search
main
0

Жизнь – проезжая дорога

Прямо к станции летит тройка удалая

Открывшаяся в Московском государственном объединенном музее-заповеднике «Коломенское» выставка «Русская тройка» посвящена культурологическому и историческому явлению в нашей стране. Оно было столь обширно, что в выставке приняли участие многочисленные музеи, архивы, библиотеки России, а также частные коллекции.

Николай СВЕРЧКОВ. Катание на Масленицу. Холст, масло.
Фото предоставлено собранием Музея коневодства РГАУ МСХА

Конюшни и стойла, кареты и кибитки, тарантасы, возы, брички и коляски. Упряжь, бубенцы, колокольчики, дуги, подорожные грамоты и прогонные деньги, а еще ямщицкие песни, лихая езда в санях на Масленицу, ставки на ипподроме, рысь, аллюр, галоп, лошади… Все это понятия и принадлежности, связанные с русской тройкой – особым видом запряжки трех лошадей, при которой две пристяжные скачут галопом, а коренник – рысью. История русской тройки, картины прошлого в предметах и изделиях из дерева, кожи, произведений изобразительного искусства, скульптуры оживают в выставочных залах Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское». Подобное явление имеет не только давнюю историю, традиции, но и богатейшее воплощение в литературе, живописи, музыке, фольклоре. Ямщицкие песни, романсы, былины, пословицы, поговорки, поэзия, воспоминания, гадания – русская тройка неразрывно связана с культурой русского человека:

Э, и-ах за-апрягу я тройку борзых
Темно-карих лошадей,
Ох, да и помчуся в ноченьку морозну
Да прямо – ой, прямо к любушке своей!
(М.Горький, «В людях»)

Выставка «Русская тройка» – отдельное путешествие во времени и пространстве: от дворянских кабинетов до постоялого двора, от конюшни до почтовых станций, от подлинных предметов шорника до великолепных образцов декоративно-прикладного искусства, архивных фотографий, литографий, рисунков, малинового звона, таинственной зги и рискованного, азартного ипподрома, введенного в Российской империи в XVIII веке графом Алексеем Орловым.

Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский (1737-1807/08) был недюжинного таланта государственный деятель. Россия обязана ему помимо славных военных побед и сражений основами научного коннозаводства и появлением новой породы лошадей – орловского рысака (арабский жеребец Сметанка, датская лошадь, голландская кобыла и «породили» нашего рысака). Порода вышла хоть куда, пригодная и для воина, и для пахаря, как того и хотел фаворит императрицы Екатерины Великой. К слову, граф Алексей Орлов много читал, объездил немало конных заводов в Европе, а кроме этого, слушал лекции профессоров ветеринарной школы. Орловские рысаки обширно использовались для улучшения конского поголовья России, а также импортировались в страны Европы и США. На рысаках катались и ездили герои Александра Пушкина, Льва Толстого, Михаила Лермонтова, Дмитрия Мамина-Сибиряка, Ивана Тургенева, Александра Куприна. Владимир Гиляровский, «король репортажа», знаток дорог и многих обычаев Руси, так о них писал: «Но больше меня заинтересовал следующий выезд – карета на высоких круглых рессорах на паpe старых-старых, но породистых крупных рысаков, с седым кучером в голубой бархатной шапке с четырьмя острыми углами» («Люди театра»).

В позапрошлом веке езда на длинные расстояния была занятием многодневным, финансово затратным, а часто и утомительным. На своих ездили люди состоятельные, однако такое предприятие требовало немало времени: лошадей надо было кормить, давать им отдых. Вторым способом считалась езда на перекладных и почтовых, что было быстрее, но прогон чужих лошадей, возможный на почтовых станциях, мог оказаться также недешевым удовольствием: «- Как вам сказать… Намеднись, как ездил к зулусам, одних прогонов на сто тысяч верст, взад и вперед, получил. На осьмнадцать лошадей по три копейки на каждую – сочтите, сколько денег-то будет?» (М.Салтыков-Щедрин, «Современная идиллия»).

Отдельной социальной кастой были ямщики. На выставке можно увидеть отдельный зал, посвященный такого рода занятию. Ямщики – профессия исчезнувшая, но бывшая крайне важной до появления железнодорожного транспорта и регулярной почты. Ямщики не только доставляли государственные грузы до места, но и почту, а также перевозили чиновников. Жили ямщики в особых слободах, славились традициями в одежде, образе жизни, языке: «Нехлюдов приехал в Кузминское около полудня. Во всем упрощая свою жизнь, он не телеграфировал, а взял со станции тарантасик парой. Ямщик был молодой малый в нанковой, подпоясанной по складкам ниже длинной талии поддевке, сидевший по-ямски, бочком, на козлах и тем охотнее разговаривавший с барином, что, пока они говорили, разбитая, хромая белая коренная и поджарая, запаленная пристяжная могли идти шагом, чего им всегда очень хотелось» (Л.Толстой, «Воскресение»).

Так или иначе, но русская тройка – символ России. Она вобрала как идею славянофилов, так и сказочно-мифологическое представление об «огненных конях», уносящих главного героя ввысь. Образ русской тройки в литературе и искусстве менялся со временем, эпохами, развитием транспорта и политическими настроениями. Русская тройка была романтичной, лиричной, олицетворением крестьянского труда или же покинутой родины, печалью по потерянным молодым годам:

Сегодня ты на тройке звонкой
Летишь, богач, гусар, поэт,
И каждый, проходя сторонкой,
Завистливо посмотрит вслед…
Но жизнь – проезжая дорога,
Неладно, жутко на душе:
Здесь всякой праздной голи много
Остаться хочет в барыше…
(А.Блок)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте