруг издания ситуации. Действительно, с лета 2023 года по нарастающей накапливались негативные явления. Несколько раз переносили VII Всероссийский конкурс «Успешная школа», который традиционно и значимо проводили «Учительская газета» и благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». Затем осенью прекратились выплаты гонораров авторам и, насколько знаю, зарплат сотрудникам. Издание потрясали непрерывные конфликты, которые, к сожалению, озвучивались в публичном пространстве. И завершилось все это прекращением издания печатной версии и необъявлением подписки на 2024-й, юбилейный для газеты, год.

К счастью, продолжало эффективно действовать сетевое издание «Учительская газета», которое с января стало публиковать ежемесячные печатные спецвыпуски. Таким образом ситуация постепенно, хотя и не полноформатно, начала налаживаться.

Но, как нам всем хорошо известно, заболеть легко, а вот выздороветь очень трудно, если вообще возможно. Совсем недавно вышел печатный номер в стилистике «УГ», подготовленный альтернативной редакцией, в которую вошла часть прежних сотрудников газеты.

Совершенно не собираюсь давать юридическую оценку этой ситуации, но как историк напомню о разделившемся в конце 1980-х годов, как писали, на мужской и женский Московском художественном академическом театре. Счастья и тогда, и на перспективу это никому не принесло: ни инициаторам конфликта, ни артистам, ни зрителям, ни великой российской театральной культуре.

Как известно, 3 октября 2024 года «Учительская газета» будет отмечать славный юбилей – 100-летие подвижнического служения отечественному учительству и школе. Издание газеты не прерывалось даже в годы Великой Отечественной войны. Возникает вопрос: как в такой ситуации отмечать эту значимую дату?

5 октября в Кремле пройдет всероссийский финал конкурса «Учитель года», традиционно неразрывно связанный с его инициатором – «Учительской газетой». Ничто и никто не имеет права бросить тень на это событие.

Но дело не только, а может, и не столько в этом. После состоявшейся 7 мая 2024 года инаугурации Президента РФ Владимира Владимировича Путина сформирован обновленный состав Правительства РФ. И перед ним поставлена стратегическая цель реализации национальных проектов, в том числе и в сфере образования. Совершенно понятно, что важную роль во всем этом должна сыграть «Учительская газета». Для этого она должна быть в стране одной, полностью легитимной и продолжающей славные столетние традиции издания.

Глубоко убежден, что это может быть только «Учительская газета», издаваемая АО «Издательский дом «Учительская газета», во главе которого стоят генеральный директор В.И.Гундарев, главный редактор сетевого издания «Учительская газета» Н.В.Чудин и блистательный редактор-журналист сетевого издания «Учительская газета» И.Г.Димова. Иного просто не дано!

На дворе не конец 80‑х, и «Учительская газета» не «Ласковый май»

Алексей Овчинников. Фото: Вадим Мелешко

Алексей ОВЧИННИКОВ, учитель математики и биологии МБОУ СОШ с. Баловнево Липецкой области, старший научный сотрудник лаборатории педагогического проектирования ФГБНУ «ИСРО», кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011:

– Тот, кто не в курсе ситуации с «Учительской газетой», может предположить, что произошло нечто вроде творческого раскола, наподобие разделения МХАТа в 1987 году или противостояния игроков сборной России по футболу накануне чемпионата мира 1994 года. Но мне видится, что в данном случае речь вовсе не о творческих разногласиях, а о попытке некой небезызвестной персоны использовать статус руководителя престижного и популярного издания, авторитет которого создавался десятилетиями трудом многих авторов, сотрудников газеты, ее руководителей. Однако они руководствовались прежде всего не личными интересами, а интересами учительства. Именно это и обеспечивало многие годы газете любовь и уважение ее читателей.

Конечно, можно было бы опустить правовые и этические аспекты данного прецедента и сказать, что пусть читатель выберет, которая из газет ему интереснее, однако, учитывая абсолютно разные цели двух изданий с одинаковыми названиями, мне кажется, нужно как можно быстрее разрешить эту ситуацию именно в правовом поле. Все-таки на дворе не конец 80-х и «Учительская газета» не «Ласковый май», хотя, судя по всему, кто-то решил использовать именно эти методы.

