Всероссийский конкурс «Учитель года» отмечает свое тридцатилетие. Сегодня нет ни одного региона страны, который оставался бы в стороне от конкурсного движения. Что означает это профессиональное состязание для педагогов? Как меняет жизнь конкурс «Учитель года»? Ответить на этот вопрос нам помогает обладатель звания «Учитель года Башкортостана-2016» Сергей ПЕРЕВЕРЗЕВ.
– Сергей, как сложилась ваша судьба после победы в конкурсе «Учитель года Башкортостана»-2016? Большое видится на расстоянии: сейчас, спустя три года, как вы отвечаете на вопрос, что вам дало участие в конкурсе?- Для каждого педагога профессиональный конкурс «Учитель года» – нелегкое испытание в психологическом, методическом и организационном плане. Он скрупулезнее любых существующих на сегодняшний день инструментов аттестации позволяет публично рассмотреть учителя с самых различных позиций: профессиональных, личностных, деловых.От этапа к этапу конкурс требует работы над собой. Если говорить откровенно, то я шел на конкурс без какой-либо высокой мотивации, но во время районного этапа появился кураж и азарт. Именно конкурс меня, молодого специалиста с 5‑летним стажем, заставил задуматься об отличиях моей педагогической практики, методов и приемов от того, что могли демонстрировать коллеги. Этим отличием уже тогда было активное применение ИКТ-технологий, социальных сетей, онлайн-сервисов. В 2016 году многие скептически к этому относились, но время показало, что это необходимый инструментарий современного учителя.Также конкурс дает возможность проверить, насколько твой опыт допустимо тиражировать в стенах других школ с другими учениками. На сегодняшний день я уверен, что без каких-либо опасений могу провести урок в любом классе. Важно отметить, что конкурс для меня в определенном смысле оказался и «поражением». Представляя нашу республику на всероссийском этапе, я не смог войти в число пятнадцати лауреатов. Помню, насколько сильным потрясением это было для меня. Помогли мои наставники, которые на сегодняшний день стали очень дорогими для меня людьми: Наталья Иванцова (директор школы №159 Уфы до 2018 года), Рима Ронжина (учитель математики лицея №58 Уфы), Ирина Саутина (учитель русского языка лицея №1 города Салавата) не позволили мне впасть в депрессию и пробудили мотивацию к дальнейшему профессиональному развитию.Чрезвычайно важной была поддержка моих учеников, которые очень тепло и восторженно меня встретили. Как после этого можно остановиться на достигнутом?! Нельзя опускать планку, нужно двигаться вперед. Возросший уровень профессионализма начал приносить настоящие плоды. Ими стали победители и призеры городских олимпиад и научных конференций различного уровня, выпускники со стобалльными результатами по ЕГЭ. Возник и новый уровень общения с учениками. Моей потребностью стали постоянное саморазвитие и самосовершенствование. Параллельно стали поступать предложения, дающие возможность карьерного роста.Сегодня я занят активной популяризацией конкурсного движения в Уфе и республике. Появилось большое число единомышленников, друзей, коллег во многих регионах страны. Сейчас работаю в Инженерном лицее №83 имени М.С.Пинского Уфимского государственного нефтяного технического университета, где курирую социально-экономическое направление.- Вы являетесь президентом клуба «Учитель года столицы Башкортостана». Расскажите об этом проекте.- Во-первых, не хотелось бы употреблять в отношении клуба слово «проект». Мы рассчитываем на долгое и счастливое будущее. Наш клуб – это проявление гражданского общества, а это имеет огромную внутреннюю созидательную силу. Инициатива его создания принадлежала самим учителям, прошедшим конкурсные испытания. Управление образования города совместно с Научно-информационным методическим центром поддержали идею и способствуют развитию клубного движения в столице региона. Три года назад в клубе было всего лишь три человека, вдохновителем его создания выступила Рима Ронжина, финалист всероссийского этапа конкурса «Учитель года»-2015. На сегодняшний день в нем состоит 19 постоянно действующих членов. Это настоящие профессионалы своего дела, ратующие всей душой за учительскую профессию, победители и призеры конкурса «Учитель года».Конкурс «Учитель года» в этом году проводился на региональном уровне в 24‑й раз, а на городском – 22‑й. Вы только представьте, сколько учителей прошло через конкурсные испытания, какой огромный потенциал педагогического мастерства возвращается в школы республики!Так что работы для всех много. Вершиной конкурса является победа на всероссийском уровне, а среди его победителей, к сожалению, пока нет учителя из нашей республики. Задачами клуба являются популяризация конкурсного движения, организационно-методическая и консультационная работа с конкурсантами.