Мы не должны спокойно наблюдать за попыткой переписать историю

Артур Заруба

Артур ЗАРУБА, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-1992, кандидат педагогических наук, обладатель золотых почетных знаков «Общественное признание» и «Рыцарь гуманной педагогики», главный специалист Центра просветительских инициатив Министерства просвещения РФ:

– Самое важное для меня педагогическое издание – это, конечно, «Учительская газета». В этом издании анализируется и описывается все, что происходит в современной педагогической жизни страны. «Учительская газета» всегда была не только пропагандистом новых идей в образовании, но и организатором новых проектов в нем. Именно «Учительская газета» в 1990 году придумала самый масштабный и популярный до сих пор конкурс «Учитель года России», стала его учредителем, несколько десятилетий была оператором его проведения.

Победив в конкурсе в 1992 году, я стал членом Всероссийского оргкомитета и членом творческой группы «Учительской газеты», которая разрабатывала и внедряла новые формы и процедуры проведения этого конкурса.

За 35-летнюю историю конкурса на разных его этапах в нем приняли участие сотни тысяч учителей, которые до сих пор считают участие в конкурсе самым большим профессиональным событием в своей жизни. И очень обидно было узнать, что в год 100-летия образования «Учительской газеты» выход печатного издания прекратился.

К счастью, на тот момент уже развилось сетевое издание «Учительская газета», число читателей которого в настоящее время исчисляется миллионами! Поэтому для меня и моих коллег это уникальное издание по-прежнему живо!

Недавно я узнал, что опять стало выходить печатное издание «Учительская газета». Неужели все проблемы решились? Нет. Оказывается, просто можно «официально» взять и зарегистрировать то же название, тот же орден Ленина?

Получается, что я тоже могу зарегистрировать на себя, например, издание со 100-летней историей, которое в данный момент не выходит? Но это невозможно представить! Последние 29 лет «Учительскую газету», насколько я знаю, издавало АО «Издательский дом «Учительская газета». Эта организация числится в реестре зарегистрированных средств массовой информации Роскомнадзора как учредитель (соучредитель) в том числе сетевого издания «Учительская газета». Как мне известно, новое издание не обращалось к АО «Издательский дом «Учительская газета» с предложениями о продолжении деятельности издания, а просто сумело зарегистрировать наименование, популярное и узнаваемое в педагогической среде.

В наше информационное время такое событие не может пройти незамеченным! Я считаю, что мы не должны спокойно наблюдать за попытками искажения истории, в том числе и нашей жизни. Готов войти в инициативную группу по сохранению истории общественно-педагогического издания, которое столько сделало и продолжает делать для миллионов учителей России!

«Учительская газета» сохранена и в год своего 100‑летия продолжает свою жизнь

Ольга Ройтблат

Ольга РОЙТБЛАТ, доктор педагогических наук, народный учитель РФ, лауреат премии имени Н.К.Крупской, национальный победитель Международного конкурса учителей английского языка и страноведения, обладатель медали «Народное признание педагогического труда», руководитель Центра общественно значимых проектов Тюменского областного института развития регионального образования:

– «Учительская газета» сыграла очень важную роль в моей педагогической профессиональной деятельности (более 55 лет) как учителя, завуча, директора школы, затем директора Департамента образования и науки Тюменской области и, наконец, ректора Тюменского областного государственного института развития регионального образования.

В 2003 году, когда я возглавляла Департамент образования и науки Тюменской области, судьба свела меня с талантливыми организаторами конкурсного движения «Учитель года России»: П.Г.Положевцем, главным редактором, и его первым заместителем И.Г.Димовой, которая, по словам Шалвы Амонашвили, является совестью, душой конкурсного движения. Ирина Георгиевна сопровождает лучших учителей, руководителей России, обладает уникальной способностью вдохновлять, поддерживать учителей практически всей нашей страны. Она об этом рассказывает в своих материалах на страницах «Учительской газеты» и вдохновляет тысячи учителей России постоянно развиваться.

Именно благодаря Ирине Георгиевне учителя Тюменской области, сельских и городских школ имели уникальную возможность знакомиться, общаться с самыми лучшими и уникальными педагогами России – А.Зарубой, О.Парамоновым, М.Нянковским, Е.Филипповой, И.Демаковым, А.Милехиным, М.Ахапкиной и многими другими – через педагогические марафоны, мастер-классы, семинары, творческие встречи в самых отдаленных уголках большой Тюменской области. С их опытом знакомилось не только педагогическое сообщество, но и население, главы поселковых администраций и т. д. Я не помню случая, чтобы лучшие российские учителя отказались бы приезжать на Тюменскую землю и работать с педагогическим сообществом. И как результат – огромное количество педагогов, вдохновленных конкурсным движением, делали все возможное для улучшения качества обучения. Тысячи учителей прошли через конкурсное движение и продолжают профессионально развиваться сегодня, поскольку это самая эффективная мобильная система повышения квалификации.

В сентябре 2023 года на конкурсе «Учитель года России» уже появлялась информация о закрытии печатного издания «Учительская газета». Но, к счастью для педагогического сообщества, сетевое издание под руководством главного редактора Н.В.Чудина в отличие от печатного издания все последние годы набирало обороты, и многомиллионная аудитория читателей получала через сетевое издание самую оперативную доступную информацию по актуальным направлениям развития системы образования России. PDF-формат продолжил традицию печатного издания, и все, кому ближе бумажный вариант, имеют возможность его получить – опубликовать в печатном виде в своем регионе, что и делают сотни педагогов Тюменской области.

Слава богу, «Учительская газета» сохранена и в год своего 100-летия продолжает свою жизнь, и нас, читателей, это вполне устраивает. И когда мы узнали, что есть новоявленное печатное издание под названием «Учительская газета», возник вопрос: что это и зачем? Можно предположить, что кому-то захотелось присвоить столетнюю историю нашей «Учительской газеты», даже с орденом Ленина… Это вызвало недоумение в педагогическом сообществе не только в нашем регионе, но и по стране.

Кстати, в 2019 году на конкурсе «Учитель года» от Тюменской области прозвучало предложение об оцифровке архивных материалов «Учительской газеты». Поскольку именно наш регион одним из первых открыл филиал Президентской библиотеки, мы плотно работаем с ее коллекциями и были очень удивлены, что там не было материалов о самой важной профессиональной «Учительской газете». Мы с радостью узнали, что в рамках Петербургского международного экономического форума в июне 2023 года было подписано соглашение о сотрудничестве Президентской библиотеки с АО «Издательский дом «Учительская газета», согласно которому архивы переданы в Президентскую библиотеку.

Не поддавайтесь на провокации!

Вадим Мелешко

Вадим МЕЛЕШКО, бывший редактор отдела политики и экономики образования «Учительской газеты» (с 1996 года публиковался в газете, в штате с 2002 по 2023 год):

– Вы наверняка помните, что скрывается за словосочетанием «чудовище Франкенштейна». Кто запамятовал – так называется персонаж романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей».

Так вот, если электронную версию безвременно почившей «Учительской газеты» можно сравнить… нет, не с зомби, а со Спящей красавицей, которая вполне может вернуться к жизни, так сказать, традиционным способом, то какие-то другие проекты, предъявленные широкой публике как «та самая старая добрая, привычная всем «Учительская газета» с почти столетней историей», очень похожи, на мой взгляд, на упомянутое чудовище. Оно может ходить, издавать какие-то звуки, даже выглядеть как полноценное живое существо, но по сути своей это именно результат дьявольского эксперимента (если верить Шелли, неудачного и трагического).

Понимаю, возможно, кому-то очень хочется и дальше оставаться у руля. Но если позарез важно быть главным, надо сделать себе какое-нибудь другое издание. Как говорил один известный мультперсонаж, постройте свой собственный парк развлечений с блэкджеком и прочими атрибутами богатой жизни. Но играть на славном имени издания – это по меньшей мере безнравственно. А по большому счету, как мне представляется, подло.

Хочу обратиться к тем, кого приглашают стать авторами: вашими именами, на мой взгляд, прикрывают крайне неблаговидные поступки, а ваши перья нужны только для придания солидности, создания иллюзии, будто все осталось как и прежде.