За три года клуб неоднократно представлял опыт уфимских учителей на российских площадках (Тула, Ульяновск, Самара, Курган, Елабуга, Ленинградская область, Москва), в настоящее время активно совершает педагогические десанты в районы Башкирии (Стерлитамак, Нефтекамск, Салават, Октябрьский, Туймазы). Однако самое ценное в том, что клуб – это один из способов самореализации для активных педагогов. Это дружба, поддержка, взаимопомощь и взаимопонимание. Совместно ставить цели и достигать их, генерировать новые идеи, не стоять на месте, развиваться. Мы так и называем клуб – «большая профессиональная семья».Одна из важных миссий общественного движения – создание положительного имиджа учителя, повышение престижа профессии. Клуб ведет активную страничку в социальной сети ВКонтакте, где освещает свою деятельность.Сегодня идет подготовительная работа для придания общественному объединению статуса юридического лица, это позволит участвовать в грантовых конкурсах для развития деятельности клуба.Многие задают вопрос: «Зачем вам это нужно?» Затем, что… ну, как-то жалко такую классную жизнь «в танке» проводить. Там, за броней, интересно!- Башкирский реском Профсоюза работников народного образования и науки РФ регулярно проводит семинары в рамках Школы молодого педагога. Вы и сами несколько лет назад выступали на одном из них с мастер-классом. Как отмечают начинающие учителя, одной из основных проблем для них является работа с родителями школьников. Как бы вы посоветовали молодым педагогам взаимодействовать с мамами и папами учеников?- Школа молодого педагога – это замечательный проект нашего рескома профсоюза, потому что именно в период адаптации к новым условиям возникает наибольшее количество вопросов и непонятных ситуаций у недавних выпускников вузов. А механизмы и инструменты наставничества отлажены далеко не во всех школах. И от того, насколько успешным окажется адаптивный период молодого специалиста, будет зависеть, останется он в системе образования или нет. По статистике лишь 40% молодых специалистов остается работать в школе после первого года работы. Поэтому встречи с людьми, добившимися успехов в своей профессии, важны.Вы задали хороший вопрос, ведь порой и опытному педагогу не удается наладить продуктивное взаимодействие с родителями. В первую очередь важно донести до родителя, что школа не враг ребенку и выступать по разные стороны баррикад – это неправильная тактика. У ребенка дома и в школе может быть две противоположные поведенческие модели. Поэтому важно привлекать родителей к участию в жизни школы. Например, устроить день открытых дверей и пригласить родителей посетить уроки вместе с детьми. Совместно подготовить какое-то школьное мероприятие, сходить на экскурсию, в поход. И очень важный нюанс: после каждого проведенного мероприятия с привлечением родителей нужно обязательно обсудить, что и для чего было сделано. У родителей, как у участников образовательных отношений, есть определенные права и возможности. Отсутствие взаимопонимания между родителями и педагогами только во вред ребенку. Поэтому важно уметь слушать и слышать друг друга. При этом молодой специалист должен понимать, что выстраивать общение с родителями нужно сугубо в деловом ключе. Часто молодые учителя допускают ошибки, например, при общении в мессенджерах и социальных сетях, где забывают о своей социальной роли и статусе.Думаю, образовательное сообщество, в том числе и профсоюз, помогут в становлении молодого учителя, главное – чтобы он сам этого хотел.- В российском образовании сегодня много болезненных тем: дефицит кадров, невысокая заработная плата учителей… Что, на ваш взгляд, нужно сделать в первую очередь для решения кадровых проблем?- Главное, что необходимо сделать, – обеспечить по-настоящему достойную заработную плату. Стыдно, когда специалисты с высшим образованием в расчетном листе видят графу «доплата до МРОТ». Учитель играет важнейшую роль в государстве, именно он во многом является образцом гражданина страны. От государственных властей мы часто слышим, что учитель – это призвание. Возникает ряд вопросов. Человек, работающий на высокооплачиваемой должности, работает не по призванию? Или призвание и высокая заработная плата в нашей стране несовместимы?Прежде всего нужно повысить ставки педагогических работников. И сделать это не путем увеличения нагрузки, а именно повысить. Учитель должен получать достойную зарплату при работе на одну ставку (18 часов в неделю). А уже затем должны идти надбавки, компенсационные и стимулирующие выплаты за определенные заслуги и профессиональные достижения.
Комментарии