Не поддавайтесь на провокации. Это другая газета.

История газеты принадлежит тем, кто ее действительно создавал!

Валентина Саренко

Валентина САРЕНКО, ответственный секретарь ИД «Учительская газета» (более 30 лет работала заместителем ответственного секретаря «Учительской газеты»):

– Конечно, 100-летняя история нашей «Учительской газеты» очень притягивает…

Уверена, что те многочисленные авторы, которые много лет сотрудничают с нашей газетой, оценят ситуацию правильно, ведь история газеты принадлежит тем, кто ее действительно создавал, развивал, а в столь сложной ситуации нашел путь ее сохранения через сетевое издание, которое ежедневно доходит до читателя, а также через новые PDF-выпуски «УГ», а это фактически печатная ее версия, которую мы с коллегами с января 2024 года начали делать ежемесячно, не прерывая процесса издания «Учительской газеты».

С изумлением увидела, что появившаяся газета с нашим наименованием заимствовала макет, верстку, рубрики, структуру – все то, что создавалось нами, редакционным коллективом «Учительской газеты», на протяжении многих лет! Как могло случиться, что недавно зарегистрированная газета на первой полосе пишет о том, что она выходит с 1924 года? Думаю, что на этот вопрос должны ответить те, кто пошел на этот… шаг!

Еще ни одному продолжению, ни одному ремейку не удавалось догнать по талантливости, глубине, яркости оригинал

Наталья Алексютина

Наталья АЛЕКСЮТИНА, специальный корреспондент газеты «Мой профсоюз» ИД «Учительская газета», бывший собственный корреспондент «Учительской газеты»:

– Нет более напрасной затеи, чем пересоздавать уже созданное. Существование второй «Учительской газеты» – это вторичность. Это все равно что перепеть спетое, причем неплохо спетое. Еще ни одному продолжению, ни одному ремейку не удавалось догнать по талантливости, глубине, яркости оригинал.

Сущность любой газеты, и «Учительская газета» здесь не исключение, в коллективе, в его творческой созидательности. Но эту созидательность нужно мотивировать, в том числе новыми смысловыми проектами, ее нужно поощрять, в том числе моральной и материальной поддержкой. Если вспомнить несколько последних лет, предшествовавших закрытию печатной версии настоящей «Учительской газеты», то ни того ни другого не наблюдалось и в помине. И трудно представить, что «вторичная версия», «часть вторая» сможет сменить частный вектор на общий и произвести на свет нечто уникальное.

Сетевое издание позволило придать новый импульс развитию «Учительской газеты»

Марина Кускова

Марина КУСКОВА, кандидат педагогических наук, доцент, первый проректор ТОГИРРО:

– Развитие системы образования, педагогической практики отражено в специальной литературе и педагогических печатных изданиях. Ведущей газетой для педагогов и управленцев, которая освещает основные проблемы образования, региональный опыт, показывает ярких и талантливых педагогов, уже на протяжении многих десятилетий является «Учительская газета».

Современная ситуация потребовала смены формата – появилась электронная версия (сетевое издание «Учительская газета»), позволяющая оперативно получать информацию, более доступная для широкого круга читателей. На страницах сетевого издания мы видим разнообразную тематику, отражающую современные тенденции в образовании, анализ авторского наследия ведущих отечественных педагогов, практику реализации государственных задач на уровне регионов, конкретных образовательных организаций и педагогов. Представлены замечательные авторы, а это для любого издания большая удача. Несомненно, в этом заслуга всего коллектива «Учительской газеты». Всегда интересны обсуждения проблем независимой оценки качества образования, инновационные приемы и методы лидеров образования, опыт нравственного воспитания, наставничества и многое другое.

Можно сказать, что сетевое издание позволило «Учительской газете» получить новый импульс и выйти к юбилейной дате еще более современной, актуальной и популярной. Всегда с большим нетерпением ждешь нового спецвыпуска издания, потому что это еще одна возможность обменяться идеями с интересными людьми, хорошими знакомыми, друзьями, профессионалами своего дела.

Главное для СМИ – крепкий, годами проверенный фундамент

Михаил Гуров. Фото: сайт teacherus.ru

Михаил ГУРОВ, учитель математики, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020, советник министра просвещения РФ:

– В этом году «Учительская газета» отмечает свое столетие. На протяжении века редакция укрепляла традиционные ценности педагогического сообщества, освещая наиболее острые аспекты непростого учительского труда, оказывала методическую поддержку, объединяла учителей из разных уголков страны.

«Учительская газета» стояла у истоков конкурса «Учитель года», невероятно много сделала для его развития и по сей день вносит огромный вклад в систему образования России. Сегодня издание переживает непростые времена перемен, но я уверен, что в современном мире главное для СМИ – крепкий, годами проверенный фундамент. Иными словами, коллектив и традиции! В первую очередь, конечно, люди, несущие в своих сердцах и умах неугасимый светоч столетней традиции. Все эти люди настолько известны в педагогическом сообществе, что не нуждаются в представлении. Именно поэтому я и мои коллеги с легкостью можем отличить настоящую «Учительскую газету» от любой другой.

«Учительская газета» объединяет, вдохновляет и окрыляет педагогов региона и России

Елена Володина. Фото: ТОГИРРО

Елена ВОЛОДИНА, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Тюменского института развития образования, к. ф. н., победитель конкурса «Учитель года России»-2008, член жюри конкурса нескольких лет, председатель Ассоциации творческих педагогов Тюменской области:

– 100-летняя история «Учительской газеты» – главного профессионального издания педагогов России – это уже без преувеличения часть национальной педагогики и в то же время славная страница образования Тюменской области. Все 30 лет конкурсного движения в нашем регионе связаны так или иначе с любимой «Учительской газетой», на страницах которой по традиции освещаются важные конкурсные и постконкурсные события: традиционные курсы и семинары для творческих педагогов с представлением опыта и лучших практик победителей и лауреатов всероссийского конкурса всех уровней разных лет, творческие встречи и мастер-классы.

И сегодня, когда «Учительская газета» продолжает свою историю в современном PDF-формате, она точно не менее любима и популярна в регионе, среди членов Ассоциации творческих педагогов Тюменской области и простых учителей.

Участники конкурса «Педагог года Тюменской области» получили в подарок спецвыпуск «Учительской газеты»

Не случайно (скорее символично!), что подарком конкурсантам, ветеранам педагогического движения, победителям прошлых лет на церемонии открытия конкурса «Педагог года Тюменской области» 15 апреля 2024 года стал свежий номер нашего дорогого издания, причем благодаря усилиям Ольги Владимировны Ройтблат, народного учителя, руководителя Центра общественно значимых проектов ТОГИРРО и более 20 лет генератора конкурсного движения в регионе, в привычном бумажном (распечатанном) варианте!

Так, преодолевая расстояния и каноны, «Учительская газета», как всегда, объединяет, вдохновляет и окрыляет педагогов региона и России, которые все так же могут не только быть в курсе всех событий национального образования, но и писать, как, например, я сама, об образовательной жизни региона и личных творческих открытиях.

С болью в сердце

Олег Парамонов

Олег ПАРАМОНОВ, заслуженный учитель РФ, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-1993:

И ты, распад всемирный, не убий
ту связь времен, – она еще поможет.
Ведь просто быть не может двух Россий,
как быть и двух Ахматовых не может.

С болью в сердце я вспомнил эти строки из стихотворения Евгения Евтушенко «Памяти Ахматовой». Вспомнил в связи с тем, что происходит сейчас с любезной моему сердцу газетой. Я вообще не заметил исчезновения привычной мне печатной «Учительской газеты», ведь даже для меня, человека того поколения, которое не очень дружит с цифровыми технологиями, очевидно, что современные учителя если и читают газету, то в электронном виде. Более того, я как читал, так и читаю ее на сайте в PDF-формате. Что лукавить, молодое поколение учителей давно уже не подписывается на бумажную газету, да и в школах популярен другой формат. При этом остались люди, с которыми мы связываем историю газеты, они ее символизируют и являются подлинными хранителями. Слава богу, усилиями истинных сотрудников и соратников газеты в трудное для нее время живет сетевое издание. Оно, я уверен, позволит существовать и достойно продолжит лучшие традиции нашей «Учительской газеты».

Сетевое издание достойно приняло эстафету

Екатерина Костылева. Фото: Вадим Мелешко

Екатерина КОСТЫЛЕВА, заместитель директора гимназии №16 Тюмени, руководитель центра научного творчества и робототехники «ФабЛаб» Тюменского государственного университета, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2021:

– «Учительская газета» на протяжении многих десятилетий освещает интересные истории из жизни педагогов, методические находки, новости о педагогических форумах, конференциях и школах для учителей. Рассказывает педагогам всей страны о достижениях и открытиях коллег. Публикует материалы о ярких и талантливых педагогах, об их открытиях и достижениях. Это позволяет педагогам всей страны почувствовать настоящее вдохновение, понять, что у них тоже многое может получиться, что есть самые разные пути для роста и развития.

Важность «Учительской газеты» сложно переоценить. Казалось, что век бумажного издания остался позади. Действительно век, ведь «Учительской газете» 100 лет. Но радостно, что она осталась жить и развиваться в новом формате. Сетевое издание достойно приняло эстафету. Многие педагоги с нетерпением ждут выхода каждого спецвыпуска сетевого издания. И часто обращаются к базе, чтобы найти какой-то материал. Хочу выразить благодарность главному редактору Никите Чудину, редактору Ирине Георгиевне Димовой и всему коллективу за то большое дело, которое они делают для всего педагогического сообщества, сохраняя «Учительскую газету» и продолжая ее развитие в сетевом издании.

Совсем не та «Учительская газета», которую я могу полюбить

Александр Асмолов

Александр АСМОЛОВ, российский психолог, педагог, исследователь, публицист, государственный деятель, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, директор Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор психологических наук, заслуженный профессор Московского государственного университета, академик Российской академии образования, заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, профессор года-2018 в номинации «Психологические науки», награжден орденом Дружбы, медалями К.Д.Ушинского и Л.С.Выготского:

– Чем больше я вглядываюсь в происходящие вокруг события, тем больше убеждаюсь в том, насколько опасны эмоционально-оценочные суждения. Когда-то появилась книга ректора Европейского университета «Обличать и лицемерить». Как только мы в любой проблемной ситуации внимаем технологии обличения, то сталкиваемся с тем, что не видим реальной ситуации. Поэтому я поделюсь своим видением ситуации и скажу, что для меня «Учительская газета». Она просуществовала столько, сколько просуществовала. Мало какая из газет появилась сразу после Гражданской войны, в годы нэпа, шаг за шагом став для учителей объединяющей силой и голосом образования. У нее были разные периоды в истории. Но для меня «Учительская газета» – это особое время. Я ознакомился с ней в 1986-1989 годах. Что тогда была «Учительская газета»? Она в доперестроечное время звучала не менее смыслово и ценностно, чем «Московские новости» Егора Яковлева. От нее ждали свежего воздуха и свежей мысли. И она такой стала.

Я во многом благодарен «Учительской газете», потому что именно в те годы я был совсем в другом мире, в мире психологии и факультета психологии МГУ. Но именно в те годы – 1986, 1987, 1988 – мне удалось увидеть «Учительскую газету» и познакомиться с яркими личностями. Первый – это великий Владимир Матвеев, и когда я говорю «великий», это не игра в похвальные эпитеты. Матвеев сделал себя великим человеком, а «Учительскую газету» – интеллектуальной сетью времени. С ней для меня также связаны Эдуард Днепров и Симон Соловейчик и те люди, без которых я не мыслю свободного духа «Учительской газеты», – Мариничева, Адамский, Ханхасаева. Все они не ждали ничего от адаптивной административной дисциплинарной педагогики, а рождали новое мышление. В горбачевские времена этот термин стал более востребованным.

«Учительская газета» создала интеллектуальную сеть, которую не просто читали свободные люди: она помогала учителям стать смелыми и свободными людьми. В 1988 году я не только стал главным психологом Государственного комитета СССР по образованию, но и выполнял роль советника по общению с прессой председателя Гособразования СССР Геннадия Алексеевича Ягодина. Именно «Учительская газета» при участии «Литературной газеты» помогла сделать великим съезд учителей 1988 года. «Учительская газета» отражала полярность мнений. Я говорю об этом не случайно. Для меня «Учительская газета» была газетой, которая имела мужество быть символом достоинства в мире образования. В те годы, когда мне довелось работать одним из руководителей Министерства образования России, во главе появились другие главные редакторы – прежде всего профессиональный и талантливый журналист Петр Положевец, уже ушедшая Виктория Молодцова, рядом с ними яркая, талантливая и преданно влюбленная в «Учительскую газету» Ирина Димова. Именно тогда «Учительская газета» старалась поддерживать все новое и прогрессивное в педагогике. Это были так называемые проклятые 90-е, которые и сегодня я считаю во многом лучшими годами для развития образования (1992-1998). На мой взгляд, этот период в нашей истории предоставил шанс создать систему вариативного образования. Это был расцвет той идеологии, которую я исповедовал и пытался нести учителям… Отдаю газете того времени дань уважения и потому, что она инициировала и развивала конкурс «Учитель года», который открыл обществу немало талантливых имен в мире педагогики.

Главный редактор «Учительской газеты» тогда – профессиональный журналист, выросший из «Комсомольской правды», Петр Положевец. Дару и профессионализму Петра никто не может отказать. Но ему приходилось в разные времена искать сложный баланс между властью и профессиональным сообществом, а значит, играть в сложные игры с властью. Когда приходится любить того или иного человека, потому что он носитель власти, то волей или неволей начинают меняться смысловая интонация и мелодия «Учительской газеты». Вместе с тем я понимаю, что такая полезная социальная адаптивность была необходима, чтобы сохранить многие новые идеи.

Но шло время. Произошла смена главного редактора. Я с радостью принял участие в том, что Петр Положевец стал руководителем фонда «Вклад в будущее» и продолжил в этом новом статусе логику Матвеева – движение от культуры полезности к культуре достоинства, политику персонализации образования. Но вместе с тем с его уходом с позиции главного редактора ослабло внимание к тому, что происходит в «Учительской газете». Вместо того чтобы в тяжелейшее для учителей время пытаться понять, как двигаться вперед, какие инициировать новые проекты и подходы, продолжать ли логику идей, которые были у Матвеева (свобода, культура, достоинство, видеть в учителях главных людей общества), новый ее руководитель увлекся, по моему мнению, политическими играми.

И тут возникли трудности, конфликты в коллективе (экономические и другие). Они привели к тому, что в «Учительской газете» произошла драма. Это историческая драма, из-за которой издательский дом «Учительская газета» оказался в глубоком кризисе. Я благодарен тем, кто в это трудное время стал выпускать «Учительскую газету» как интернет-издание, как сетевой орган, мы видим, что «Учительская газета» не канула в Лету.

Недавно появился – иронично замечаю, даже с моим портретом – клонированный вариант «Учительской газеты». Что стоит за этим клоном финансово и юридически? Я не буду действовать по логике «обличать и лицемерить», но когда я смотрю на этот клон, мне больно и грустно. Заимствованное название «Учительская газета» – это уже не просто адаптация, это суперконформизм. Она превращается в орган глубокого идеологического конформизма, обесценивая идеологию патриотизма, идеологию любви к людям. Читая ее, чувствуешь, что в ней идеи патриотизма используются в качестве рекламного социального товара, выставленного на продажу. Поэтому это совсем не та «Учительская газета», которую я могу полюбить, которая может сказать, что образование ведет за собой развитие общества. Для меня это трагедия.

Было бы смешно и антиисторично, если бы я по логике «обличать и лицемерить» перешел на упоминание тех или иных персон. И поэтому у меня боль за тех, кто создавал и любил матвеевскую «Учительскую газету», и тех, кто долгие годы сквозь все трудности продолжал ее лучшие традиции.

Будучи психологом, я должен сказать, что те люди, которые начинают играть в подобные игры, рискуют потерять не только репутацию, но и свое собственное лицо. Потерять себя как личность.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте